Культурно-досуговая деятельность в социальной реабилитации подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Социальная работа

Опубликовано в

XVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, ноябрь 2021)

Дата публикации: 23.11.2021

Статья просмотрена: 1604 раза

Библиографическое описание:

Захарьина, Т. Ю. Культурно-досуговая деятельность в социальной реабилитации подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних / Т. Ю. Захарьина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 37-41. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/407/16770/ (дата обращения: 15.11.2024).



Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних относится к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и «осуществляет профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» [2]. Понятие трудная жизненная ситуация подразумевает «обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина, и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно [1].

Культурно-досуговая деятельности применяется в работе со всеми категориями несовершеннолетних, проходящих реабилитацию в центре. К таким категориям относятся несовершеннолетние:

1) «оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;

2) проживающие в семьях, находящихся в социально-опасном положении;

3) заблудившиеся или подкинутые;

4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключение лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации» [2].

Согласно этому же закону несовершеннолетним является «лицо, не достигшее восемнадцати лет».

В законодательстве Российской Федерации нет закрепленных рамок подросткового возраста. Расходятся в этом вопросе и мнения ученых. Так, например, в Психологической энциклопедии — это возраст от 11 до 15 лет, профессор К. В. Поливанова определяет его в промежутке от 11 до 16 лет. А вот детский психолог Лаверна Антробус, считает, что даже достигнув 18 лет, человек не может считаться взрослым [3]. Директор центра детского здоровья Королевской детской больницы в Мельбурне профессор Сьюзан Сойер пошла еще дальше и предложила считать подростковым возраст до 25 лет. В нашей статье мы будем говорить о подростках, подразумевая, что это несовершеннолетние в возрасте от 11 до 16 лет.

В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних реализуются различные виды сопровождения подростков: от разовой консультации по вопросам социально-психологического, социально-педагогического и социально-правового характера до предоставления временного приюта несовершеннолетним на весь период реабилитации. В организации реабилитационного процесса значительную роль играет командный подход, который реализуется посредством согласованной работы специалистов различного профиля.

Семьи подростков, поступающих на обслуживание в учреждение, имеют целый комплекс проблем, не решавшихся длительное время. Работа с такими семьями строится по принципу «спасательной операции», где в фокусе внимания оказывается, прежде всего безопасность подростка, сохранение его психологического здоровья, реализация его права на физическое, умственное, духовное, нравственное и социальное развитие. Взаимодействие с родителями осуществляется через призму интересов ребенка. Это затрудняет целостное восприятие семьи как системы, где каждый ее член нуждается в помощи не меньше других. Приоритетной задачей является «спасение подростков», которая далеко не всегда означает «спасение семьи». Родители, ограниченные в родительских правах или лишенные родительских прав, выпадают из поля зрения социальных институтов. Но среди этих родителей есть такие, которые способны вернуться к нормальной жизни и восстановиться в родительских правах, если им будет оказана необходимая помощь.

Сложность заключается в том, что семьи, находящиеся в социально опасном положении, имеют свои защитные механизмы, направленные на сохранение равновесия. То, что в обществе принято считать «социально опасным», для них является привычным и единственно возможным образом жизни. Поэтому любые действия специалистов социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних расцениваются такими семьями как вмешательство в личное пространство и вызывают реакцию сопротивления в форме иждивенческой позиции или отказа от сотрудничества.

Социальная реабилитация, проводимая специалистами учреждения, направлена в первую очередь на решение проблемы социальной адаптации подростков, восстановления утраченной ими связи с семьей, со сверстниками.

При проведении социальной реабилитации подростков большую роль играет организация разнообразного, наполненного смыслом досуга.

Самыми распространенными формами организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних являются:

– праздник;

– вечер отдыха;

– викторина;

– конкурс;

– день именинника.

Дружественная, непринужденная атмосфера праздника, воздействуя на эмоциональное состояние подростков, способствует их сплачиванию. Проведение вечера отдыха отличается причудливостью и нетипичностью, которые находят отражение в названии мероприятий: «Вальс осенних листьев», «Весенняя капель» и другие. Проявить свою самостоятельность и расширить кругозор подростку позволяет викторина. Выявить лучшего из участников помогает конкурс. В отличие от викторины, здесь от участников требуются не только эрудированность, но и ловкость, физическая выносливость, смекалка. День именинника занимает особое место в структуре организации досуга. Помимо развлекательной части, он является единственным «персональным» праздником для подростка.

Все эти формы работы направлены на развитие у подростков творческой активности, инициативности, восстановления навыков общения со сверстниками, развития опыта командной работы, создание положительных эмоций.

Технологии культурно-досуговой деятельности в процессе социальной реабилитации, помимо восстановления коммуникативных функций, должны помочь подростку справиться с внутренним напряжением и тревожностью, снизить уровень агрессии, повысить самооценку и развить творческие способности. С этой целью в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних наиболее распространено применение арт-терапевтических методик: библиотерапии, изотерапии, игровой терапии.

Идея библиотерапии заключается в подборе специальной литературы для чтения подростка. Главный герой должен обладать схожими с подростком чертами внешности, или переживать те же проблемы. Это помогает подростку проанализировать чужой опыт и с его учетом сформировать для себя новую линию поведения.

Изотерапия позволяет подросткам с помощью рисунка изобразить свои переживания и страхи. Подопечным центра намного легче выразить свои эмоции не вербально, поэтому этот метод достаточно часто применяется в реабилитации.

Игротерапия способствует тому, что подросток переживает свой негативный опыт в символичном виде, благодаря чему улучшается его психологическое самочувствие.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность, применяемая с целью социальной реабилитации подростков, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, обладая богатым практическим потенциалом, является сильным инструментом воздействия на психологическое и эмоциональное состояние подростка.

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (последняя редакция) // Гарант: [справ.-правовая система]. — Москва, 2021. — URL: https://base.garant.ru/180687///.
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (последняя редакция) // Гарант: [справ.-правовая система]. –Москва, 2021. — URL: https://base.garant.ru/12116087/.
  3. Субботина Е. Возраст подростка продли до 25 лет // Российская газета. — Москва, 2013. — URL: https://rg.ru/2013/09/26/podrostki-site-anons.html.

Похожие статьи

Развитие и социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры в учреждении дополнительного образования

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Социально-трудовая реабилитация инвалидов трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического дома-интерната

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Создание предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов

Похожие статьи

Развитие и социализация личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры в учреждении дополнительного образования

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Социально-трудовая реабилитация инвалидов трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического дома-интерната

Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков в системе средних общеобразовательных учреждений

Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования

Социально-личностное развитие детей в условиях дошкольного учреждения

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Создание предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью посредством экскурсионного метода в рамках реализации внеурочных проектов