Словари как средство помощи для развития культуры человека в УМК «Перспективная начальная школа» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 23.12.2021

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Канавина, Н. П. Словари как средство помощи для развития культуры человека в УМК «Перспективная начальная школа» / Н. П. Канавина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 15-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/411/16872/ (дата обращения: 16.11.2024).



Словарь есть одна из самых необходимых настольных книг всякого образованного человека.

И. И. Срезневский

Одна из составляющих культуры человека — это его орфографическая грамотность. Это всем хорошо известно, но все ли слова, которые использует человек в своей речи, он может знать и объяснить их значение, их орфографическое написание? Я думаю, что нет. Поэтому часто при возникновении сомнения по поводу написания той или иной буквы в слове или объяснении значения слова мы пытаемся это решить с помощью словаря.

В УМК «Перспективная начальная школа» главная инструментальная проблема — научить работать со словарями, начиная со 2 года обучения, для решения практических задач правописания. Учебник, состоящий из двух частей, включает в себя необходимые для обучающих словари, которые находятся во второй части учебника. Ученики имеют возможность всегда обратиться за помощью и найти нужное в словаре. И это правильно, ведь словарь — это настольная книга, к которой, чем больше обращаешься, тем шире и богаче становится кругозор, глубже и основательнее знания . Для работы предлагаются такие учебные словари, как: Толковый словарь, Фразеологический словарь (словарь устойчивых выражений), Обратный словарь, Орфографический словарь (словарь «Пиши правильно»), Орфоэпический словарь (словарь «Произноси правильно»), Этимологический словарь (словарь происхождения слов), Словообразовательный словарь.

Система работы со словарями включает в себя ряд простых, но и в тоже время сложных процедур:

– необходимо, чтобы дети хорошо ориентировались в алфавитном столбике, понимали принцип расстановки слов;

– важно, чтобы учащиеся осознали особенности каждого вида словаря;

– главное, постепенно научить использовать словарную информацию как способ проверки орфограмм и как справочную;

– при чтении словарных статей в толковых и энциклопедических словарях понимать систему обозначений и сокращений, которые находятся в словарях.

На самом первом уроке русского языка во 2 классе, который называется «Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны» происходит з элементарное знакомство со словарями, постепенно осваиваются все стороны книги: содержательная, структурная, формальная. Перечень слов в строго определенном порядке — это и есть содержание словаря, что должны понять учащиеся на первом этапе, ученики получают представление о странице словаря, о ее структуре. Обязательно проводится знакомство с обложкой и со всеми ее элементами: заглавие книги, символика, характерная для всех учебных словарей: А — Я. Дети получают первое представление о значимости словарей в их жизни.

Толковый словарь — первый словарь, с которым знакомятся дети. Он используется для выяснения значений незнакомых слов, которые встретятся школьнику в учебниках «Русский язык», «Литературное чтение», в хрестоматии по литературному чтению, в учебнике «Окружающий мир». Также толковый словарь очень востребован при работе с многозначными словами, с омонимами, с синонимами, при чтении словарных статей.

Орфографический словар ь используем довольно традиционно, показывая один из важнейших способов проверки правильного написания слов. Для того, чтобы ученики легко запоминали все словарные слова, они обыгрываются в виде рисунков-ассоциаций в тетрадях. После этого вводится название словаря «Пиши правильно».

Этимологический словарь даёт возможность познакомить учащихся с историческим составом слова, который отличается от современного, рассмотреть слова старославянского и древнерусского происхождения. Использование этого словаря резко повышает интерес учащихся к языку, развивает языковую культуру.

Орфоэпический словарь или словарь «Произноси правильно» вводится с целью введения упражнений по произношению слов. К нему учащиеся обращаются, чтобы убедиться в правильном произношении конкретных слов, при этом решаются две проблемы (проблема ударения и проблема правильного произношения отдельных звуков). Например: «вёз водитель в магазин много мётел и корзин». Но мне бы хотелось обратить ваше внимание на словарь, который даёт огромные возможности для решения грамматических задач — это Обратный словарь , с которым вы не встречались в жизни. Обратный словарь подчинён алфавитному правилу расположения слов, но при этом учитывается не начало, конец слова. Например, слова УЛЫБКА, ЯГОДКА, ВИНТОВКА следует искать на букву А, и поиск слов производится в таком словаре по правому краю.

