Рекомендации по использованию методов диагностики и мониторинга воспитанности в школах-интернатах для обучающихся с ОВЗ
Автор: Замфир Марина Юрьевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
XVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2021)
Дата публикации: 05.11.2021
Статья просмотрена: 551 раз
Библиографическое описание:
Замфир, М. Ю. Рекомендации по использованию методов диагностики и мониторинга воспитанности в школах-интернатах для обучающихся с ОВЗ / М. Ю. Замфир. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 48-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16725/ (дата обращения: 19.12.2024).
Своеобразие обучения детей с нарушением слуха требует особых условий, подбора специальных методов, средств, создание специальной среды с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ для их полноценного развития, обучения и воспитания. Процесс воспитания школьников с нарушением слуха предполагает обязательное проведение мониторинга воспитанности и социализации, который актуален и эффективен только при наличии билингвистического подхода. При проведении мониторинга используются различные методы диагностики, применяются они при обязательном использовании педагогами русского жестового языка с учетом слухоречевого развития каждого школьника.
Ключевые слова: воспитание, диагностика, слабослышащие, школа-интернат, методы.
Вся система коррекционной воспитательной работы в школе-интернате направлена на социальную адаптацию обучающихся с ОВЗ к реальностям окружающего мира, на формирование осознанного добросовестного включения в трудовую и общественную жизнь страны. Личность школьника является главным показателем эффективности воспитательного процесса. Позитивные изменения, которые происходят в личности ребенка, можно охарактеризовать как личностный рост, который выражается в формировании и развитии гуманистических ценностных отношений к миру, к людям, к себе самому. На изучение личности и на условия для ее развития направлен мониторинг процесса воспитания, способствующий выстраиванию педагогической траектории личностного роста школьника. Изучая и анализируя состояние социализированности и воспитанности школьников с ОВЗ, педагоги определяют цели коррекционно-воспитательной работы, дифференцированно подходят к формированию и развитию их личностных качеств и устойчивой гражданской позиции.
Особенности проведения мониторинга
Мониторинговые процедуры проводятся среди школьников, имеющих различную нозологию (нарушение слуха, речи). На протяжении всего реабилитационно-воспитательного периода учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей. Работа со школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР) проводится с помощью речевого общения, т. е. через слово, проводятся опросы и беседы (тематически направленный диалог). Взаимодействие со школьниками, имеющими нарушения слуха организуется через слово и жест, в связи с этим педагоги широко используют в работе дактилирование и жестовый язык, текст опросного материала максимально адаптируется для индивидуального восприятия, понимания обучающихся с ОВЗ. В работе педагогами применяются технические средства в виде звукоусиливающей аппаратуры, школьниками используются индивидуальные слуховые аппараты.
Диагностические процедуры осуществляются в рамках воспитательной работы с учетом реализации программ внеурочной деятельности «Воспитание и социализация», «Программа реабилитационно-воспитательного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья», основным направлением которых является формирование системы духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни и социального опыта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Мониторинговые процедуры проводится в ОУ два раза в год, представляют собой систему, содержащую сбор, анализ, отслеживание, коррекцию, сопоставление результатов наблюдения для прогноза развития, разработку рекомендаций, дальнейшее планирование воспитательной работы. Диагностика проводится в начале учебного года (сентябрь — октябрь), ее результат является основанием для корректировки рабочих программ и индивидуализации воспитательного процесса. По завершению года (апрель — май) проводится повторная диагностика. (Приложение)
Система мониторинга предусматривает требования к инструментарию мониторинговых исследований. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения процедуры, описание системы оценивания ответов, таблицы для фиксации результатов обследования, интерпретации результатов.
Для проведения диагностических процедур используются следующие методы и методики, которые и определяют уровень отношения школьника к гуманистическим ценностям современного мира и уровень его социализированности:
– Педагогическое наблюдение во время режимных моментов (для 1–9 классов).
