Индивидуальность ученика и искусство педагога
Авторы: Ильюнина Елизавета Даниловна, Ильюнина Мария Павловна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
XIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2021)
Дата публикации: 01.10.2021
Статья просмотрена: 364 раза
Библиографическое описание:
Ильюнина, Е. Д. Индивидуальность ученика и искусство педагога / Е. Д. Ильюнина, М. П. Ильюнина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 18-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16681/ (дата обращения: 15.11.2024).
Педагогическое взаимодействие в музыкально-исполнительской педагогике относится к самому древнему типу социальных и дидактических отношений «учитель-ученик». Этот вид парной педагогики сложился на ранней исторической стадии и был ведущей дидактической моделью не только в элитном обучении будущего правителя, княжеских детей, но и в домашнем воспитании ребенка любого сословия.
Индивидуальное обучение в искусствоведческих сферах является особой формой профессионального обучения «у мастера», где межличностное общение, диалог между опытным музыкантом (мастером) и учеником всегда будет иметь особое значение, ибо в данном случае исполнительское мастерство, формирование души, мировоззрения, художественного мышления, эстетического вкуса, т. е. развитие личности художника может быть достигнуто лишь при непосредственном контакте между учителем и учеником «в единственном числе».
Представленная тема очень обширна. К ней относится буквально все, что связано с учебным процессом, с личностью ученика и педагога, с их взаимоотношениями. Эта тема связана с вопросами педагогики, психологии, музыкальной педагогики, которая заключает в себе научное и художественное познание. Но я хочу затронуть только некоторые наши школьные, чисто музыкально-педагогические проблемы, опираясь, в основном, на собственный опыт и наблюдения.
Основными качествами личности педагога является доброта, чуткость, тактичность плюс знание своего предмета и умение его преподнести. Эти качества как раз и составляет то, что мы понимаем под термином «педагогические способности». Опыт показывает, что даже при наличии больших педагогических способностей, учитель, не владеющий целым комплексом средств в области воспитания детей, не осмысливающий опыт других товарищей, замыкающийся в стенах своего класса, не добивается хороших результатов в работе. Педагогу надо иметь широкий круг интересов, много слушать, читать, видеть.
Дети требуют большой чуткости со стороны педагога. Надо уметь уловить их настроение и даже самочувствие, наблюдать реакцию детей, не переходить ни в чем меры, к месту сделать замечание, не утомлять внимания, быть всегда на высоте положения. Все это трудно, требуется постоянный самоконтроль, постоянная работа мысли и огромная затрата энергии. Педагог должен постоянно жить в поиске.
Наш труд результативен только при условии совместной работы ученика и педагога, при большой активности и заинтересованности обучающегося. Одна из главных задач педагога — активизация деятельности учащегося.
Активный ученик заинтересованно работает на уроке и дома, стремится к преодолению трудностей, с интересом и вниманием воспринимает то, что ему объясняет и показывает педагог.
Всем нам известны примеры уроков педагогов, которые много знают, отлично владеют инструментом, очень активны на уроках, сами много говорят, играют, но оставляют часто равнодушными, безучастными своих учеников. Бурная активность педагога проходит мимо, не затронув чувств ребенка. Такое, порой, происходит потому, что педагог своей активностью подменил активность ребенка, без которой невозможен результативный процесс обучения.
Ученик должен чувствовать за собой право высказать свое мнение и должен отстаивать его. Чаще надо обращаться к ребенку с вопросом: «А ты как думаешь?»
Плохо, когда ученик боится своего педагога. Боясь педагога, ученик молчит, замыкается в себе, не говорит о своих затруднениях, на вопросы педагога отвечает односложно. В таких случаях нет духовного контакта между учеником и педагогом, не бывает творческой обстановки на уроке.
Необходимо ученику внушить уважение к педагогу, веру в его профессионализм, в справедливость его требований, хорошо, если в ученике эти чувства сопровождаются чувством любви к педагогу. На любви, восхищении ребенка педагогом, особенно на первом году обучения, пожалуй, держится весь наш педагогический процесс. На этом первоначальном этапе обучения сама музыка еще мало захватывает чувства ребенка, ему приходится преодолевать много трудностей в процессе приспособления к инструменту и овладению им. В этот период особенно важно, чтобы педагог нравился ребенку, чтобы ему приятна была похвала педагога, и он всеми силами старался ее заслужить, чтобы руки учителя, которые ежеурочно поправляют и направляют руки ребенка и учат их быть податливыми, «умными», вызвали в нем положительные эмоции.
