Особенности курса «Литературное чтение» в УМК «Перспективная начальная школа»
Автор: Сидорова Татьяна Евгеньевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)
Дата публикации: 08.12.2021
Статья просмотрена: 423 раза
Библиографическое описание:
Сидорова, Т. Е. Особенности курса «Литературное чтение» в УМК «Перспективная начальная школа» / Т. Е. Сидорова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16820/ (дата обращения: 15.11.2024).
Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития.
В. А. Сухомлинский
Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
В. А. Сухомлинский
Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Основная идея программы «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его возраста, особенностей, склонностей, развития. В условиях организованной учебной деятельности, ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.
УМК «Перспективная начальная школа» по литературному чтению включает:
– Н. А. Чуракова «Литературное чтение» — учебник;
– Н. А. Чуракова «Литературное чтение» — хрестоматия;
– О. В. Малаховская «Литературное чтение» — тетрадь для самостоятельной работы.
Задача учителя в 1 классе:
– Научить первоклассника ориентироваться в учебной книге;
– Читать язык условных обозначений (пиктограмм, система цветовых фонов);
– Научить детей читать, а самое главное рассуждать и мыслить.
На первом уроке дети знакомятся с главными героями — Мишей и Машей.
Миша и Маша Ивановы хотят побывать в волшебном лесу. Их путь тернист, их ожидают препятствия, в преодолении которых героям необходима помощь школьников. Весь путь школьники могут проследить по карте путешествий, которой можно пользоваться как маршрутным листом.
Материал учебника построен на использовании учебно-игровой среды (интриги).
Интрига
— Послушайте наши любимые докучные сказки, а потом расскажете свои. Иначе мы вас не пропустим дальше. С опорой на интригу учитель мотивирует детей на работу с конкретными текстами, создаёт учебно-игровую ситуацию, которая затем преобразуется в учебную задачу. Герои интриги постоянно общаются между собой, тем самым вовлекают учащихся в общение. Миша и Маша любят читать и рассказывать. Так создаётся развивающая среда для формирования у учеников мотива к чтению, интереса к определённым жанрам.
Первоклассники знакомятся с малыми фольклорными формами и учатся осваивать их в практической деятельности (считаются, разгадывают загадки, заклички, докучные сказки).
На каждом уроке присутствует речевая разминка. Цель — совершенствовать навык чтения, понимания смысла, развитие чёткости произношения, развитие памяти. Слова разделены на слоги по принципу восходящей звучности, ударный слог выделен.
КАжет
ВИД
каЗАлось
ВИдит
укаЗАтель
не ВИдит
окаЗАлось
невиДИМка
Маркированные буквосочетания слова помогают учащимся прочитать слово без ошибок и с правильным ударением.
В учебнике есть цветовой фон, который помогает ориентироваться, когда и кто читает (чтение цепочкой, чтение по ролям).
Навык осознанного, правильного беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста. Вопросы и задания текста направлены на мотивацию перечитывания:
– С разной интонацией;
– В разном темпе;
– С разной громкостью;
– В разном настроении.
Это помогает углубить понимание смысла.
Во 2–4 классах ученик становится исследователем, отправляется в далёкое прошлое, узнаёт о том, как объяснял и понимал окружающий мир древний человек. Методический аппарат учебников представлен маленькому исследователю в помощь в самостоятельном поиске информации: вводится специальный справочный раздел «Совет консультантов», к которому отсылает учеников текст учебника.
Одна из задач курса — воспитание чувства юмора. Дети учатся понимать природу смешного, работая с рубрикой «Совет». Сами сочиняем весёлые советы, исследуем тайны юмористического рассказа.
Литературное чтение — интегрированный урок. Во 2–4 классах дети знакомятся с шедеврами живописи, учатся понимать язык изобразительного искусства, слушать музыку.
В учебнике 1–2 классов приводятся отдельные живописные репродукции, то в учебнике 3–4 классов есть раздел «Картинная галерея», к которой предусмотрена целая система вопросов и заданий. Это позволяет научить ребёнка ориентироваться в мире культуры.
На протяжении всех четырёх лет ведётся работа с лентой времени, которая представляет образ направленного потока времени. Помещая на неё имена поэтов и писателей, ученик видит начальные представления о течении литературного процесса.
Большую помощь оказывает тетрадь для самостоятельной работы. В учебнике маркирование нанесено, зато в тетради для самостоятельной работы ученик, используя жёлтый и голубой карандаши, сам выделяет необходимые фрагменты текста или строчки, закрашивает строчки или подчёркивает карандашом нужного цвета.
Например,
— Какие ещё пословицы подходят к басне в качестве морали?
(Закрась жёлтым карандашом)
— Какие из пословиц не подходят?
(Закрась голубым карандашом)
Итогом всей работы по литературному чтению я считаю:
1) Мои дети приобрели навык работы с содержащейся в тексте информацией в процессе чтения.
2) Овладели элементарными навыками чтения информации.
3) Развили такие читательские действия, как поиск информации, выделение у нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение.
4) Умение самостоятельно выбирать интересующую их литературу.
5) Много детей в классе стали участвовать в школьных и районных мероприятиях.
Творческие работы учащихся
Загадки:
–Длинноухий, любит морковь (заяц)
Халитова Ксюша
–4 ножки, не бежит, но стоит. Что это?
Наплёков Максим
–Рыжая, дружит с волком и ест кур (лиса)
Комарова Катя
Докучные сказки
Медведь и пчела
Залез медведь на бочку с мёдом, пчела его ужалила, и он упал. Опять залез и опять упал. Опять залез и опять упал. И так до победного.
Гайдаш Артём
Медведь шёл, шёл, нашёл мёд и полез за ним. Пчела увидела его и начала кусать. Медведь лез, лез, пчёлы кусали. Медведь упал и опять полез. Пчёлы опять начали его кусать, медведь упал, встал и опять полез и так далее.
Удалова Даша