– Методика «Социализированности личности» профессора Рожкова М. И. дополненная из методики Григорьева Д. В., Кулешова И. В., Степанова П. В. «Личностный рост» (для 1–4 классов);
– Методика «Личностный рост школьника» Григорьева Д. В., Кулешова И. В.; Степанова П. В. (для 5–9 классов).
Для сбора и обработки информации используется метод изучения документации (дневники наблюдений, характеристики …). Диагностико-прогностическая деятельность осуществляется с помощью педагогического наблюдения , проводимого во время режимных моментов. Содержание работы включает наблюдение, фиксирование результатов, обработку данных, анализ и оформление результатов, рекомендаций, корректировку программ.
– Наблюдение проводится за познавательной активностью обучающихся. Рассматриваетсябыстрота включения в работу,самостоятельность выполнения того или иного задания,доведение работы до конца, отношение к своим успехам, навыки самостоятельной работы и самоконтроля, учитывается желание выполнять работу, принимает ли воспитанник помощь, его самостоятельность в усвоении и применении полученных знаний на практике.
– Наблюдение проводится за особенностями поведения , а именно за наличием или отсутствием выраженных поведенческих расстройств, колебанием настроения, выражением эгоизма, проявление повышенной возбудимости.
– Рассматривается р оль воспитанника в коллективе. Является ли онлидером или ведомый,управляем,активен,драчлив , агрессивен.
– Наблюдаются контакты воспитанника, характер его общения со сверстниками и взрослыми.
– При наблюдении отмечается наличие вредных привычек, например: нецензурно выражается, курит; врет; осознанно отказывается соблюдать правила гигиены и др.
Для изучения социализированности личности при проведении диагностических процедур в 1–4 классах используется методика, разработанная профессором Рожковым М. И. (дополненная из методики Григорьева Д. В., Кулешова И. В., Степанова П. В. «Личностный рост»). Данный материал адаптирован для учащихся начальных классов. В диагностическом материале для определения уровня социализированности личности школьников младших классов предлагаются к рассмотрению следующие категории: социальная адаптированность, активность, автономность, нравственная воспитанность, отношение к Отечеству и природе. С целью выявления достигнутого уровня необходимо прослушать (прочитать) 30 суждений и оценить степень своего согласия с содержанием по определенной шкале. Диагностические материалы представлены инструкцией по проведению процедуры, самим перечнем суждений, инструкцией по обработке данных, интерпретацией результатов (приложение).
Для школьников 5–9 классов предложено использовать диагностику «Личностный рост», разработанную П. В. Степановым, Д. В. Григорьевым, И. В. Кулешовым. Школьникам необходимо прочить суждения, подумать и честно ответить, как они могут выразить степень своего согласия, руководствуясь предложенной шкалой. Диагностические материалы представлены инструкцией по проведению процедуры, опросным листом, бланками для ответов, инструкцией по обработке данных, интерпретацией результатов.
Для обработки полученных количественных данных используются математические методы исследования, для статистической обработки данных хорошо зарекомендовал себя табличный редактор Microsoft Excel. Редактор позволяет заносить данные исследования в электронные таблицы и проводить быстрые расчеты. Табличный редактор Microsoft Excel с помощью встроенного мастера диаграмм позволяет выстроить графики, гистограммы результатов и отследить динамику, которую в дальнейшем используют на других этапах исследования для выявления степени социализированности и воспитанности обучающихся.
Итоги мониторинга оформляются в таблицах, диаграммах, составляются сравнительные диаграммы показывающие динамику развития того или иного процесса. Итоги отражаются в аналитических справках, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации индивидуально для каждого обучающегося. При хранении данных мониторинга соблюдается информационная безопасность, направленная на сохранение персональных данных всех участников мониторинга, пресекающая несанкционированное вмешательство с целью фальсификации и изменения данных. Информация хранится в базе данных, в электронном виде и на бумажных носителях. Она структурирована, прошла статистическую обработку, содержит интерпретацию и анализ результатов. В информации указаны принятые управленческие решения.
В таблице 1 представлены методы, диагностические методики, рассматриваемые категории.
Таблица 2 содержит основные рекомендации для повышения уровня диагностируемой категории.
Таблица 1
Методы, диагностические методики для определения уровня воспитанности и социализированности
№ |
Инструментарий мониторинговых исследований |
класс |
Диагностируемые категории |
|||||||||||||||||
1 |
Наблюдения во время режимных моментов |
1–9 |
Познавательная активность |
Особенности поведения |
Роль в коллективе |
Контакт с детьми |
Наличие вредных привычек |
|||||||||||||
2 |
Методика для изучения социализированности личности (Рожков М. И.) |
1–4 |
Социальная адаптированность |
Активность |
Автономность |
Нравственная воспитанность |
Отношения к Отечеству |
Отношения к природе |
||||||||||||
3 |
Методика «Личностный рост» (авторы: И. В. Кузнецова, П. В. Степанов, Д. В. Григорьев) |
5–9 |
Отношение |
|||||||||||||||||
к семье |
к Отечеству |
К Земле (природа) |
к миру |
к труду |
к культуре |
к знаниям |
к человеку как таковому |
к человеку как к Другому |
к человеку как иному |
к своему телесному Я |
к своему душевному Я |
к своему духовному Я |
||||||||
Таблица 2
Рекомендации для улучшения показателей личностного роста обучающихся
№ |
Изучаемые объекты |
Показатели личностного роста, % |
Рекомендации для улучшения показателей личностного роста |
||
устойчиво-позитивное (от +15 до +28 баллов) ситуативно-позитивное отношения (от +1 до +14 баллов) |
ситуативно-негативное (от -1 до -14 баллов) устойчиво негативное отношения (от -15 до -28 баллов) |
||||
Полярные качества |
|||||
|
|||||
|
Отношение к семье |
Уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию |
Социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни |
Предусмотреть в программе комплекс мероприятий направленных на сотрудничество с семьей при реализации КТД, социальных проектов и т. д. |
|
|
Отношение к Родине |
Гражданственность, Патриотизм |
Обывательство и социальное иждивенчество |
включить в план воспитательной работы мероприятия, направленные на формирование гражданской позиции и развитие патриотизма на основе деятельностного подхода (активное участие в реализации тематического модуля ко Дню Победы). |
|
|
Отношение к Земле (природе) |
Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам |
Потребительское отношение к природе и ее богатствам |
использовать активные формы работы по формированию и развитию экологической грамотности и культуры (марафоны, акции, слеты и т. д.) |
|
|
Отношение к миру |
Миротворчество и неприятие насилия, пацифизм |
Проявление Милитаризма |
наметить комплекс мероприятий направленных на формирование миролюбия, общечеловеческих ценностей (информационно — просветительские, тренинги, акции, военно — патриотические эстафеты). |
|
|
Отношение к труду |
Трудолюбие, стремление к творчеству |
Лень |
привлекать обучающихся к благотворительным акциям через сотрудничество с семьей, убеждение в рамках законности. |
|
|
Отношение к культуре |
Интеллигентность |
Бескультурье, хамство и вандализм |
мероприятия необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с городскими культурно — просветительскими учреждениями (театр, библиотека, музей и т. д.), устраивать мероприятия, предметные недели). |
|
|
Отношения к знаниям |
Любознательность |
Невежество |
продолжить работу по формированию устойчивого познавательного интереса к знаниям, подчеркивая их социальную значимость. Реализация плана психолого — педагогического сопровождения |
|
II. Отношение к другим людям |
|||||
|
Отношение подростка к человеку как таковому (такой же, как Я сам) |
Гуманность |
Жестокость |
А ктивно включать обучающихся в работу дискуссионного характера, акции милосердия, тренинги, совместные мероприятия со взрослыми, шефскую работу. |
|
|
Отношение к человеку как Другому (как Альтер -Эго (не Я) |
Альтруизм |
Эгоизм |
Целенаправленное формирование чувства коллективизма и взаимопомощи на основе сотрудничества (Ученик — Педагог — Родитель) |
|
|
Отношение человеку как иному (не такой как Я) |
Толерантность |
Ксенофобия, национализм, расизм |
Проанализировать сложившуюся ситуацию (в детском коллективе, на родительском собрании). сформировать цикл мероприятий, направленных развитие толерантных отношений (подросток — подросток, подросток — учитель, воспитатель). |
|
III. Отношение к самому себе |
|||||
|
Отношения к своему телесному |
Забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни |
Пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма |
Повышение грамотности, проведение мероприятий направленных на формирвание ЗОЖ, пропаганда среди обучающихся, населения |
|
|
Отношения к своему душевному |
Самопринятие и душевное здоровье |
Комплекс неполноценности |
Оказание психолого-педагогической помощи (консультирование, тренинги. Повышение психологической грамотности школьников. Цикл мероприятий по развитию инициативы, лидерских качеств. Создание ситуаций успеха (через КТД, проектно-поисковую деятельность, тренинги Деловые игры и т. д.) |
|
|
Отношения к своему духовному |
Свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека |
Превращение личности в «социальную пешку» |
Повышение психологической грамотности учащихся через курсы, семинары, тренинги, деловые игры, связанные с развитием умения делать свой выбор и принимать решения. |
|
Общие рекомендации |
|||||
Активное введение в воспитательную деятельность такие формы как: – клубы общения по интересам; – развивающие игры, самоуправляемые объединения, движения – игровые творческие конкурсы, соревнования, турниры, дискуссии, деловые игры, коммуникативные, психологические игры; – активное включение школьников в общественную деятельность (социальные проекты, участие в самоуправление и соуправлении), – акции – часы общения и т. д. |
|||||
Похожие статьи
Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития по формированию навыков взаимодействия
Применение эффективных практик организации развивающего ухода позволило кардинально изменить подход к социальному обслуживанию детей с ТМНР. И, если создать условия для специального обучения, определенную коррекционно-развивающую среду, то воспитанни...
Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...
Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду
В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...
Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе
Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...
Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...
Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации
Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...
Исследование начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки
В статье рассматривается малоизученная проблема исследования начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки. Важность рассмотрения этой проблемы опред...
Использование внутрисистемных связей логопедии при коррекции и развитии речи дошкольников в условиях детского сада
Поднимается проблема коррекции и развития речи дошкольников в условиях детского сада при интегрированных и дифференцированных занятиях. Показана система взаимодействия педагогов и других специалистов с учетом межсистемных связей логопедии.
Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра
В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...
Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей соблюдение требований ФГОС ДОО
В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера дошкольника и проблемы ее недоразвития. Предлагаются способы преодоления проблем недоразвития с применением психолого-педагогического инструментария. Дается описание мероприятий, направленных ...
Похожие статьи
Организация работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития по формированию навыков взаимодействия
Применение эффективных практик организации развивающего ухода позволило кардинально изменить подход к социальному обслуживанию детей с ТМНР. И, если создать условия для специального обучения, определенную коррекционно-развивающую среду, то воспитанни...
Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...
Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду
В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...
Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе
Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...
Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...
Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации
Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...
Исследование начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки
В статье рассматривается малоизученная проблема исследования начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки. Важность рассмотрения этой проблемы опред...
Использование внутрисистемных связей логопедии при коррекции и развитии речи дошкольников в условиях детского сада
Поднимается проблема коррекции и развития речи дошкольников в условиях детского сада при интегрированных и дифференцированных занятиях. Показана система взаимодействия педагогов и других специалистов с учетом межсистемных связей логопедии.
Методические рекомендации для педагогов и родителей, направленные на повышение уровня сформированности навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра
В статье рассматриваются проблемы формирования навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Актуальность темы связана с характерными особенностями фор...
Преодоление проблем недоразвития мотивационно-потребностной сферы дошкольника в образовательной деятельности, обеспечивающей соблюдение требований ФГОС ДОО
В статье рассматривается мотивационно-потребностная сфера дошкольника и проблемы ее недоразвития. Предлагаются способы преодоления проблем недоразвития с применением психолого-педагогического инструментария. Дается описание мероприятий, направленных ...