Применение электронных учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» в учебном процессе для достижения метапредметных результатов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 21.12.2021

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Каткова, М. С. Применение электронных учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» в учебном процессе для достижения метапредметных результатов / М. С. Каткова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 19-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/411/16862/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современное образование немыслимо без современных средств обучения. С 1 января 2015 года для всех учебников, включенных в федеральный перечень учебников, представляется электронная форма. Учебники, должны быть в печатной и электронной формах. Электронная форма учебника — это особая форма учебника, сохраняющая неразрывную связь со своей печатной формой, оснащенная новыми возможностями: мультимедийными и интерактивными ссылками, автоматически проверяемым тестированием, рассчитанным на школьников с разным уровнем подготовки. Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке растущей информации, так как современные информационные технологии позволяют по-новому организовывать процесс обучения.

Использование электронных форм учебника и пособий на уроках и занятиях внеурочной деятельности становится неотъемлемой частью системы школьного образования и опирается на федеральные законы:

– Статья 18 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия) [1].

Наличие электронной формы учебника является обязательным требованием для учебника, включенного в Федеральный перечень.

Электронный вариант, соответствуют структуре, содержанию и художественному оформлению печатной формы учебника.

Разработаны требования к электронным формам учебников:

– Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2016 г. № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» [2].

При общественной экспертизе о наличии следующих свойств электронная форма учебника:

– представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участников образовательных отношений;

– корректно отображается и функционирует на не менее, чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, с подключением к интерактивной доске, планшета и др.);

– функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети «Интернет» (за исключением внешних ссылок) и «Интранет»;

– реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;

– поддерживает возможность определения номера страниц печатной формы учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.

Санитарно-гигиенические требования

Постановление Главного государственного врача от 24 ноября 2015 года № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПин 2.4.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»: «Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:

– для учащихся 1–2 классов — не более 20 минут

– для учащихся 3–4 классов — не более 25 минут [3].

Хочу поделиться своим опытом работы.

Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». На сайте издательства «Академкнига» представлена полная линейка учебников УМК. Посмотрела обучающие вебинары по использованию электронных учебников на уроке, и убедилась, что мне в работе очень нужны электронные учебники [4].

Художественное оформление, структура, содержание электронной и печатной форм учебника соответствуют друг другу. Электронный формат учебника содержит мультимедийные и интерактивные элементы (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры и т. д.)

Учебник в электронной форме:

– работает на любой платформе Windows, Android, iOS и на любом устройстве (ПК, планшет, ноутбук);

– работает без подключения к сети интернет;

– ЭФУ отличается от учебника в печатной форме наличием интерактивной панели управления, мультимедийных ресурсов, интерактивных элементов и тестовых заданий с автоматической проверкой.

Все просто, понятно и доступно.

Например, при подготовке к урокам письма приходилось находить анимационное написание той или иной буквы, вставлять в презентацию, чтобы показать на уроке. В электронных учебниках уже готовый результат: формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений.

Ученики с удовольствием работают у доски, выполняют упражнения. Приведу различные виды упражнений:

Например, по литературному чтению (Тема 2. Встреча с репейниками. Докучные сказки) Задание: объяснить — что такое докучать? (выбрать правильный ответ).

Задание 2. Покажи, где оказались Маша и Миша (задание на понимание текста)

Математика(учебник)

Записать значение суммы и разности.

Работа в электронной тетради.

Все картинки можно двигать или раскрасить. Учащиеся с удовольствием выполняют эти упражнения, повышается активность школьников и качество усвоения нового материала.

Русский язык. Представлены упражнения разных видов в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

  1. Вставь пропущенные буквы.

Выбери правильный вариант.

Правильный ответ выделяется зеленым цветом. Ошибка- красным.

«Музей в твоем классе». Занятие по внеурочной деятельности строится на вовлечение детей в процесс рассматривания репродукций картин известных художников. Эти занятия учат детей всматриваться в образы картин, научить младших школьников писать сочинения по картине, закладывает фундамент письменных творческих работ.

Рассматривание картины проводится с помощью специальных блоков вопросов, которые развивают опыт наблюдения младших школьников. Вопросы и задания направляют разрозненные наблюдения и впечатления в единое целое восприятие картины.

C:\Users\Mom\YandexDisk\Скриншоты\2021-12-19_20-21-01.png

Используется система наблюдений с использованием в работе разнообразных по форме рамок, которые помогают фокусировать взгляд на определенных деталях картины. С помощью электронной лупы можно увеличить фрагменты картины для детального рассмотрения, приучают детей путешествовать по картине, учат наблюдать детали и видеть целое. [5]

C:\Users\Mom\YandexDisk\Скриншоты\2021-12-19_20-22-23.png

С помощью специального инструментария дети осваивают пространство живописного произведения, учатся понимать, как создается ощущение глубины картины. Пособие помогает педагогу формировать коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Подводя итоги, могу сказать, что электронный учебник необходим всем учащимся для любого вида учебной деятельности, так как облегчает понимание и запоминание изучаемого материала за счет других способов подачи материала и воздействия на все виды памяти. Это дает возможность строить работу на разных уровнях, в зависимости от уровня подготовки и интереса ученика. [6]

Благодаря такой работе заметила повышение у своих учеников учебной самостоятельности, ответственности, заряд позитивных эмоций.

Считаю, что электронные учебники и тетради облегчают понимание изучаемого материала, воздействуют на слуховую и эмоциональную память, повышают наглядность учебного материала. За счет использования иллюстративных и интерактивных мультимедиа-объектов индивидуализируют процесс обучения; позволяют рассмотреть большее количество примеров и задач; предоставляют возможности для самопроверки на всех этапах работы.

Литература:

1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/30db2837641cc729b1d5e2eee7f0f7982722cfac/

2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_202943/

3. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&rnd=985E27E38B8ED9428AAD85716FD9BDB9&base=LAW&n=160942&dst=100373&field=134&stat=srcfld %3D134 %26src %3D100130 %26code %3D16876 %26page %3Dtext %26p %3D166 %26base %3DPNPA %26doc %3D9582#nq8i3sS2K7EeiaXw

4. https://akbooks.ru/biblio1/

5. https://journal.akbooks.ru/journal/journal_titul/mus_dom/lit10_07/

6. https://shop-akbooks.ru/webroom/webroom-archive/

Похожие статьи

Моделирование на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения на примере использования учебников УМК по географии издательства «Вентана-Граф»

Применение электронных образовательных ресурсов как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках технологии

Использование технологий цифровой дидактики в военно-профессиональной ориентации обучающихся довузовских образовательных организаций МО РФ

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Развитие исследовательских компетенций у учащихся на уроках математики при применении практико-ориентированного подхода в обучении

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов на занятиях иностранного языка

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе

Похожие статьи

Моделирование на уроках географии как условие достижения метапредметных результатов обучения на примере использования учебников УМК по географии издательства «Вентана-Граф»

Применение электронных образовательных ресурсов как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках технологии

Использование технологий цифровой дидактики в военно-профессиональной ориентации обучающихся довузовских образовательных организаций МО РФ

Система работы по использованию метода проектов на уроках русского языка на материале раздела «Лексика» с целью повышения уровня развития мотивационной сферы учащихся начальной школы

Развитие исследовательских компетенций у учащихся на уроках математики при применении практико-ориентированного подхода в обучении

Применение интерактивных методов обучения в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетенции у студентов неязыковых вузов на занятиях иностранного языка

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе