Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях гимназии-интерната | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маслова, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях гимназии-интерната / И. В. Маслова, Е. В. Наумова, Е. Я. Маслова, Л. И. Жигулина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 1-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16808/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе всего обучения в гимназии-интернате. Понятие психолого-педагогическое сопровождение пользуется особенной популярностью на протяжении последних 20 лет. В настоящее время стало возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном — личности ребенка.

Разработка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе среднего общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, ключевая компетенция, психолого-педагогическое сопровождение, психическое здоровье.

Введение ФГОС СОО на этапе внедрения существенно изменил всю образовательную ситуацию в среднем и старшем звене обучающихся гимназии-интерната, посредством организации психологического сопровождения: обучающихся, педагогов, родителей.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Основной целью деятельности социально-психологической службы является содействие руководству и педагогическому коллективу гимназии-интерната в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей социально-психологические условия для охраны здоровья и развития личности субъектов образовательного процесса.

На основании поставленной цели СПС были выработаны следующие задачи:

— способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в образовательной организации;

— изучать психолого-педагогические особенности личности обучающихся и её микросреды, условия жизни;

— осуществлять мониторинг развития интеллекта и креативности обучающихся;

— своевременно оказывать социально-психологическую помощь и поддержку обучающимся, испытывающим трудности в обучении, межличностном взаимодействии или эмоциональной комфортности;

— снижать действие психотравмирующих факторов среды через социально-психологическое просвещение педагогов, родителей, обучающихся и организацию релаксационных пауз во время образовательного процесса;

— осуществлять диагностическое исследование профессиональных интересов и предпочтений обучающихся;

— координировать взаимодействие учителей, воспитателей, родителей (законных представителей воспитанников), специалистов социальных служб, благотворительных организаций, представителей административных органов для оказания помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве.

Для решения поставленных задач деятельность СПС осуществлялась по следующим направлениям:

Диагностическая работа.

— Социально-психологическая и психологическая поддержка обучающихся.

— Повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов, администрации.

— Социально-психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.

— Консультирование.

Диагностическое направление

Ежегодное проведение мониторинга в гимназии-интернате начинается с заключения соглашения между родителями (законными представителями) и директором гимназии-интерната о психолого-педагогическом сопровождении обучающегося. Послезаключения соглашенияежегодно проводится мониторинг образовательной деятельности с использованием программного обеспечения по психологическому диагностированию Госстандарт России комплексное обеспечение психологической практики «Иматон», «Эффектон студио» сетевая версия на 10 компьютеров. Комплекс «Эффектон» содержит психологические тесты и психокоррекционные упражнения, которые раскрывают отношения, внимание, память, интеллект, личность, одаренность, профориентацию, профессии. Комплекс состоит из 7 тематических разделов. Комплекс содержит 43 программных пакета, включающих более 150 тестов и развивающих упражнений. Подбор методик позволяет работать педагогу-психологу со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, педагогами и родителями. Часто используемые методики: тест Р. Амтхауэра «Структура интеллекта», методика К. Роджерса «Диагностика социально-психологической адаптации»,диагностика социального интеллекта Дж. Гифорда, тест креативности Е. Торренса, по методике «Мотивации учения и эмоциональное отношение к учению» (модификация А. Д. Андреевой), «Личностный опросник Айзенка (в модификации Т. В. Маталиной)», АОСО (тип восприятия), методика П. Торранса, С. Рейнольдса «Определение стиля обучения и мышления» и другие.

С целью организации личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, ежегодно изучаются индивидуальные особенности вновь поступивших обучающихся по методике «Личностный опросник Айзенка (в модификации Т. В. Маталиной)», АОСО (тип восприятия), методика П.Торранса, С.Рейнольдса «Определение стиля обучения и мышления» (таблица 1).

Таблица 1

Тип темперамента

2019–2020 уч. год

2020–2021 уч. год

2021–2022 уч.год.

Меланхолики

26 %

21 %

30 %

Сангвиники

48 %

35 %

35 %

Холерики

24 %

41 %

28 %

Флегматики

2 %

3 %

7 %

По результатам диагностических обследований проводятся 4 плановые консилиума: заседание ППк № 1 «Изучение индивидуальных особенностей вновь прибывших обучающихся 7-х классов и уровень развития УУД»; заседание ППк № 2 «Адаптация 10-х классов к профильному обучению»; заседание ППк № 3 «Выявление обучающихся 9-х, классов с высоким уровнем тревожности при подготовке к ГИА. Оказание психолого-педагогической поддержки при подготовке к ГИА»; заседание ППк № 4 «Выявление обучающихся 11-х, классов с высоким уровнем тревожности при подготовке к ЕГЭ. Оказание психолого-педагогической поддержки при подготовке к ЕГЭ».

На основании полученных данных диагностического обследования разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Рекомендации ППк включают условия обучения, воспитания и развития, которые требуют организации обучения по индивидуальному учебному плану, проведение групповых или индивидуальных коррекционно-развивающих или компенсирующих занятий, индивидуальных консультаций.

С введением ФГОС актуальной задачей в деятельности педагога-психолога является обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. В связи с этим в гимназии-интернате проводится психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 7–9 классов по программе мониторинга. Овладение универсальными учебными действиями (далее — УУД) дает обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться: личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях; регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности; познавательные действия включают общеучебные, логические, а так же постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Мониторинг УУД и учёт его результатов при организации учебно-воспитательного процесса способствует формированию способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия и позволяют повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в основной школе.

