Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО
Автор: Коваленко Сергей Анатольевич
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
XVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2021)
Дата публикации: 15.11.2021
Статья просмотрена: 45 раз
Библиографическое описание:
Коваленко, С. А. Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО / С. А. Коваленко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16748/ (дата обращения: 19.12.2024).
В очередной раз, осенью 2021 года, меры профилактики распространения пандемии COVID-19 в Российской Федерации оказывают серьезное влияние на сферу образования. Из-за необходимости прервать цепочку передачи инфекции в стране ввели ограничительные меры на работу большинства организаций, в том числе была приостановлена работа образовательных организаций в очном формате. В этих условиях основное внимание государства и общества фокусируется на качественных результатах образовательного процесса всех уровней, от среднего до высшего образования.
На сегодняшний день качество преподавания не всегда соответствует общественным запросам и уровню инновационно-технических разработок. Проблемапрофессионализма и определения компетентностипреподавателя в условия дистанционного формата занятий выходит на первый план .
Какие бы изменения не происходили в системе образования, в итоге они замыкаются на преподавателе .
В этих условиях остается актуальной модернизация отечественного образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки преподавателей в частности. Требуется обновление как методов образовательной деятельности, так и повышение квалификации преподавателей .
Профессиональный уровень преподавателяопределяется тем, что он должен систематически эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
Понятно, что раз и навсегда достичь нужного уровня квалификации в динамичном, развивающемся процессе трансляции знаний невозможно. Отсюда для преподавателя вытекает необходимость в постоянном повышении квалификации для обогащения собственной системы профессиональной деятельности. Повышение квалификации может быть организовано с помощью организаций, которые оказывают такие услуги. А еще, я считаю, можно применить способ конструирования своих новых действий на основе имеющегося у преподавателя опыта работы и использования удачных практик коллег.
Дистанционная подача образовательных программ в сложившейся ситуации становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Этот процесс будет успешным в том случае если в него будут включены дистанционные образовательные технологии.
Дистанционные образовательные технологии — образовательные технологии, реализующиеся через информационно-телекоммуникационные сети в ситуации, когда обучающиеся и преподаватель находятся на расстоянии друг от друга.
При переходе на дистанционную форму преподавания важным на сегодняшний день компонентом преподавательской деятельности является заинтересованность в инновациях и технологиях. То есть владение и использование в профессиональной деятельности современных информационных медиасредств — аудио-, видеоустройств, компьютера и различных обучающих программ и ресурсов, сети интернет, которая предоставляет на сегодняшний день широчайшие информационные возможности, от простого поиска необходимой информации до дистанционного повышения квалификации и создания собственных интернет-проектов. Такое практическое применение современных технологий расширяет потенциальные возможности профессиональной самореализации преподавателя.
Главное в динамике деятельности преподавателя в этих условиях — выявление и использование своего личного потенциала, как системообразующего фактора своей педагогической системы. Важно осуществить переход от отдельных педагогических функций к системе, которая должна включать уже известные приемы подачи нового материала для обучающихся в очном формате и в дальнейшем адаптировать их в дистанционный формат обучения.
Такой преподаватель, по моему мнению, должен обладать:
– широким диапазоном профессионального педагогического мышления, его категориально-понятийным и концептуальным аппаратом;
– высоким уровнем владения предметом преподавания, способностью к трансформации предметного содержания;
– мотивационной и практической готовностью к различным педагогическим функциям;
– владением современными технологиями, выполнения разнообразного педагогического функционала;
– навыком собственного саморазвития, основанном на функции педагогического анализа своей деятельности.
Всем нам очень хорошо известно как важен процесс фиксации внимания студентов на занятии. В очной форме обучения зафиксировать внимание и удерживать его гораздо легче, чем в дистанционном формате. Это происходит потому, что есть непосредственный контакт и живое общение во время занятия. Фиксируя аудиторию, преподаватель всегда легко может включать любого студента в процесс занятия, обращаясь к нему напрямую.
В дистанционном формате проведения занятия, я считаю, преподаватель должен обратить внимание на необходимость обладания личностными качествами, определяющими такт и этику его общения с аудиторией. От этого во многом зависит успешность в достижении поставленных целей. Считать за правило, что индивидуальность каждого человека воспринимается как данность, не подлежащая каким-либо изменениям, не совсем верно. Индивидуальность включает в себя определенный набор характеристик, формирующихся от природы и воспитания человека как личности. Поэтому научиться понимать те или иные качества и управлять своей рефлексией в зависимости от ситуации в процессе обучающего воздействия должен каждый преподаватель. Ценность этого положения возрастает во много раз, так как профессиональная деятельность преподавателя заключается в высокой степени ответственности перед обществом и, конечно, перед личностью обучаемого, определяя его жизненные ценности и направления развития.
Опыт дистанционного формата обучения в первый локдаун выявил проблему, я ее обозначу как «статисты» на занятии. Это когда обучающиеся вроде, как и присутствуют дистанционно, но не вовлечены в занятие. Причины здесь могут быть самые разнообразные. Останавливаться на них я не буду. Важно другое — провести занятие так, чтобы «статистов» было как можно меньше, а в идеале, чтобы их вообще не осталось.
В своей работе на занятиях по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на старших курсах я использую проблемный метод обучения. Применил его и в дистанционном формате в сочетании с еще одним, на мой взгляд, интересным и эффективным методом, который определяется как дискуссионная площадка.
Дискуссионная площадка предполагает активный обмен мнениями, сформированными в ходе изучения какой-либо темы. На таких занятиях студентам предлагается для решения проблемы высказывать свои тезисы, обосновать их и даже пытаться убедить тех, кто сомневается в их правоте.
Организация дискуссии мотивирует студентов на занятии быть понятыми своими коллегами. А преподаватель должен решить задачу вовлечения максимального числа присутствующих и возможность дать каждому высказать свою точку зрения по поставленной проблеме.
Такой метод в очном формате применяется после полного изучения темы, когда студент по-настоящему наполнен большим багажом информации.
Дистанционный формат не всегда дает объективную картину истинных знаний студента, так как «за кадром» они успешно используют электронные шпаргалки. В дискуссии при живом обмене мнений эта проблема значительно снижается, потому что включается элемент состязательности в отстаивании своей правоты. Итог — тема занятия прорабатывается достаточно глубоко.
Понятие «педагогическое мастерство» в настоящее время характеризуется множеством различных толкований, каждое из которых определяется выбранной моделью педагогической деятельности, показывающей свою эффективность в той или иной ситуации.
Условия дистанционного взаимодействия с аудиторией ставят перед преподавателем достаточно серьезные проблемы, которые под силу решить только профессионалу, имеющему высокий уровень педагогического мастерства.
Овладеть педагогическим мастерством может каждый преподаватель если его деятельность направлена на достижение высокого результата на основе своей профессиональной компетентности, применения опыта теоретических знаний и практических умений, подкрепленных системой собственного самообразования и саморазвития.
Литература:
- Дорожкин, Е. М. Подготовка педагогов профессионального обучения в условиях цифрового образования: особенности, проблемы, пути решения / Новые информационные технологии в образовании и науке. — 2019.
- Нагорнова А. Ю. Профессиональное мастерство современного педагога: коллективная монография /Ульяновск: Зебра, 2016.
- Чернобай Е. В. Изменение профессиональных ролей учителя в условиях дистанционного обучения школьников: актуальный взгляд / Педагогика. 2020. № 11.