Конкурсы профессионального мастерства как средство профессионального роста педагога
Автор: Степаняк Ольга Анатольевна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
XVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)
Дата публикации: 06.12.2021
Статья просмотрена: 46 раз
Библиографическое описание:
Степаняк, О. А. Конкурсы профессионального мастерства как средство профессионального роста педагога / О. А. Степаняк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16813/ (дата обращения: 16.11.2024).
Профессиональный рост учителя является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Учитель должен быть компетентным в современных образовательных технологиях, использовать в работе инновации. Учитель — это творческий, креативный человек, способный искать новые походы в сфере педагогической деятельности, по мнению В. А. Сухомлинского «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребенке». Конкурсы профессионального мастерства — это часть развития творческих способностей, освоения инновационных методов и информационно-коммуникативных компетенций.
Педагоги, участвующие в педагогических конкурсах попадают в определенную мотивационную среду, которая способствует профессиональному и творческому развитию. Одной из основных целей данных конкурсов можно считать повышения престижа профессии «учитель», пропаганда педагогических профессий. Конкурсы педагогического мастерства ориентированы на разные возрастные категории и направления: «Учитель года», «Воспитать человека», «Педагогический дебют», «Конкурс наставников», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям» и другие. Педагоги обмениваются опытом, реализуют свой творческий потенциал, устанавливают контакты и коммуникации на профессиональном уровне.
Педагогические работники, желающие самосовершенствоваться, любящие свою профессию, не упустят возможности принять участие в педагогическом конкурсе. Важным шагом является решение о принятии участие в конкурсе, так как необходимо иметь смелость заявить о себе, представить себя высококомпетентным жюри и публике. Не многие могут преодолеть страх перед обществом и критикой в свою сторону.
Конкурсные испытания могут проходить в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный, всероссийский. Кроме этого, педагогическое мастерство может определяться по разным направлениям: конкурсы методических разработок, практические соревнования (уроки, классные часы, мастер-классы и т. д.), дистанционные конкурсы, профессиональные олимпиады.
Основными задачами профессиональных соревнований являются:
– раскрытие новых талантов среди педагогических работников;
– распространение творческих идей, обмен опытом;
– развитие коммуникативных навыков, расширение круга профессионального сообщества;
– стремление к самообразованию, формирование активной жизненной позиции.
Участие в конкурсах профессионального мастерства влечет за собой как положительные, так и отрицательные стороны.
К положительным моментам можно отнести: развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения, выявление и совершенствование творческой креативности, самосовершенствование, изучение новых инновационных технологий и способов обучения, придание престижности профессии, заявление о себе, как о профессионале своей деятельности.
Отрицательные же стороны проявляются в основном в высокой нагрузке, недостатке свободного времени и создании стрессовой ситуации.
Очень важно, что конкурсы профессионального мастерства помогают не только представить свой опыт, но и получить новые знания и опыт коллег-педагогов.
Кроме того, многие педагоги не испытывают потребность участия в конкурсе в связи с низкой мотивацией. Эту проблему можно решать через поощрение педагогических работников, как моральное, так и материальное.
При подготовке потенциальных участников к конкурсам необходимо составить план работы, создать рабочую группу из числа администрации и опытных педагогов, определить наставника для участника. Важно изучить информацию из журналов, статьи по теме выступления или методической разработке, проанализировать свой опыт, наработки, индивидуализм.
Несомненно, подготовка к конкурсам профессионального мастерства — это большой труд, труд не одного человека, а целой команды. Рассмотрим на примере общеобразовательной школы, как ведется подготовка участников на один из масштабных конкурсов, проводимого на районном, региональном и всероссийском уровне. Рабочей группой школы при подготовке конкурсантов для участия в соревнованиях профессионального мастерства «Учитель года» было решено назначить ответственного за каждый этап и каждое конкурсное мероприятие. Два раза в неделю рабочая группа вместе с конкурсантами собиралась на обсуждение проделанной работы, заслушивали отчеты и составляли планы. Таким образом, участники конкурса были полностью подготовлены к заданным срокам. Важным аспектом является привлечение психолога для работы с конкурсантами. Так как подготовка к мероприятию вызывает моральную и психологическую нагрузку, поэтому педагоги могут на полпути к цели остановиться и отказаться от участия. Когда конкурсные мероприятия требуют участия детей, родителей, коллег из числа педагогов желательно провести беседы с перечисленными группами в целях взаимопомощи во время проведения конкурса, можно также привлечь психолога. Подводя итог нашему плану работы, хотелось бы сказать, что при выполнении всех названных мероприятий и составлении четкого плана работы с распределением обязанностей в рабочей группе, подготовка к участию в конкурсе профессионального мастерства пройдет на высоком уровне и успех будет гарантирован.
В заключении еще раз обратим внимание, профессиональные педагогические конкурсы — это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование: повышается уровень их педагогического мастерства, продвигается карьера, растет уважение среди коллег. [1]
Литература:
- Роль профессиональных конкурсов в повышении педагогического мастерства учителя. — Текст: электронный // https://nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/10/25/statya-rol-professionalnykh-konkursov-v (дата обращения: 03.12.2021).
- Участие в конкурсах профессионального мастерства. — Текст: электронный // https://япедагог.рф/: [сайт]. — URL: https://япедагог.рф/участие-в-конкурсах-профессионально/ (дата обращения: 05.12.2021).