Обновление содержания изобразительной деятельности детей 5–6 лет через внедрение программы «Шаг в искусство» С. В. Погодиной | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Петрова, И. Ф. Обновление содержания изобразительной деятельности детей 5–6 лет через внедрение программы «Шаг в искусство» С. В. Погодиной / И. Ф. Петрова, Н. В. Краснова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/405/16751/ (дата обращения: 19.12.2024).



На современном этапе развития образования в целом и дошкольного образования в частности всё чаще у педагогического сообщества возникает потребность найти универсальную образовательную модель, с помощью которой становится возможным включение в процесс изобразительного творчества любого ребёнка независимо от его индивидуальных особенностей, что в конечном итоге способствует его социализации. Такая модель нужна в связи с тем, что многоуровневая система образования находится в стадии модернизации и вопросы художественного образования дошкольников сегодня вызывают большие споры среди практиков.

Детское изобразительное творчество требует от образовательной организации условий, в которых дошкольник, с одной стороны, может совместно со взрослым осваивать культурные действия в процессе приобщения к искусству, с другой стороны, он должен иметь возможность организовывать пространство для собственных изобразительных экспериментов, демонстрировать свои результаты. Для того чтобы оба этих направления способствовали гармоничному творческому становлению ребёнка, необходимы качественные изменения в образовательном пространстве дошкольной организации, согласно определённой концептуальной позиции и эффективной педагогической технологии, выступающей в качестве инструмента функционирования этого пространства. [1, 3]

В ФГОС ДО указывает на развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности. Поэтому, задача современного педагога заключается не в том, чтобы из дошколят сделать в перспективе профессионального художника, а в том, чтобы научить его переносить лучшие традиции искусства в свою творческую деятельность. Для того чтобы дети осознали свою роль в творческом процессе, важно предоставить им возможность смело экспериментировать с художественными эталонами, принимать активное участие в организации рабочего места.

В процессе изобразительного творчества необходимо обеспечивать детям эстетическую и изобразительную рефлексию. Дети должны иметь доступ к безопасным материалам и инструментам. Успешность развития у дошколят творческого потенциала зависит и от инновационных методик и педагогических технологий художественно-творческого развития, применяемых педагогом в своей деятельности. В настоящее время существует разнообразные методики и технологии развития изобразительной деятельности дошкольников. Например, педагогическая технология «Творчество с младенчества» или «Художники в памперсах» (М. В. Гмошинская, И. Н. Воробьева), технология «Формирование выразительного образа в изобразительной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста» (Т. Г. Казакова), технология «Синтез искусств как фактор развития орнаментального творчества двух-семи лет» (Л. Г. Васильева) и пр. Все эти технологии имеют свои особенности, и каждый детский сад выбирает их исходя из своих возможностей и предпочтений.

В «Кугесьском детском саду «Пурнеске» в настоящее время разработан проект «Рисуем и экспериментируем с детьми». По нашему мнению, реализация проекта позволит решить вопрос эффективного развития самостоятельной творческой деятельности детей через внедрение программы «Шаг в искусство» С. В. Погодиной. Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев, участниками проекта станут дети, педагоги и родители старшей группы.

В частности, концепция проекта подразумевает ознакомление педагогов с программой «Шаг в искусство», обучение педагогов технологии художественного экспериментирования в развитии самостоятельной творческой деятельности детей. Наряду с этим, в рамках проекта будут созданы центры изобразительного творчества, и у детей появится интерес к новой среде, возникнет желание действовать самостоятельно, совершать маленькие открытия. Причем в обучение детей будет раскрываться творческий потенциал, развитие активности и инициативности дошкольников. Основными задачами проекта стали приобретение парциальной программы«Шаг в искусство» С. В. Погодиной, и методического пособия «Шаг в искусство. Методические рекомендации по реализации программы». Внедрение программы «Шаг в искусство» С. В. Погодиной будет способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности детей 5–6 лет, повысит уровень творческих способностей детей 5–6 лет и поддержит интерес к экспериментированию с изобразительными материалами [2,4].