А ведь мы, педагоги, знакомы и с совсем иной реакцией — когда, направляя движения ребенка, мы, зачастую, чувствуем скрытое сопротивление, нежелание пойти навстречу требованиям педагога. При таких обстоятельствах надо постараться разрядить обстановку, отвлечь ребенка шуткой. Дети очень любят, когда педагог веселый, разделяют его хорошее настроение, радуются его смеху. Шутка снимает усталость, напряжение, раздражение.
Пусть чаще на уроках музыки дети улыбаются, нам будет легче работать, а им приятней учиться.
Сложная иногда бывает обстановка на уроке — скучная, напряженная. Ученик приходит на урок подавленным, угрюмым, с чувством вины, и -«снова не сделал». Он играет так же, как и на предыдущих уроках, педагог говорит то же, что и раньше, но уже с раздражением и довольно резко, на повышенных тонах. Крик, раздражение, грубость — не помощники в работе, это признаки педагогической слабости и беспомощности. Просто педагог «разрядил» свою нервную систему. Может быть, для здоровья и неплохо, но для дела — определенный вред. И как бы не пришлось потом педагогу слишком часто так «разряжаться», т. к. педагог распускается, а ученик привыкает к крику, не реагирует на него, а только озлобляется. Ни в коей мере не способствуют повышению качества работы ученика постоянные упреки, нарекания. Даже в плохом исполнении музыки, при большом желании, можно найти что-то хорошее, на это и надо опираться в работе с детьми.
Без поощрения трудно вызвать интерес к занятиям у ребенка. Взрослые, и те нуждаются в одобрении, а детям похвала нужна вдвойне.
На самых маленьких, непосредственных, которые еще не умеют скрывать свои эмоции, это особенно видно. Нам всем приходилось наблюдать следующее: попросят ребенка продекламировать стихотворение — он долго отказывается, стесняется, а расскажет, его похвалят — и он уже готов рассказать все, что знает.
Из вышесказанного следует, что, обучая ребят музыке, шаг за шагом ведя их к своему идеалу исполнения музыкального произведения, педагог должен фиксировать и одобрять успехи детей, а все недостающие им музыкальные и двигательные качества вырабатывать постепенно, кропотливо, работая из урока в урок.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы же имеем дело с детьми. Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими страданиями до тех пор, пока огонек опять не загорится, (а зажечь его вторично, ой, как трудно!). Ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя. Или еще хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей. Сердце охватывает гнев и возмущение, когда видишь такого равнодушного, безропотного ребенка».
Бывает, конечно, в педагогической практике много таких моментов в работе с учащимися, когда педагог вправе возмутиться, когда он свой гнев может и должен выразить в резкой. Категоричной форме. Например, грязный, на протяжении нескольких уроков текст, или проведенная на предыдущем уроке большая, кропотливая работа педагога сведена на нет небрежностью учащегося. Бывает очень обидно: жаль времени, сил. Много подобных моментов встречается в нашей работе, и педагог вправе сердиться, но он должен выразить этим верную реакцию ученика — чувство своей вины, желание исправить недостатки в работе. В таких случаях ученик должен уходить с урока с желанием потрудиться и как можно лучше делать то, на что была направлена энергия педагога, а не с чувством злости и обиды на него. Ведь мы, педагоги, в отдельных случаях оказываемся во власти ученика: не захочет — не сделает. А надо, чтобы он хотел, для этого он должен хорошо понимать требования педагога, чувствовать их справедливость и необходимость, тогда, возможно, он будет работать с большим желанием, сознательней и целеустремленней.
Особенно важно, чтобы ученик осмыслил требования педагога, к недостаткам организации игровых движений, в противном случае портятся взаимоотношения, а недостатки у ученика остаются, несмотря на большую затрату энергии и сил со стороны педагога.