Как же можно и нужно применять на уроках обратный словарь? Во — первых, при изучении словообразования, т. к. слова сгруппированы по их грамматическим признакам и оказываются рядом в пределах одной группы: все существительные с одним и тем же суффиксом (-к, -ек, -ик, -ник, -ниц, -тель), глаголы с суффиксами(-а, -е, — и, -я, -ть), по такому же принципу прилагательные и наречия. Во- вторых, при освоении орфограммы «парные звонкие — глухие согласные на конце и в середине слова», т. к. в словаре представлены слова, оканчивающиеся на -дка, -тка, -жка, -шка, можно найти слова на –в, -ф, -г, -к и т. д. Далее мы обращаемся к обратному словарю при определении написания слов мужского и женского рода с шипящими на конце, ведь только в обратном словаре представлены слова, основа которых оканчивается на –ь, –чь, -жь, щь. Выписывая такие слова, учащиеся делают вывод о работе Ь, что Ь обозначает мягкость согласного, а также Ь является показателем женского рода у существительных с шипящими на конце. Обосновывая свой выбор, учащиеся сами определяют проблему урока и применяют изученное правило на практике, и в этом им помогает обратный словарь. С помощью обратного словаря учитель может быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта при изучении любой орфограммы.

Для прочного запоминания правильного написания и правильного произношения необходимо использовать разные виды работ, которые способствуют развитию речи и повышению грамотности, воспитывают живой интерес к слову.

Игры со словами:

«Альпинисты» (в словах количество букв увеличивается или уменьшается на 1 — метро, малина, магазин).

«Покупка» (подбираются слова с буквой, которая знакома и находится в середине — тарелка, растение, багаж).

«Чтение по губам» Словарное слово учителю нужно сказать, двигая губами, дети отгадывают, проговаривают и комментируя записывают. Используется при письме диктантов. «Предприниматели»

Учащиеся делятся на две группы, «продавцов» и «покупателей», первая группа выбирает из словаря слова на определённую тему («Мебель», «Транспорт» и т. д.) и обозначает пропуски в них. Вторая группа детей, получая слова и пользуясь словарём, вставляет нужные буквы.

«Кто это? Что это?» Объяснение лексического значения слова происходит, не называя его. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений.

«Друг за другом»

Построение слов начинается на последнюю букву предыдущего слова. Используется на этапе закрепления. (Аллея, яблоко, обед, декабрь, работа)

«Самый лучший»

Рекламируются предметы, обозначенные словарными словами, называя качества этого предмета к каждой букве слова. Например: «аптека» А — аккуратная, П — полезная, Т — таблеточная, Е — единственная, К —красивая., А — Уместно использовать при изучении темы «Имя прилагательное». Это расширяет словарный запас детей, развивает их фантазию и воображение.

В течение трёх лет работы количество словарей увеличивается, появляется словарь в третьей части тетради для самостоятельных работ по математике, в учебнике «Математики», в хрестоматии по окружающему миру есть иллюстрированный словарик растений и животных, учебник по технологии «Азбука мастерства» содержит словарь терминов. У каждого словаря своя пиктограмма, которая облегчает работу на уроке учителю и детям,

Главное, чтобы обращение к тому или иному словарю вошло в привычку, то тогда можно считать, что положено начало для воспитания культурного человека, который будет сам ставить цели и самостоятельно искать на них ответы.

Литература:

  1. Программа четырехлетней начальной школы «Перспективная начальная школа»/Р. Г. Чуракова, М. Л. Каленчук,Н. А. Чуракова и др.; Сост. Р. Г. Чуракова. — М.: Академкнига/Учебник,2017.
  2. М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Русский язык: 2 кл. Методическое пособие М.: Академкнига/Учебник, 2017
  3. Каленчук М. Л. и др. Русский язык: 2 кл.: Учебник: В 3 ч. / М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова. — М.: Академкнига/Учебник, 2017
  4. http://www.nkj.ru/archive/articles/10083/ (Наука и жизнь, Что такое «обратный словарь»?)

Похожие статьи

Особенности курса «Литературное чтение» в УМК «Перспективная начальная школа»

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий средствами учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Необходимо совершенствовать экологию семьи»

Развитие математической грамотности учащихся начальной школы через реализацию программы УМК «Перспективная начальная школа»

Интегрированный урок как средство формирования универсальных учебных действий в 3 классе

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Проектная деятельность как эффективная технология формирования читательской грамотности в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий учащихся средствами УМК «Школа 2100» с использованием проблемно-диалогической технологии

Проектная деятельность по экологии «В мире деревьев» в дошкольной организации

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов

Похожие статьи

Особенности курса «Литературное чтение» в УМК «Перспективная начальная школа»

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий средствами учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Необходимо совершенствовать экологию семьи»

Развитие математической грамотности учащихся начальной школы через реализацию программы УМК «Перспективная начальная школа»

Интегрированный урок как средство формирования универсальных учебных действий в 3 классе

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников

Проектная деятельность как эффективная технология формирования читательской грамотности в начальной школе

Формирование универсальных учебных действий учащихся средствами УМК «Школа 2100» с использованием проблемно-диалогической технологии

Проектная деятельность по экологии «В мире деревьев» в дошкольной организации

Профессиональные качества как условие развития исследовательской культуры будущего учителя начальных классов