Система оценки достижения образовательных результатов по математике обучающимися с ограниченными возможностями здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2021)

Дата публикации: 15.11.2021

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Солнышкина, В. В. Система оценки достижения образовательных результатов по математике обучающимися с ограниченными возможностями здоровья / В. В. Солнышкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 41-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16747/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается вопрос создания системы оценки достижения образовательных результатов по математике обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих обучающихся)

Ключевые слова : система оценки, образовательные результаты, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, глухие обучающиеся

Not everything that counts can be counted and not everything that can be counted counts.

Не все, что измеряется, следует измерять, и не все, что хотелось бы измерить, измеряется.

Плакат в кабинете А. Эйнштейна

Внедрение новых стандартов образования послужило мощным стимулом к активизации инновационной деятельности педагогов. Реализация требований ФГОС требует серьезного переосмысления педагогом своей деятельности, пересмотра целевых ориентиров, применяемых методов и средств обучения, совершенствования умений оценочной деятельности, особенно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Требования ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по математике определяются образовательными стандартами и примерными программами по предмету. Но чтобы определить освоил ли обучающийся с ОВЗ программу и на каком уровне он выполнил требования к результатам обучения по математике, каждому педагогу необходимо иметь определённый набор диагностических средств для оценки результатов обучающихся, позволяющий отслеживать его индивидуальные достижения.

Прежде всего следует понять, что рассматривать оценивание отдельно от процесса формирования образовательных результатов совершенно нерационально, более того — невозможно. Оценивание является закономерным логическим завершением процесса формирования образовательных результатов и, в частности, универсальных учебных действий (УУД) школьников. Особенность современной ситуации состоит в том, что образовательные результаты (метапредметные и личностные), которые ранее не всегда фиксировались, а если и оценивались учителем, то скорее интуитивно, теперь также становятся объектом оценивания.

Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы в трех направлениях: личностном, метапредметном и предметном.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном мире.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности ;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

3) сформированность социальных компетенций , включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

Метапредметные результаты образовательной деятельности — это способы деятельности, которые обучающиеся осваивают на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, и применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Согласно ФГОС метапредметные результаты это освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные результаты освоения программы по математике, согласно ФГОС, это приобретенные обучающимися умения, виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях в рамках математики. Важным предметным результатом является формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений; владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами математики.

Основным объектом оценки предметных результатов по математике в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебного предмета, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Диагностика сформированности математических знаний и умений осуществляется на любом этапе процесса обучения.

Рассмотрим более подробно результативность освоения школьниками образовательной программы по математике на примере темы «Натуральныечисла» из программы 5 класса по математике.

Основные виды диагностики сформированности образовательных достижений по математике, которые использует учитель являются: стартовая диагностика, текущее, тематическое и промежуточное оценивание, а также итоговую оценку.

Стартовая диагностика в 5 классе позволяет учителю выяснить степень усвоения предметного материала начальной школы и спланировать личностно-ориентированное обучение, индивидуализировать образовательный процесс. Стартовую диагностику можно провести в виде входной контрольной работы за курс 4 класса. При этом текст контрольной работы состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. Обязательная часть контрольной работы проверяет базовые знания обучающихся. Дополнительная часть проверяет знания обучающихся на повышенном уровне.

Оценивание такой работы учитель проводит по критериям, которые определяют ценность каждого элемента контрольной работы определенными баллами, которые затем переводятся в отметку по пятибалльной системе.

Для более подробной индивидуальной диагностики можно провести стартовую диагностику при помощи специализированного инструментария оценки базовых знаний, умений и навыков глухих учащихся в области начальной математики, взятый из программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида (для глухих детей). Данный инструментарий построен с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ (глухих школьников) в усвоении учебного материала в виде итогового комплексного обследования каждого ученика начальной школы с целью установления степени прочности усвоения материала и корректировки индивидуальной работы по предмету с конкретными учениками.

Инструментарий построен по принципу шкалы заданий с последовательным и контролируемым снижением уровня трудности задания по одному параметру. Каждое умение ребенка проверяется с помощью трех последовательно предъявляемых ему заданий (три примера, три задачи, три уравнения и т. д.), при этом от задания к заданию снижается уровень их трудности по одному параметру. Результаты комплексной проверки оформляются в виде таблицы «Результаты обученности учеников класса за начальную школу», в которой просматриваются все достижения школьника по окончании начальной школы и позволяет учителю спланировать работу с учащимися.

После проведённой стартовой диагностики и планирования работы по ликвидации пробелов в знаниях, начинается дальнейшая работа, непосредственно связанная с изучением программного материала 5 класса.

Для проверки прочности усвоения материала и корректировки знаний изученного материала учитель использует текущее и тематическое оценивание.

Текущее оценивание позволяет определить уровень усвоения нового материала, степень самостоятельности обучающихся при решении задач, характер применения рациональных способов решения задач и др. сразу на уроке после изучения темы или на последующих уроках в момент закрепления и отработки полученных знаний. Для текущего оценивания можно использовать следующие методы контроля:

— Устный контроль (фронтальный и индивидуальный опросы);

— Письменный контроль (математический диктант, самостоятельная работа, контрольная работа, реферат, тест, зачёт);

— Практический контроль (фронтальная или индивидуальная практическая работа, исследовательская работа, Проектная работа).

В курсе математики 5 класса при изучении темы «Натуральные числа» есть возможность проводить параллельное повторение и закрепление материала начальной школы по математике, так как изучение темы строиться на знаниях обучающихся, но с небольшим усложнением. Поэтому здесь целесообразно на каждом уроке проводить пятиминутную самостоятельную работу на отработку вычислительных навыков. Для этого можно использовать специально разработанные карточки в печатном бумажном варианте либо небольшие тесты с использованием ИКТ технологий, разработанные педагогом в программе Excel.

