Патриотическое воспитание детей
Авторы: Кравцова Светлана Алексеевна, Агеенкова Ксения Алексеевна, Сверчкова Кристина Александровна, Долгих Юлия Александровна, Косталанова Наталия Владимировна, Таршилова Елена Михайловна, Беззубцева Наталия Олеговна, Медведев Дмитрий Николаевич
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
XIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)
Дата публикации: 14.12.2021
Статья просмотрена: 39 раз
Библиографическое описание:
Патриотическое воспитание детей / С. А. Кравцова, К. А. Агеенкова, К. А. Сверчкова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/411/16846/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической деятельности становится патриотическое воспитание. В период формирования детского мировоззрения у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей действительности, а также самостоятельно применять полученные знания в практической деятельности.
Детство — пора открытий. Задача взрослых — помочь ребёнку делать эти открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию патриотических чувств, любви и привязанности к Родине, преданности ей, ответственности за неё, желанию трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства. Любить Родину — значит знать её; знать, прежде всего, свою малую Родину, именно поэтому патриотическое воспитание — значимое и необходимое направление в работе с детьми.
Наиболее соответствующей потребностям и интересам ребят, по нашему мнению, является использование в работе квест-технологий. Образовательный квест представляет собой проблему, которая предлагается участникам игры для реализации образовательных задач. Отличием традиционной постановки проблемы, является то, что в образовательном квесте присутствуют компоненты сюжета, ролевой игры, направленные на поиск информации, мест, объектов, людей. Квесты позволили объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей и педагогов) в решение образовательных задач в занимательной форме. Большой популярностью у детей пользуются разработанные нами образовательные квест-игры:
— Вперед за магнитной стрелкой», развивает познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнита, а также позволила углубить знания о горнодобывающей промышленности Белгородчины;
— «По следам народных умельцев» ˗ расширяет представления детей о ремесле игрушечных дел мастеров, знакомит детей с этапами создания старооскольской глиняной игрушкой;
— «Великая отечественная война», «Наши герои-старооскольцы», «В гостях у друга Лесовичка», «Защитники Отечества», «Моя Родина — Россия»;
— квест-игра «Путешествие по Старому Осколу» проводилась в конце изучения темы для закрепления и углубления знаний о городе.
Необходимо «провести» экскурсию для гостя-иностранца. Путешествие может проходить по совместно созданной карте-схеме из одного образовательного пространства в другой. Конечная цель такой игры, найти спрятанный сюрприз, дойти до которой можно было, последовательно выполняя задания. Выполненное задание — это ключ к следующей точке и следующему заданию.
Дети вместе с иностранным гостем могут побывать на различных значимых объектах города, продемонстрировать свои знания. Могут быть использованы все виды детской деятельности. Путешествие необычное, запоминающееся, увлекательное, веселое, игровое. Успешной реализации поставленных задач способствует создание виртуальных экскурсий, мультимедийных и слайдовых презентаций на патриотическую тематику. Особой популярностью у детей пользуются такие экскурсии, как «Дендропарк», «Старый Оскол — город воинской славы», где дети с удовольствие и большим интересом смогут побывать на Площади Победы, пройтись по Аллее Героев, остановиться у памятника Жукову, рассмотреть стелу «Город воинской славы».
Экскурсия позволяет детям проникнуться уважением к героям Великой Отечественной войны, почувствовать гордость за свой город. Вслед за экскурсиями разработаны презентации «Старооскольская игрушка», «Храмы Старого Оскола». Презентации «Кем быть», «Георгиевская ленточка», «Русская народная рубаха», «Откуда хлеб пришел», которые способствуют закреплению знаний детей о традициях нашего края. Одной из действенных технологий является проектная деятельность (индивидуальная и групповая), которая носит характер сотрудничества детей, педагогов, родителей и других членов семьи. Проекты помогают сформировать у детей интерес и уважение к истории возникновению и развитию родного города, к людям, их деятельности и культуре.
Дети научились использовать информацию об исторических событиях на практике, моделировать имеющийся опыт в различные виды деятельности. Участие в этих проектах помогает родителям быть не только источником информации во время работы над проектом, но и стать непосредственно участниками образовательного процесса, испытать гордость от своих успехов и успехов своего ребенка. Решением поставленных вопросов проекта выступают различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, посещение библиотеки, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Проекты способствовали активизации детского мышления, формированию познавательного интереса. Проведенная работа по патриотическому воспитанию ещё раз убеждает нас, что, воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения, позволяющий растить настоящих патриотов.
Литература:
- Г. А. Коновалова. Патриотическое воспитание школьников в современных условиях. Новокузнецк, 2003г.
- Л. А. Сетрукова, А. А. Востриков. Воспитание у старшеклассника ориентации в будущее профессии. Новокузнецк, 1998г.
- Черемисина В. Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Кемерово, 2010г.
- И. В. Карнаева. Формирование готовности учителя к профессиональному самоопределению подростков группы риска. Кемерово, 2009г.
- Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. Москва, 2008г.