Нужно ли ставить оценки? Очень часто ребята судят о справедливости педагога по тому, как он оценивает их работу. О системе оценок стали много говорить. Для нас, педагогов музыки, оценить игру ребенка бывает не просто, но, тем не менее, ребята в общеобразовательных школах приучены к системе оценок, они их ждут, часто родители просят оценивать работу ребят в любом случае, на каждом уроке. И тут так же, как и во всем остальном, подход должен быть строго дифференцированным: кому-то действительно не надо ставить на данном этапе оценок. Ученик старается, но что-то у него не получается пока или он еще не умеет правильно работать.
Надо избегать отрицательных эмоций, связанных с низкой оценкой у ранимых, чувствительных ребят. А есть немало ребят, которые умеют очень объективно смотреть на оценки. Плохо подготовился, недостаточно занимался — тройка. «Все ясно — надо поднажать, тем более что дома еще нотация предвидится». А бывает, что и двойка сыграет свою положительную роль. Выучит все к следующему уроку, да, еще как! Но злоупотреблять этим нельзя, ни в коем случае, — это один из крайних педагогических приемов.
Иногда бывает, что ученик занимался и хорошо (по его мнению), а оценку за урок получил низкую. Это обидно, конечно, для ученика, но он должен всегда понимать, почему получился такой разнобой, а для этого педагог должен всегда мотивировать оценки. Ученик должен знать, за что он получил ту или иную оценку. Это обусловит веру в справедливость педагога. А это качество личности педагога ребята очень чувствуют и высоко ценят. Многие педагоги правильно делают, оценивая различные виды работ; в таких случаях удается за что-то поощрить, а за что-то и наказывать. Но все же, в большинстве случаев, особенно в младших классах, оценка должна носить поощрительный характер, характер вознаграждения за сделанную работу.
Без средств эмоционального воздействия, т. е. без конкретно-исполнительского показа, а главное — без искусства слова, занятия с учащимися превращаются в тяжелый, неблагодарный труд. Из большого количества путей к эмоциональному воздействию на учащихся слову принадлежит главенствующая роль. В живой педагогической практике слово должно нести и рациональные, и эмоциональные функции. Педагог должен не только указывать на ошибки, на недочеты в работе, а живо, увлекательно пояснять, украшая свою речь образными эпитетами, сравнениями, ассоциациями. Такие определения, как «мягкий звук», «ласковое прикосновение», «строгое, величественное исполнение», «холодное звучание» и др. стали ходовыми в педагогической практике, но свой лексикон надо постоянно обновлять. К одним и тем же словам дети привыкают и уже на них не реагируют.
Невозможно обучать искусству музыки, не развивая в детях ассоциативного мышления. Художественная работа над произведением на это, в основном, и опирается. Так же тесно связано с умением ассоциативно мыслить творческое восприятие музыкального искусства.
Словесные музыкальные характеристики важны еще и потому, что связанные с содержанием исполняемой музыки, они способствуют пробуждению в учащихся творческого воображения.
С.Соловейчик в своем очерке о Сухомлинском пишет: «Умная мысль и красивое слово — путь к пробуждению чувства, так же, как чувство рождает красивый образ, образное слово».
Речь педагога должна быть дифференцирована. В какой форме говорить с учеником, с какой интонацией — зависит не только от возраста ученика, но и от его темперамента и других индивидуальных качеств. С кем-то из ребят надо говорить эмоционально, громче, чем обычно, а с кем-то, наоборот, -очень спокойно. Также форма разговора с учеником зависит от того, насколько хорошо знают друг друга педагог и ученик, насколько они близки. Иногда ученик понимает педагога с полуслова, тут и жеста достаточно, чтобы его направить. Такое понимание бывает, когда педагог и ученик уже давно вместе работают, когда ученик хорошо знает требования педагога, его мимику, жесты, когда ученик восприимчив и податлив в работе.
Одним из важных средств эмоционального воздействия на ученика является конкретно-исполнительский показ.
Педагог по специальности, прежде всего, должен быть хорошим музыкантом, должен знать природу и особенности инструмента и все те элементы, из которых складывается умение игры на нем. Виды музыкального показа не перечесть и не предусмотреть. Они подсказываются самой работой с учеником. К их числу можно отнести:
1. Знакомство с произведением целиком. (Дать почувствовать ученику характер музыки, построение, общую направленность; постараться заинтересовать, увлечь).
2. Показ носит характер музыкального объяснения, когда педагог сознательно подчеркивает и даже утрирует те элементы, которые он считает необходимыми в исполнении ученика.
3. Показ носит характер схемы, расчленения трудностей для большей наглядности.
4. Показ разных способов работы над каким-либо трудным местом или техническим материалом.
Цель педагога — помочь, объяснить, активизировать ученика, а не добиваться слепого копирования, поэтому показывать ученику надо в разумных пределах. Не надо увлекаться показом, подавляя и обезоруживая ученика своим умением.
Чувство меры не должно изменять педагогу, и настроение ученика должно быть все время в поле зрения.
Главное в конкретно-исполнительском показе — это помочь ученику вникнуть в суть музыки.
Педагог, в какой-то степени, должен быть артистом; все заботы, настроения надо оставлять за дверями класса. Во время занятий надо стараться отключаться от посторонних дел и мыслей. Это, безусловно, очень трудно. Порой наши нервы напряжены до предела, всякие неприятности, жизненные невзгоды, у кого их нет? А порой, просто себя неважно чувствуешь или бывает какое-то подавленное настроение. Всякое с нами бывает, но надо в таких случаях волевым усилием заставить себя с достаточной педагогической гармоничностью и тактом проводить уроки. Не заставлять ученика «отдуваться» за то, в чем он совершенно неповинен. Постараться, в меру наших сил, быть ему полезным. В этом одна из трудностей профессии педагога, стараться всегда быть в форме. Нам плохо, а дело наше страдать от этого не должно, так как у нас живой материал — дети, и то, что не сделано на одном уроке, не наверстаешь на другом, так как каждый урок ставит новые задачи.
Не каждому педагогу дано стать артистом, на каждый должен стремиться к этому. Перед учителями детских музыкальных школ, как звездочка, к которой надо стремиться постоянно, должны сверкать вершины нашей педагогики, будь то Ямпольский, Нейгауз, Янкелевич. В частности, ученики Нейгауза отмечают артистизм, как неотъемлемую часть его педагогики. И. З. Зетель в своей статье «Рыцарь музыки», посвященной Г. Г. Нейгаузу, писал: «Одна из замечательных заслуг Генриха Густавовича перед нашим искусством — умение поднять педагогику до высот артистизма».
Работая с детьми, надо в первую очередь их любить, причем любовь к детям должна выражаться в чутком отношении к ним, в сердечности, ласке, без излишней сентиментальности. Дети чувствуют расположение педагога и тянутся навстречу, бывают, благодарны и доверчивы, делятся своими заботами, советуются.
При всей гуманности, доброте педагога учебный процесс надо проводить на высоком уровне требовательности к учащимся. Не всегда и не всех учащихся можно и нужно учить на сложном материале, но стараться добиваться хорошего качества надо со всеми учащимися, независимо от их данных. Средние ученики не должны чувствовать поблажки со стороны педагога, не должны обучаться по явно заниженной программе — это их расхолаживает. Педагог к ним тоже должен относиться заинтересованно и ставить перед ними умеренно-трудные задачи, на преодоление которых им приходилось бы тратить определенные усилия, так как не может быть интереса там, где не ставиться никаких серьезных задач.
Нельзя идти на поводу у учащихся, надо их вести вперед, вырабатывать у них умение, правильные навыки; в одних случаях это удается быстрее, легче, а в иных — сложнее — приходится повозиться и немало.
Нет легких учеников, все они требуют много энергии и сил.
Педагог должен тонко, всесторонне знать своего ученика, иметь полное представление о его природных данных, об особенностях его характера, мышлении, психике, о его развитии. Только на основе полного понимания ребенка можно правильно строить работу и находить эффективные методы обучения каждого из них.
Хорошо, когда в практике педагога применяется коллективное прослушивание программы с присутствием учеников и родителей. Ведь родителям редко удается, а чаще и совсем не удается прослушать всю программу своего ребенка в полном звучании.