Психолого-педагогический мониторинг, проводимый в гимназии-интернате, направлен и используется с целью выявления интересов и учебных потребностей детей, и отвечает целому ряду требований и комплексных характеристик оценивания разных сторон поведения и деятельности обучающихся, что позволяет использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр их способностей. А также формировать поведение обучающихся в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют их склонностям и интересам.

В формате внеурочной деятельности проводятся уроки психологического развития (7-е классы); тренинг личностного роста (7–8 классы); профессиональное самоопределение (9-е классы); в системе дополнительного образования проводился курс «Тренинг креативности» (7–8 классы).

В результате проделанной работы подростки овладевают элементарной психологической культурой, приобретают знания о процессе развития своей индивидуальности, о различных формах проявления эмоций. А также об особенностях развития и основных свойствах психических процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия, воображении, речи, эмоциях. У обучающихся формируются компетенции, помогающие осуществлять универсальные действия: личностные (жизненное самоопределение, мотивация к здоровому образу жизни); регулятивные (планирование и прогнозирование образа «Я», контроль собственного поведения и эмоционального реагирования, принятие ответственности за собственный выбор; оценивание эмоционального состояния партнёра для адекватного реагирования в системе межличностных отношений); познавательные (развитие и тренировка памяти, внимания, волевого поведения; выстраиваются стратегии поиска решения жизненных задач, анализ, сравнение, оценивание ситуации (действий партнёра); коммуникативные (планирование сотрудничества, эффективное разрешения конфликтных ситуаций, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

В системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях гимназии-интерната проводится диагностика компетентностей педагогов, автор Виктории Шиманской, практикум развития эмоционального интеллекта у педагогов. Диагностика личности Майер Бригс, где выявляется интроверсия — экстраверсия; ведомый — ведущий и т. д.

Для педагогов проведены следующие мероприятия: семинар «Условия успешной адаптации вновь поступивших обучающихся к условиям гимназии-интерната; мастер-класс «Использование арт-техник для гармонизации внутреннего состояния» (профилактика эмоционального выгорания); арт- техника «Три портрета» (сотрудничество педагогов и психолога в решении задач воспитания и развития обучающихся); профессиональная студия «Взаимодействие с подростком: формы и методы взаимодействия».

Проводится диагностика для изучения детско-родительских отношений «Тест- опросник родительского отношения» (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин), тест АСВ (анализ семейного воспитания). В течении учебного года родители (законные представители) ознакамливаются с результатами диагностического обследования и если есть необходимость, получают методические рекомендации через психолого-педагогический консилиум гимназии-интерната.

Для родителей (законных представителей) обучающихся проводятся родительские собрания и психологические гостиные: «Развитие коммуникативных навыков детей подросткового возраста», «Развитие гибких навыков детей подросткового возраста в условиях семейного воспитания», «Конструктивный диалог с подростком», «Подготовка обучающихся к итоговой аттестации».

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность.

Литература:

  1. Ветлугина К. А. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в лицее-интернате / К. А. Ветлугина // Практика адм. работы в шк. — 2012. — № 4. — С. 31–37.
  2. Гриднева С. В. Формирование коммуникативной компетентности родителей одаренных детей / С. В. Гриднева, А. И. Тащева // Одар. ребенок. — 2011. — № 6. — С. 144–148. — Библиогр.: с. 148.
  3. Лазарева, С. С. Практическое занятие для педагогов «Профилактика профессионального выгорания»; Модель выявлениря детей с признаками одаренности в общеобразовательном учреждении; Занятие с элементами тренинга для родителей «Как общаться с детьми?" / С. С. Лазарева // Науч.-метод. журн. зам. директора шк. по воспитат. работе. — 2012. — № 6. — С. 77–94.
  4. Смирнов А. А. Дистанционные технологии в работе с одарёнными детьми / А. А. Смирнов, О. Д. Соколова, Т. И. Соловьёва // Методист. — 2012. — № 1. — С. 17–19. — Представлена модель межшкольного ресурсного центра информационно-коммуникационных технологий.
  5. Юркевич В. С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы / В. С. Юркевич// Психол. наука и образование. — 2011. — № 4. — С. 99–107. — Библиогр.: с. 107.

Похожие статьи

Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.

В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...

Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности

В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества

В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...

Роль формирования клинического мышления в подготовке врача

В статье анализируются такие важные аспекты педагогики и практического здравоохранения, как формирование и развитие такого психического явления, как клиническое мышление у студентов медицинских вузов. Отсутствие такого навыка делает невозможным успеш...

Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме

В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследо...

Право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: перспективы и проблемы его реализации

Научная статья посвящена анализу развития образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, от основного общего до высшего образования. Право на образование представляет собой важнейшее социокультурное право человека,...

Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края

Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной професс...

Похожие статьи

Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.

В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...

Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности

В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества

В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...

Роль формирования клинического мышления в подготовке врача

В статье анализируются такие важные аспекты педагогики и практического здравоохранения, как формирование и развитие такого психического явления, как клиническое мышление у студентов медицинских вузов. Отсутствие такого навыка делает невозможным успеш...

Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме

В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследо...

Право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: перспективы и проблемы его реализации

Научная статья посвящена анализу развития образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, от основного общего до высшего образования. Право на образование представляет собой важнейшее социокультурное право человека,...

Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края

Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной професс...