Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы
Автор: Бельских Мария Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)
Дата публикации: 05.12.2021
Статья просмотрена: 363 раза
Библиографическое описание:
Бельских, М. А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы / М. А. Бельских. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 25-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16810/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности.
«Творчество детей — это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка» (В. А. Сухомлинский)
На сегодняшний день многие педагоги знают, что истинная ценность обучения заключается не только в овладении определенными знаниями и навыками, но и в развитии воображения, наблюдательности, сообразительности, воспитании творческой личности в целом.
Уроки литературы открывают возможности для развития творческих способностей.
Вовлекая учащихся в творческую работу, стараюсь подбирать на своих уроках такие задания, которые способствуют развитию внимания, самостоятельности в решении сложных учебных задач.
Например, при изучении повести Н. В. Гоголя «Мертвые души» учащимся предлагаются следующие задания:
– подготовиться к конкурсу театральных афиш и их защите;
– предложить своё режиссерское решение постановки отдельных сцен;
– инсценирование отдельных эпизодов.
Подобные задания активизируют представления и воображение школьников, заставляют их внимательно вчитываться в текст, обращаться к дополнительной литературе.
Игровые занятия способствуют развитию познавательной активной деятельности.
Например, урок в пятом классе. Задание: создать проект по сказкам. Для детей — это работа трудная. И очень важно здесь коллективное начало. Ребята обсуждают «проект», спорят, предлагают свои решения, а в результате выбирают самое главное, что помогает раскрыть характеры героев.
Знакомя ребят с устным народным творчеством в 5 классе, можно предложить увлекательное путешествие: «Мы отправляемся сегодня с Вами в страну сказок. Нашим помощником будет всеми любимый герой. Кто он?
(учитель показывает фото Царевны-Лягушки).У нас есть и волшебный путеводитель (стрела), и карта сказочного леса. Через этот сказочный лес и предстоит пройти нашим героям…»
При изучении темы «Поэты 19 в. о Родине, родной природе и о себе» предлагаю ребятам творческие индивидуальные домашние задания: (например, сочинить стихотворение, составить кроссворд, тест по творчеству поэта или писателя).
Чтобы создать на уроке атмосферу творчества, увлечь, заинтересовать ребят, стараюсь использовать элементы театрализации. К уроку по теме «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя в пятом классе учащиеся по группам готовили задания: 1 группа — показала представление «Оксана перед зеркалом», 2 группа — «Гости Солохи «в мешках», а 3 группа — «Полет на черте в Петербург».
Можно провести словарную работу в группах. Например, что означают слова: коляда, кухоль, цыбуля, «строить куры», черевички, «ковзаться», «чернец», «кутья», «таратайка». Или «Угадай персонаж»: «Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу» (чёрт); «Как бы хорошо теперь лежать, поджавши под себя ноги, на лежанке, курить спокойно люльку и слушать сквозь упоительную дремоту колядки и песни веселых парубков и девушек, толпящихся кучами под окнами». (Чуб).
В старших классах на уроках литературы можно создать проблемные ситуации. Решению этих задач помогает проведение нестандартных уроков (уроков-диспутов, уроков-презентаций, уроков- исследований, интегрированных уроков).
Программа по литературе предлагает решить среди прочих вопросы:
— «Что делать?»
— «Кто виноват?»
— «Кому на Руси жить хорошо?»
Но главным остается вопрос «Почему?»
Подобные формы проведения уроков являются активными формами обучения, поскольку здесь значительно увеличена степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика.
Большое внимание уделяю проведению внеклассных мероприятий: тематических вечеров, литературных гостиных. Литературные гостиные, посвященные творчеству А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Н. В. Гоголя, встречи с писателями-земляками, воспитывают потребность в чтении, вызывают интерес к художественной литературе. Учащиеся любят такие мероприятия и с большим интересом готовятся к ним.
В школе долгое время вела литературный кружок «Юный филолог»
Клуб «Филолог» — школьное объединение дополнительного образования учащихся лицея, созданное с целью поддержки детских талантов, творчества, мотивации учащихся к изучению литературы.
Программа клуба позволяет интегрировать знания, полученные в процессе изучения литературы, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.
Чем интересна такая работа?
Дети принимают участие в разработках мероприятий, ответственно готовятся, учатся выступать перед аудиторией. В такой работе расширяются знания, кругозор. Уже вроде знакомый поэт раскрывается с новых сторон, узнаются интересные подробности эпохи, здесь и детство поэта, и время обучения в Царскосельском лицее, взаимоотношения с одноклассниками, подробности дуэли, творчество поэта в произведениях других писателей, связь творчества А. С. Пушкина и Вов.
Направленность программы заключается в том, чтобы не только познакомить школьников с биографическими данными и произведениями писателей, посетить литературные музеи, а проследить основные этапы работы над произведениями, попробовать проникнуть в их глубинный смысл.
Такого рода мероприятия ещё интересны тем, что на них присутствуют гости (члены Воронежского клуба «Встречи с Пушкиным»), которые занимаются изучением жизни поэта (пушкинисты), интересно освещающие творчество Пушкина, пополняющие экспонаты пушкинского музея
Актуальность работы состоит в том, что сегодня современные школьники зачастую узнают о жизни писателей и поэтов только из учебников и других печатных источников, творческий клуб «Филолог» научит детей по-другому смотреть на литературные произведения, видеть в них частичку жизни писателей.
Литературное развитие школьников может осуществляться только в русле творчества.Как писал В. А. Сухомлинский «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество — вот имя этой волшебной птицы!»
Рис. 1. Внеклассное мероприятие Басни И. А. Крылова
Рис. 2. Литературная гостиная «Сказки А. С. Пушкина
Рис. 3. Стенд «Филолог». Юбилейные даты поэтов и писателей. Отражение историко-культурных событий страны.