На классных концертах это одна, две пьесы, а тут исполняется крупная форма. Это вызывает у родителей большой интерес и уважение к труду своего ребенка, так как его игра воспринимается совершенно иначе. Они начинают лучше понимать те серьезные задачи, которые ставит перед их детьми педагог музыкальной школы, так как тут уже разговор не только о деталях, а о главном — о музыке.
Прослушивание лучше проводить небольшими группами ребят близкими по классу, чтобы не утомлять их внимание и слух. Детям полезно слушать музыкальные произведения, которые возможно они скоро будут играть или не так давно играли. Они сравнивают, многое у них на слуху и им легче впоследствии дается освоение этих произведений.
В одно и то же время такие прослушивания могут быть генеральной репетицией к академическим концертам, они не требуют специальной подготовки, а наоборот, помогают учебному процессу.
На первом году обучения, когда малыши еще почти не играют, хорошо их собирать на контрольные уроки. На них ребята друг перед другом в присутствии своих родителей демонстрируют ряд видов работ.
Родителей надо сделать помощниками в работе с учащимися, но участие их не должно носить назойливый характер опеки — это раздражает ребят и отбивает всякую охоту к работе. Родителей надо учить помогать детям, надо им объяснять, что входит в их компетенцию, а чего не следует касаться. Я считаю, что в современном обществе существует проблема «угасания родительской инициативы». Она выражается в том, что современные родители, в лучшем случае, склонны препоручать образование и воспитание своего ребенка «третьим лицам»; доля времени, посвящаемого ими семейному общению ничтожно мала; потеряна преемственность в традиции домашнего воспитания, вопросы педагогической культуры зачастую лежат вне сферы интересов родителей.
С сожалением хотелось бы отметить, что в моей практике, встречаются в большинстве своем родители-наблюдатели. В этом, полагаю, главная проблема для меня, как педагога. Я часто вспоминаю слова выдающегося музыканта Г. Нейгауза о том, насколько важнее имеет для пианиста хороших родителей, чем хороших учителей. Без помощи родителей обучение ребенка музыке становится очень сложным.
Как же изменить ситуацию? Как сделать родителей помощниками, участниками образовательного процесса? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Я считаю, чтобы этого достичь, важно ориентироваться на индивидуальные потребности каждого родителя, а не просто читать им доклады или лекции. Родитель должен увидеть в педагоге профессионала, заинтересованного в индивидуальном развитии его ребенка, а педагог, в свою очередь, должен доказать свой профессионализм знаниями.
Вся атмосфера взаимодействия педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители — его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи. Я полагаю, что целесообразно сочетать коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации — размышления, выполнение индивидуальных поручений и т. п.
Безусловно, эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Очень важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, разбудить желание поделиться своими мыслями, сомнениями. Может быть, мое утверждение покажется странным, но я считаю, что родителей тоже надо формировать, воспитывать, конечно, с учетом их возрастного и жизненного опыта. Обучать взрослых гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта, чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая.
Если удается держать родителей постоянно в курсе продвижения их ребенка и его соучеников, то такие родители ревниво относятся к успехам своего ребенка, что не бесполезно для дела и «болеют» за весь класс в целом.
Наше общение с детьми длится долгие годы. Они приходят к нам крошками, а уходят молодыми людьми. Быть «учителями музыки, ее разъяснителями и толкователями», как писал Г. Г. Нейгауз — это, конечно, основная задача педагога-музыканта, но не менее важно воспитание личности ученика.
Влияние педагога на ученика исключительно многогранно! Интеллект педагога является одним из важных источников познания ребенка, душевное богатство педагога, его внешность, манера поведения, — все это служит цели воспитания.
Много нам, педагогам, надо уметь и знать, думать и искать, перенимать опыт и щедро делиться своим, чтобы воспитанники наши росли культурными людьми, честными, трудолюбивыми, искренне любящими музыку.
Литература:
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. — М.: Советский композитор, 1985
- Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. — М.: Классика — ХХI, 2004
- Ражников В. Резервы музыкальной педагогики. — М.: Знание,1980