Использование мнемотехнических методов запоминания информации при изучении иностранного языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2021)

Дата публикации: 06.11.2021

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Синякова, А. Д. Использование мнемотехнических методов запоминания информации при изучении иностранного языка / А. Д. Синякова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 75-79. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16732/ (дата обращения: 16.11.2024).



…Вся сила памяти сконцентрирована именно в воображении.

Эмиль Куэ

При изучении иностранного языка важной составляющей успеха является запоминание больших объёмов информации. Обучающимся необходимо удерживать в памяти лексику изучаемого языка, грамматические правила, устойчивые выражения и т. д. Большинство студентов используют метод зубрёжки: они несколько раз повторяют одно и то же слово или правило в надежде, что информация запомнилась и «отложилась» в голове. Однако через несколько часов обучающийся осознаёт, что половина лексики забылась. Немецкий ученый Г. Эббингауз изучал память через ассоциации и экспериментальным путем смог вывести ряд законов, одним из которых является закон забывания [1, с.29]. Было установлено, что через час 60 % новой информации забывается, через 10 часов остается лишь 35 %, а через шесть дней — 20 %. Пассивное запоминание, при котором многократно поступает одна и та же информация, заставляет наш мозг лениться. Таким образом, зубрёжка информации не эффективна при изучении иностранного языка, так как при данном методе информация быстро забывается и приходится учить её заново [1, с.64].

Многие психологи выделяют мнемотехнику как один из возможных методов для эффективного обучения. Мнемотехника — это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций [5, с.27]. Именно зрительные образы являются «языком» мозга. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы [4, с.30].

Одним из основных и, пожалуй, главных методов мнемотехники является метод ассоциаций. Он включает в себя несколько приёмов, главной чертой которых является превращение текстовой информации в визуальные образы. Суть метода заключается в том, что к запоминаемому слову подбирается похожее по звучанию слово родного языка, вызывающее определенную зрительную ассоциацию. Визуальный образ связывается со значением и происходит запоминание на уровне ассоциаций. К. Хорсли, международный гроссмейстер памяти, предлагает использовать систему «ОБРаз». Эта аббревиатура расшифровывается следующим образом:

О — Ощущай! Воссоздавай информацию при помощи всех чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса). Мысленно потрогайте предмет, почувствуйте запах, услышьте звуки, и образ станет реальным и легко запоминаемым.

Б — Больше — значит лучше! Сознательно делайте запоминаемые образы больше или меньше. Преувеличивайте с юмором, гипербализируйте.

Р — Развивай сюжет! Делайте запоминаемую информацию живой. Пусть представляемый предмет движется, говорит, танцует [3, с. 58–61].

Исходя из собственного опыта, мы предлагаем усовершенствованный вариант этого метода для запоминания трёх форм сильных и неправильных глаголов немецкого языка. В связи с необходимостью запоминания глагола–связки haben или sein в Perfekt, студенты часто путают их употребление. Для облегчения запоминания необходимо включить в систему ассоциаций слово, содержащее русскую морфему «ист», чтобы создать ассоциацию с 3 лицом единственного числа глагола sein, так как этот глагол менее употребим. Например, для запоминания значения глагола «gelingen» (удаваться) и глагола связки sein в Perfekt, можно использовать следующую фразу: «Ангелине удаётся св ист ». Мы нашли похожее по звучанию слово, связали его со значением и дополнили глаголом-связкой ist . Таким образом можно закодировать и три формы глагола. Например, глагол «ехать» fahren-fuhr-ist gefahren: «По дороге так быстро едет фура, что слышен лишь св ист колёс».

Безусловно, метод ассоциаций очень мощный, потому что в нём мы используем свою креативность и воображение, чтобы сделать информацию наглядной. Тем самым мы генерируем в себе интерес и любопытство, развиваем нашу креативность, а также поддерживаем фокус внимания на пике [3, с. 103]. Однако, иногда не удаётся найти созвучное слово. Тогда же следует использовать приём деления на слоги. Этот прием применяется самостоятельно или в сочетании с приемами кодирования по созвучию и символизации [4, с.157]. Необходимо разбить слово на составные части, придать им конкретные значения и визуальные образы. Даже в разобранном виде ассоциация выполняет основную функцию — помогает найти в памяти значение запоминаемого [2, с. 229].