По мнению С. В. Погодиной «дошкольный возраст является ключевым периодом, когда закладываются предпосылки к формированию художественного образа за счёт элементарного экспериментирования с художественными эталонами и изобразительными инструментами; а что каждый новый виток в развитии детского изобразительного творчества сопровождается движением ребёнка по трем этапам: экспериментирование, погружение в работу с художественными эталонами, свободное владение художественными эталонами». [1, 14]

Итак, рассмотрим подробно этапы реализации проекта. На подготовительном этапеставится задача приобретение методического комплекта к программе: Шаг в искусство. Тематическое планирование. Блок «Неживая природа», «Мир человека», «Растительный мир».

Кроме этого, необходимо будет оборудовать зону для изобразительного творчества для детей старшей группы, разработать методические рекомендации по организации деятельности в зоне творчества, обучить педагогов педагогической технологии художественного экспериментирования в развитии самостоятельной творческой деятельности детей С. В. Погодиной, организовать в групповом помещении зону для изобразительного творчества для детей 5–6 лет.

Следует отметить, что автор программы «Шаг в искусство» Погодина С. В. определяет конкретную цель — создание условий для творческого развития дошкольников и раскрытия их художественно-изобразительного потенциала в ходе овладения системой художественных эталонов. Программа состоит их нескольких модулей: «Неживая природа», «Растительный мир», «Животный мир», «Мир человека», «Мир искусства». Одним из инструментов реализации программы является педагогическая технология художественного экспериментирования в развитии самостоятельной творческой деятельности детей С. В. Погодиной. Смысл технологии заключается в экспериментировании с художественными эталонами: цвет, форма, композиция. Активно используются художественные техники: работы с цветом, с формой, работы с композицией.

На основном этапе проекта педагоги разрабатывают методические рекомендации по работе с детьми старшей группы в рамках реализации программы «Шаг в искусстве» С. В. Погодиной, организуютмастер-классы по изобразительной деятельности для родителей и педагогов . На этом этапе проекта с детьми организуются занятия по изобразительной деятельности по основным модулям (блокам). Так, дети знакомятся с нетрадиционными техниками рисования: с использованием оттиска, природных и синтетических материалов, техник с использованием мелков, техник с использованием необычной основы: рисование по фольге, по стеклу пластилином, рисование по картону пластилином, рисование по ткани. Широко практикуются в реализации программы техники с использованием необычных материалов и инструментов: рисование зубной щеткой: нанесение ритмичных мазков, набрызг, рисование пластиковыми карточками и другими материалами (пластиковыми вилками, помазком для бритья, двумя кисточками одновременно (двумя руками, одной рукой), гелевой ручкой по влажной бумаге, стержнем от фломастера, губкой и пр.

Педагоги вместе с тем, разрабатывают и оформляют конспекты занятий для детей старшей группы по программе «Шаг в искусстве» С. В. Погодиной по каждому блоку.

На заключительном этапе о рганизуются выставки работ детей, готовится отчет о реализации проекта.Педагоги составляют перспективы развития проекта на следующий период, готовят электронный банк методических материалов по отбору нужных источников информации в сети Интернет и технологии их использования в работе ДОУ.

Литература:

  1. Погодина С. В. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием художественных эталонов в рамках концепции трансформируемых эстетических архетипов//С. В. Погодина Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.-М.: 2016
  2. Погодина, С. В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников / С. В. Погодина. — М.: Вако, 2015

Похожие статьи

Формирование интонационно-эмоциональной выразительности речи у детей 5–6 лет через игры-драматизации в системе коррекционной работы

Использование народного творчества в развитии речи детей 2–3 лет

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Содержание и средства формирования динамических представлений у детей старшего дошкольного возраста по программе «Развитие», в условиях Крайнего Севера

Развитие математической грамотности учащихся начальной школы через реализацию программы УМК «Перспективная начальная школа»

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Воспитание эстетической культуры у младших школьников на основе соотношения модели и оригинала

Похожие статьи

Формирование интонационно-эмоциональной выразительности речи у детей 5–6 лет через игры-драматизации в системе коррекционной работы

Использование народного творчества в развитии речи детей 2–3 лет

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Содержание и средства формирования динамических представлений у детей старшего дошкольного возраста по программе «Развитие», в условиях Крайнего Севера

Развитие математической грамотности учащихся начальной школы через реализацию программы УМК «Перспективная начальная школа»

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Воспитание эстетической культуры у младших школьников на основе соотношения модели и оригинала