Цифровая компетенция педагога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Цифровая компетенция педагога / В. К. Сумароков, А. В. Станкевич, Е. М. Таршилова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16733/ (дата обращения: 19.12.2024).



Важность подготовки учителей в цифровой среде и его тесная связь с качеством образования в XXI веке проявляется в содержании различных отчетов, опубликованных международными организациями. Европейская Комиссия (2017 и 2018) определяет цифровую компетенцию, как одну из девяти ключевых компетенций, необходимых человеку для участия в жизни современного общества. В частности, Европейская комиссия (2018, стр. 5) указывает, что «цифровая компетенция предполагает уверенное использование цифровых технологий для обучения, работы и участия в жизни общества». Исходя из этого, считается, что современные педагоги должны уметь обучать пользованию цифровыми технологиями в повседневной жизни.

В соответствии с целями реформ в сфере образования и стратегией его развития педагоги должны связать навыки или компетенции цифровой эпохи со своей профессиональной практикой. В связи с этим международные и национальные организации разработали справочные системы, которые определяют цифровую компетенцию педагогов, и ее составляющие, цифровая компетенция должна входить в набор компетенций педагога XXI века, чтобы повысить эффективность образовательной практики и для собственного постоянного профессионального роста. Так, цифровая компетенция педагога может быть рассмотрена как умение педагога применять и транслировать знания, стратегии, навыки и отношение к образовательному процессу и знанию цифровых технологий в реальных и конкретных ситуациях их профессиональной практики и для того, чтобы:

а) способствовать приобретению цифровых навыков у учащихся;

б) реализовать процессы совершенствования цифровых инноваций в обучении в соответствии с потребностями цифровой эпохи;

в) способствовать профессиональному развитию педагогов в соответствии с изменениями, происходящими в обществе и образовательных организациях. То есть цифровая компетентность педагога — это набор знаний и умений, которые педагог должен развивать, внедряя цифровые технологии в профессиональную практику.

Для оценки цифровой компетенции педагога необходимо иметь четкие оценочные критерии, которые содержат точные показатели уровня развития, и должны содержать вопросы, позволяющие точно измерить уровень знаний у оцениваемого педагога. Для этой комплексной цели программа оценки может быть построена в форме критериального теста, основанном на следующих показателях:

а) Тест должен давать возможность полностью оценить компетенцию, включая все ее параметры.

б) Уровень развития цифровой компетентности, подлежащей измерению должно быть точно определено.

в) Тест должен быть сбалансирован и направлен на оценивание нагрузки декларативных, процедурных и поведенческих знаний, применяемых в профессиональных ситуациях.

г) Вопросы должны быть согласованы с оценочными показателями.

Проведенное исследование подчеркивает необходимость инструмента оценки, который позволит надежно и обоснованно измерять знания, относящиеся к компетенциям, в частности, для измерения знания на выборках педагогов организаций дополнительного образования детей. Поэтому необходимо определить следующие задачи:

Задача 1. Сконструировать инструмент для объективной оценки знаний цифровых технологий у педагогов до начала профессиональной деятельности.

Задача 2. Определить точку отсчета и провести предварительное пилотное исследование, чтобы заложить основу для последующей оценки знаний цифровых технологий в их динамике.

После завершения обзора литературы и процесса разработки вопросов исследование проводилось в двух фазах: сначала установлена группа экспертов и группа тестируемых которые приняли участие в пилотном тестировании. Эксперты, принимающие участие в исследовании, являются преподавателями, имеющими опыт как минимум в одной из двух областей: профессиональной подготовки (переподготовки) педагогов, или обучение цифровым технологиям. Минимальный период стажа преподавания среди экспертов составил не менее пяти лет. Для допуска к участию в группе экспертов, каждый участник прошел тестирование на знание цифровых технологий с процентом правильных ответов в тестевом формате не менее 95.

Для оценки цифровой компетенции педагогов учреждений дополнительного образования детей были приглашены все желающие педагоги центров детского творчества. Пройти проверку знаний в области информационных технологий изъявили желание 28 педагогов. Тестирование проходило в бумажной версии. Тест состоял из 88 вопросов, разделенных на две параллельные формы теста. Эти тесты были разделены на четыре блока:

  1. Дидактические, учебные и методические аспекты;
  2. Планирование, организация и управление цифровыми технологическими ресурсами и пространствами;
  3. Аспекты отношений, этика и безопасность;
  4. Личные и профессиональные аспекты.

Половина вопросов соответствует тестовой форме (Тест А), оцениваемых по шкале истинного или ложного (оценка 0 или 1), а остальные 44 вопроса включены в форму с написанием ответов (Тест Б), которые варьируются от неправильного ответа (присваиваем 0 баллов) к полностью правильному (1 балл). На все вопросы даны ответы по шкале 0, 0,25, 0,5, 0,75 и 1. После проведения двух параллельных форм теста для членов экспертной группы их спросили о необходимости внесения корректировки в тесты для тестируемых педагогов при этом и их предложения по были приняты во внимание, что позволило провести улучшения с точки зрения формулировки заданий в соответствии с критериями различных экспертов. Например, было решено исключить названия конкретных средств ИКТ для повышения достоверности ответов и надежности теста с течением времени. Для проверки знаний тестируемых педагогов необходимо было установить точку отсчета, иными словами, балл, выше которого тест на цифровую компетентность может считаться пройденным. Этот балл определялся экспертами равным 70 %. Если тестируемый не набрал указанный балл, он был классифицирован как некомпетентный или недостаточно компетентен в области цифровых технологий. Важно отметить, что необходимый балл, тестируемый должен набрать не в сумме прохождения двух тестов, а в каждом из них, т.е. не менее70 % в тесте с множественным выбором, так и дихотомическом тесте.

Количественный анализ данных показал следующие результаты:

Тест A: более 70 % набрали 18 тестируемых, равное 70 % — 3 тестируемых, и 7 набрали менее необходимого количества правильных ответов;

Тест Б: более 70 % — 16, равное 70 % — 3 и менее 70 % — 9. Результаты обоих тестов дал основание считать, что цифровой компетентностью обладают 19 тестируемых, и двое из них прошли тест с минимальным отклонением от точки отсчета, что является допустимой погрешностью в условиях стрессового состояния, вызываемого у тестируемого в процессе проверки знаний.

Проведенное исследование показало, что проверка цифровой компетентности педагога, в форме тестирования не дает надежного результата, так как компетентность включает в себя умение применять концептуальные знания, процедурных знаний и подходов к решению конкретной ситуации. Таким образом, оценка компетенций — это сложный процесс, и что к нему нужно подходить с в разрезе нескольких аспектов и через использование различных методов и средств оценки.

Литература:

  1. Андреев В. И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2013. — 468 с.
  2. Леванова Е. А. Профессиональная готовность к практической деятельности педагога как залог конкурентоспособности специалиста / Е. А. Леванова, Т. В. Пушкарева // Вестник Воронежского технического университета. — 2014. — Т.10. — № 3–2. — С. 148–150.
  3. Ячина Н. П. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве / Н. П. Ячина, О.Г. Г. Фернандез // Вестник ВГУ. — 2018. — № 6. — С. 134–138.