Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Макагон, Е. С. Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР / Е. С. Макагон, Г. С. Кузьминых, Т. Ф. Мункоева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/407/16778/ (дата обращения: 15.11.2024).



В современных условиях остро стоит вопрос о выборе и применении наиболее адекватных педагогических технологий игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Среди различных видов игровой деятельности особое место занимает театрализованные игры. Это обусловлено тем, что театральная деятельность — близкий и понятный дошкольнику вид детского творчества, способствующий гармоничному развитию личности ребенка в целом.

В данном виде деятельности у дошкольников активизируются память, образное восприятие, развивается воображение, речь. Кроме того, театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. В театрализованной игре в эмоционально комфортных условиях моделируются социальные отношения, возможные ситуации, отражающие общение с людьми и миром природы. Дети усваивают социальный опыт, «проигрывая» его под руководством педагогов. Участвуя в театрализованной игре, ребенок знакомится с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, тем самым обогащая эмоциональную и познавательную сферы личности. Личность дошкольника с задержкой психического развития имеет ряд особенностей. Задержка психического развития у детей дошкольного возраста проявляется в замедленном темпе психического развития. В одних случаях у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы; в других — задержка психического развития проявляется в замедлении развития познавательный активности. В некоторых случаях имеет место сочетание данных проявлений.

Как правило, дети с задержкой психического развития характеризуются эмоциональной неустойчивостью, аффективностью поведения, неустойчивостью волевых установок. Кроме того, детям с задержкой психического развития свойственен достаточно низкий уровень игровой деятельности, что требует поддержки и помощи педагога в процессе осуществления игровой деятельности, в том числе и театрализованной.

Обобщив вышесказанное, логично отметить, что эмоциональная сфера детей дошкольного возраста с задержкой психического развития недостаточно сформирована, незрелая, что, в свою очередь, является одной из коммуникативных причин недоразвития познавательной сферы этой категории детей. В нашей группе есть дети с ярко выраженными особенностями поведения: шумные, двигательно расторможенные, и пассивные, но всех их объединяет эмоциональная обедненность, узость и кратковременность проявления эмоций, стереотипность поведения, нарушения в развитии речевой, двигательной сфер. В связи с этим мы выбрали одним из основных направлений в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития использование театрализованных игр как средство развития эмоциональной сферы детей с ЗПР.

В основу в данном направлении положен индивидуальный подход, уважение к личности каждого ребенка, вера в его способности и возможности, а также поддержка и сопровождение в процессе театрализованной деятельности.

Цель работы: развивать у детей на основе театрализованной деятельности эмоциональную отзывчивость, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность

Для реализации данной цели нам необходимо было решить следующие задачи:

1. Отобрать содержание работы, учитывая основные дидактические принципы.

2. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

3. Обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

4. Создать условия для совместной работы семьи и детского сада.

Речевой материал, используемый нами в театрализованной деятельности, богат и разнообразен. И крохотные потешки, и большие сказки вызывают у детей эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, с помощью театра дети нравственно и эмоционально обогащаются, развивают свой творческий потенциал.

Огромное значение имеют специально созданные условия для коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе, для организации театрализованной деятельности детей в условиях детского дошкольного учреждения. Исходя из этого, в группе была организованна предметно- развивающая среда, соответствующая необходимым условиям для развития, а также способствующая организации совместной театральной деятельности детей с ЗПР и составляющая основу для самостоятельного творчества каждого ребенка в группе. Значительную часть времени мы с детьми и их родителями уделяем изготовлению атрибутов для детского театра, что, в свою очередь, способствует сплочению семей, развитию творчества у участников процесса.

В группе имеется большой выбор различных видов театра: театр ложек, театр масок, фланнелеграф, пальчиковый театр, настольный театр, театр «Би-ба-бо», театр матрешек, театр резиновых игрушек, теневой театр, театр варежек, магнитный театр. Также есть уголок ряженья, где находятся разнообразные костюмы, используемые детьми в сюжетно-ролевых и театрализованных играх.

Педагогами группы систематически ведется работа в уголке эмоций, где дети имеют возможность обозначить свое настроение в течение всего дня с помощью смайликов. Театрализованная деятельность включается во все виды совместной деятельности педагогов с детьми.

Обобщив вышесказанное, отметим, что театрализованная игра имеет огромное значение для развития личности каждого ребенка. Каждый маленький человечек в театрализованной деятельности осознает себя, учится управлять своим поведением, действовать в соответствии с определенными правилами и поднимается на более высокую ступень развития. Именно поэтому театрализованная деятельность в нашей работе занимает центральное место и направлена на развитие эмоциональной сферы, психических процессов, гармоничное развитие личности каждого ребенка.

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи через самостоятельную творческую деятельность

Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эффективное средство развития музыкальных способностей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Формирование познавательной сферы через двигательную активность у детей раннего возраста в период адаптации

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство развития речи и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением речи

Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи через самостоятельную творческую деятельность

Театрализованная деятельность (опера-сказка) как эффективное средство развития музыкальных способностей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Формирование познавательной сферы через двигательную активность у детей раннего возраста в период адаптации