Проблемы дополнительного профессионального образования
Авторы: Кравцова Светлана Алексеевна, Косталанова Наталия Владимировна, Долгих Юлия Александровна, Сумароков Вадим Климентьевич, Мамонов Евгений Алексеевич, Кузьменко Александр Владимирович, Станкевич Алевтина Владимировна, Сумарокова Валерия Вадимовна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
XIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)
Дата публикации: 17.12.2021
Статья просмотрена: 506 раз
Библиографическое описание:
Проблемы дополнительного профессионального образования / С. А. Кравцова, Н. В. Косталанова, Ю. А. Долгих [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/411/16852/ (дата обращения: 16.11.2024).
С началом современной истории России в законе об образовании появилась статья, которая полностью посвящена дополнительному образованию. Она четко дает определение дополнительному профессиональному образованию и порядку итоговой аттестации по окончании освоения дополнительных образовательных программ. Все это выделяло дополнительное профессиональное образование как систему, основными элементами которой стали образовательные программы, образовательные учреждения, участвующие в реализации программ и управление данными учреждениями. Законодательно закрепленное понятие дополнительного профессионального образования позволило провести расширение функций повышения квалификации, и рассматривать ее как элемент дополнительного образования, позволяющий реализовать идею непрерывного образования личности. В то же время намечается другая тенденция, российская система дополнительного профессионального образования сокращает свои масштабы, что противоречит развитию мировых систем непрерывного профессионального повышения квалификации кадров. Отсутствие достаточного финансирования и устаревание материально-технического оснащения государственного дополнительного профессионального образования в новых рыночных условиях спровоцировало развитие негосударственных учреждений дополнительного образования. Однако, рост сети негосударственных учреждений не смог компенсировать уменьшение государственных учреждений дополнительного профессионального образования, так как они ориентированы на краткосрочные курсы, коммерчески выгодные, недоступные для многих специалистов. Отсутствие серьезной поддержки учреждениям дополнительного профессионального образования со стороны государства привело к появлению ряда проблем:
1) пробелы в законодательстве о дополнительном профессиональном образовании, что существенно снижало жизнеспособность этих учреждений;
2) отсутствие исследований рынка образовательных услуг;
3) нехватка четких требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования;
4) невозможность специалистов переквалифицироваться в связи с отсутствием системы профориентации;
5) недостаток мотивации у специалистов и руководителей учреждений к повышению квалификации кадров;
6) отсутствие исследований рынка образовательных услуг;
7) нехватка четких требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования;
8) невозможность специалистов переквалифицироваться в связи с отсутствием системы профориентации.
Данные проблемы связаны с изменением приоритетов россиян и их менталитетом. В 1990-х годах произошел рост частного предпринимательства, в том числе индивидуального, что сказалось на необходимости получения образования, т. к. и его отсутствие позволяло зарабатывать. Новые рыночные отношения основным показателем функционирования человека определяли его материальное состояние и успешное развитие бизнеса, при этом успех не был пропорционален уровню образования. Наличие основного высшего образования стало рассматриваться как излишнее, следовательно, получение дополнительного образования совершенно утратило популярность, как и сама идея получения непрерывного образования.
Образ профессии, как патетическое и познавательное образование меняет систему ориентиров в сознании людей. Ранее идеальный образ профессии основывался на ее конкретных представителях, с их профессиональными достижениями, профессиональным ростом, ценностными ориентирами. Хоть образ и был в большей части собирательным, он позволял провести конкретную идентификацию самой профессии.
В 1990-х годах происходит замена идеального образа профессионала на идеальный образ жизни, и профессия уже является лишь средством достижения этого образа, а не существенной его частью.
Несмотря на изменение ценностных ориентаций, проведение экономических и социальных реформ, государство предпринимает определенные шаги в области дополнительного профессионального образования. В соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов», принятым в 1995 году, образовательное учреждение ДПО (повышения квалификации) специалистов создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, подготовки их к выполнению новых трудовых функций, совершенствования их деловых качеств. Главными задачами такого образовательного учреждения были определены следующие:
- организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов;
- удовлетворение потребностей специалистов в получении новых знаний в соответствующих отраслях науки и техники;
- научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю работы;
- организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ;
- консультационная деятельность.
Несмотря на то, что к содержанию работы учреждений ДПО добавилась научная деятельность в 1990-е годы сфера образования, абстрагируясь от реальных потребностей страны, вынуждена была выживать, что в значительной мере сказалось на качестве дополнительного профессионального образования.
Литература:
- История образования взрослых в России / Под ред. Е. П. Тонконогой. СПб.: ИОВ РАО, 2000. 114 c.
- Педагогический энциклопедический словарь. М.: Дрофа, 2008, 528 c.
- Педагогика профессионального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2006. 368 с.
- Флеров О. В. Институционализация идеи “lifelong learning” в отечественной системе дополнительного профессионального образования. В сборнике: Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем. Материалы XII международной научной конференции. Часть 2. М., 2016. С. 390–396.