Отслеживание результатов фиксируется в специальной таблице, из которой наглядно видно продвижения учащихся

Далее, при работе на уроке используются различные виды заданий, как из учебника, так и разработанные учителем.

Текущее оценивание проводиться как вовремя, так и после каждого логического этапа урока (отработки понятия, термина действия и т. д.). Цель текущего контроля — не «поставить оценку за работу на уроке», а выявить эффективность процесса учения каждого обучающегося. На данном этапе эффективны само- и взаимоконтроль.

За работу на уроке и выполненное домашнее задание учащийся получает отдельную отметку, которая фиксируется в специально разработанном электронном журнале, что позволяет учителю формировать тематическую, четвертную или годовую оценку с учетом заинтересованности ученика в получении новых знаний и стимулировать его к более прочному закреплению уже имеющихся.

Тематическое оценивание предметных результатов проводится непосредственно после изучения конкретной темы в виде контрольных работ, тестов или зачетов.

По итогам изучения темы и после проведения тематического контроля все результаты фиксируются в таблицу «Результаты обученности учащихся 5 класса по результатам обучения по теме «Натуральные числа»».

Итоговое оценивание может проводиться после завершения изучения темы, раздела, учебного курса основной или средней школы (в частности, в виде итоговой аттестации). Итоговая отметка за освоение обучающимися основной образовательной программы выставляется по результатам промежуточной и итоговой аттестации в форме ГВЭ и формируется на основе:

— результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по математике, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые работы на межпредметной основе;

— отметки за выполнение итоговых работ по математике;

— отметки за выполнение и защиту индивидуального проекта;

— отметок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ГИА) и единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Литература:

  1. Борисова А. М. Математика. 5 класс: диагностические работы для оценки освоения содержания программы [Текст]/ А. М. Борисова. — Волгоград: Учитель, 2015. — 86 с.
  2. Буцко Е. В. Геометрия: 8 класс: методическое пособие/ Е. В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский и др. — М.: Вентана-Граф, 2018. — 152 с.: ил. — (Российский учебник). ISBN 978–5-360–09789–1
  3. Готовимся к промежуточной аттестации. 5–6 классы. Комплексные задания по математике на электронном носителе [Текст]/ авт. — сост. е.А. Яровая. — Волгоград: Учитель, 2016. — 42 с.
  4. Дорофеев Г. В. Дифференциация в обучении математике [Текст]/ Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, В. В. Фирсов//Математика в школе. — 1990. — № 4. — С. 15–21.
  5. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. 5 класс. Варианты 1, 2 [Текст]/ ред. Н. А. Куликова. М.: Просвещение, 2014. — 40 с.
  6. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Сборник 1. Подготовительный, 1–7 классы/ авт.-сост. зав лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», доктор пед. наук Т. С. Зыкова. — М.: Просвещение,2005.
  7. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://levashov.edu.yar.ru/nachalnaya_shkola/slstema _otsenki_dostizheniya_planirue_51/sistema_ otsenki_dostizheniya_planirue_51.html
  8. Современная система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП основного общего образования. Локальные акты ОО и методический инструментарий в электронном приложении / авт.-сост. Е.А. Яровая, Н. В. Киселёва. — Волгоград: Учитель, 2017. — 56 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). Список изменяющих документов (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://eduinspector.ru/2013/08/07/tjutor-v-shkole-normativnaja-baza/

Похожие статьи

Создание системы индивидуализированного обучения на уроках математики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается вопрос создания системы индивидуализированного обучения на уроках математики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (обучающихся с нарушенным слухом)

Организация проектной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей мла...

Педагогические условия применения самообразования как средства формирования математической культуры обучающихся основной школы

В данной статье описаны педагогические условия применения самообразования как средства формирования математической культуры обучающихся основной школы.

Исследование начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки

В статье рассматривается малоизученная проблема исследования начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки. Важность рассмотрения этой проблемы опред...

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

Методические аспекты проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен анализ структурных и содержательных компонентов адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности формирования у школьников математической культуры в современных условиях

Данная статья раскрывает особенности формирования у школьников V–IX классов математической культуры в современных условиях. Определены направления формирования математической культуры в основной школе. Теоремы с доказательствами рассмотрены как одно ...

Аспекты организации инклюзивного образования

Основной целью данной статьи является определение основных аспектов организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях среднего профессионального образования.

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Специфика работы педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями

В статье автор пытается определить, что включает в себя и на чем основывается работа с детьми с особыми образовательными потребностями.

Похожие статьи

Создание системы индивидуализированного обучения на уроках математики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается вопрос создания системы индивидуализированного обучения на уроках математики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (обучающихся с нарушенным слухом)

Организация проектной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей мла...

Педагогические условия применения самообразования как средства формирования математической культуры обучающихся основной школы

В данной статье описаны педагогические условия применения самообразования как средства формирования математической культуры обучающихся основной школы.

Исследование начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки

В статье рассматривается малоизученная проблема исследования начальных компетенций здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта в процессе использования телесной азбуки. Важность рассмотрения этой проблемы опред...

Исследование психолого-педагогических особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития к обучению в массовой школе.

Методические аспекты проектирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен анализ структурных и содержательных компонентов адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности формирования у школьников математической культуры в современных условиях

Данная статья раскрывает особенности формирования у школьников V–IX классов математической культуры в современных условиях. Определены направления формирования математической культуры в основной школе. Теоремы с доказательствами рассмотрены как одно ...

Аспекты организации инклюзивного образования

Основной целью данной статьи является определение основных аспектов организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях среднего профессионального образования.

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Специфика работы педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями

В статье автор пытается определить, что включает в себя и на чем основывается работа с детьми с особыми образовательными потребностями.