Для большей визуализации можно сопровождать информацию рисунками. Даже если вы не умеете рисовать, ваш собственный рисунок запомнится лучше, чем чужой шедевр, так как вы потрудились над созданием этого рисунка, и чем веселее будет изображение, тем больше вероятность что вы его запомните. Сюжетный метод является более развёрнутой версией метода ассоциаций, при котором необходимо заключить зрительные ассоциации в связанную историю. Например, для запоминания принципа образования форм следующей группы глаголов beiβen, leiden, pfeifen, reiten, schneiden, streiten мы составили следующую историю. Глаголы одной группы страдали (leiden) из-за того, что буква «i» начала кусать (beißen) соседние буквы и это привело к спорам (streiten) среди них. Однажды буква «i» так громко засвистела (pfeifen) на соседей, что буква «e» обиделась и уехала верхом (reiten) прочь. Все буквы закричали на неё. Буква «i» в отместку разрезала (schneiden) последнюю букву основы на две половины, а если буква особенно громко кричала, то есть была звонкой, то на парные им глухие согласные, чтобы они тише возмущались. И вторая форма стала выглядеть так: biss, litt, pfiff, ritt, schnitt, stritt.

Чтобы выяснить, знают ли студенты о методах мнемотехники, нами был проведён опрос, в котором приняли участие студенты группы 02051706 пятого курса факультета иностранных языков НИУ «БелГУ». В результате опроса десяти человек было выявлено, что 4 человека (50 %) не знают, что такое мнемотехника, 2 человека (25 %) слышали о мнемонике и 2 человека (25 %) знают этот метод и даже периодически применяют его. Приёмы мнемотехники были предложены студентам данной группы для запоминания значения и форм неправильных и сильных глаголов. В результате было выявлено, что 6 человек (75 %) использовали метод системы «ОБРаз» и метод ассоциаций, 1 человек (12,5 %) сопровождал информацию рисунками, 1 человек (12,5 %) использовал метод историй. 5 человек уточнили, что способ системы «ОБРаз» лучше всего работает для запоминания смысла иностранных слов.

Таким образом, можно сделать вывод, что данный метод эффективнее, чем обычная зубрёжка, он помогает запоминать информацию надолго, что особенно важно при изучении иностранного языка.

Литература:

  1. Карпенко А. С., Ярошевский М. Г., История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л. А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 554–556. 259
  2. Конрад Б. Н. [перевод с нем. А. Н. Анваера] Как запомнить всё!: Секреты чемпиона мира по мнемотехнике. — М.: Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2019. — 228с.
  3. Кевин Хорсли. Запоминай быстро, помни долго. — СПб.: Питер, 2018. — 192с.
  4. Зиганов М., Козаренко В., Мнемотехника: Запоминание на основе визуального мышления — М.: ПЕР СЭ, 2005. — С. 458–524.
  5. Головин С. Ю., Словарь практического психолога. [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://psychology.academic.ru/1201

Похожие статьи

Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Использование манипулятивных грамматических игр в активизации познавательной деятельности студентов и преподавателей в изучении иностранного языка

Использование ИКТ и мультимедийных средств на уроках английского языка

Использование интерактивных технологий обучения при формировании навыков говорения на английском языке

Использование речевых упражнений при обучении старшеклассников письменной речи на английском языке

Использование занимательного материала в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Технология использования коммуникативных таблиц и схем в обучении иностранным языкам

Использование IT-технологий для формирования навыков говорения при обучении английскому языку

Применение мультимедиатехнологий при создании программы развития речи

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе

Похожие статьи

Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Использование манипулятивных грамматических игр в активизации познавательной деятельности студентов и преподавателей в изучении иностранного языка

Использование ИКТ и мультимедийных средств на уроках английского языка

Использование интерактивных технологий обучения при формировании навыков говорения на английском языке

Использование речевых упражнений при обучении старшеклассников письменной речи на английском языке

Использование занимательного материала в процессе математического развития детей дошкольного возраста

Технология использования коммуникативных таблиц и схем в обучении иностранным языкам

Использование IT-технологий для формирования навыков говорения при обучении английскому языку

Применение мультимедиатехнологий при создании программы развития речи

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе