Конкурсы профессионального мастерства как средство профессионального роста педагога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

XVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 06.12.2021

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Степаняк, О. А. Конкурсы профессионального мастерства как средство профессионального роста педагога / О. А. Степаняк. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16813/ (дата обращения: 16.10.2024).



Профессиональный рост учителя является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Учитель должен быть компетентным в современных образовательных технологиях, использовать в работе инновации. Учитель — это творческий, креативный человек, способный искать новые походы в сфере педагогической деятельности, по мнению В. А. Сухомлинского «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребенке». Конкурсы профессионального мастерства — это часть развития творческих способностей, освоения инновационных методов и информационно-коммуникативных компетенций.

Педагоги, участвующие в педагогических конкурсах попадают в определенную мотивационную среду, которая способствует профессиональному и творческому развитию. Одной из основных целей данных конкурсов можно считать повышения престижа профессии «учитель», пропаганда педагогических профессий. Конкурсы педагогического мастерства ориентированы на разные возрастные категории и направления: «Учитель года», «Воспитать человека», «Педагогический дебют», «Конкурс наставников», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям» и другие. Педагоги обмениваются опытом, реализуют свой творческий потенциал, устанавливают контакты и коммуникации на профессиональном уровне.

Педагогические работники, желающие самосовершенствоваться, любящие свою профессию, не упустят возможности принять участие в педагогическом конкурсе. Важным шагом является решение о принятии участие в конкурсе, так как необходимо иметь смелость заявить о себе, представить себя высококомпетентным жюри и публике. Не многие могут преодолеть страх перед обществом и критикой в свою сторону.

Конкурсные испытания могут проходить в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный, всероссийский. Кроме этого, педагогическое мастерство может определяться по разным направлениям: конкурсы методических разработок, практические соревнования (уроки, классные часы, мастер-классы и т. д.), дистанционные конкурсы, профессиональные олимпиады.

Основными задачами профессиональных соревнований являются:

– раскрытие новых талантов среди педагогических работников;

– распространение творческих идей, обмен опытом;

– развитие коммуникативных навыков, расширение круга профессионального сообщества;

– стремление к самообразованию, формирование активной жизненной позиции.

Участие в конкурсах профессионального мастерства влечет за собой как положительные, так и отрицательные стороны.

К положительным моментам можно отнести: развитие коммуникативных способностей, расширение круга общения, выявление и совершенствование творческой креативности, самосовершенствование, изучение новых инновационных технологий и способов обучения, придание престижности профессии, заявление о себе, как о профессионале своей деятельности.

Отрицательные же стороны проявляются в основном в высокой нагрузке, недостатке свободного времени и создании стрессовой ситуации.

Очень важно, что конкурсы профессионального мастерства помогают не только представить свой опыт, но и получить новые знания и опыт коллег-педагогов.

Кроме того, многие педагоги не испытывают потребность участия в конкурсе в связи с низкой мотивацией. Эту проблему можно решать через поощрение педагогических работников, как моральное, так и материальное.

При подготовке потенциальных участников к конкурсам необходимо составить план работы, создать рабочую группу из числа администрации и опытных педагогов, определить наставника для участника. Важно изучить информацию из журналов, статьи по теме выступления или методической разработке, проанализировать свой опыт, наработки, индивидуализм.

Несомненно, подготовка к конкурсам профессионального мастерства — это большой труд, труд не одного человека, а целой команды. Рассмотрим на примере общеобразовательной школы, как ведется подготовка участников на один из масштабных конкурсов, проводимого на районном, региональном и всероссийском уровне. Рабочей группой школы при подготовке конкурсантов для участия в соревнованиях профессионального мастерства «Учитель года» было решено назначить ответственного за каждый этап и каждое конкурсное мероприятие. Два раза в неделю рабочая группа вместе с конкурсантами собиралась на обсуждение проделанной работы, заслушивали отчеты и составляли планы. Таким образом, участники конкурса были полностью подготовлены к заданным срокам. Важным аспектом является привлечение психолога для работы с конкурсантами. Так как подготовка к мероприятию вызывает моральную и психологическую нагрузку, поэтому педагоги могут на полпути к цели остановиться и отказаться от участия. Когда конкурсные мероприятия требуют участия детей, родителей, коллег из числа педагогов желательно провести беседы с перечисленными группами в целях взаимопомощи во время проведения конкурса, можно также привлечь психолога. Подводя итог нашему плану работы, хотелось бы сказать, что при выполнении всех названных мероприятий и составлении четкого плана работы с распределением обязанностей в рабочей группе, подготовка к участию в конкурсе профессионального мастерства пройдет на высоком уровне и успех будет гарантирован.

В заключении еще раз обратим внимание, профессиональные педагогические конкурсы — это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование: повышается уровень их педагогического мастерства, продвигается карьера, растет уважение среди коллег. [1]

Литература:

  1. Роль профессиональных конкурсов в повышении педагогического мастерства учителя. — Текст: электронный // https://nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2013/10/25/statya-rol-professionalnykh-konkursov-v (дата обращения: 03.12.2021).
  2. Участие в конкурсах профессионального мастерства. — Текст: электронный // https://япедагог.рф/: [сайт]. — URL: https://япедагог.рф/участие-в-конкурсах-профессионально/ (дата обращения: 05.12.2021).

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства педагогов третьего тысячелетия

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Волонтерское движение как средство нравственного становления будущих педагогов

Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога

Инновационные формы работы школьного методического объединения

Похожие статьи

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения дополнительного образования

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства педагогов третьего тысячелетия

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Волонтерское движение как средство нравственного становления будущих педагогов

Самообразование как фактор устойчивого профессионального роста педагога

Инновационные формы работы школьного методического объединения