Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Парамзина, Н. В. Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста / Н. В. Парамзина, Н. Н. Терехова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/411/16882/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: дошкольный возраст, дополнительное образование, студия развития, ребенок, воспитательная работа

Дошкольный возраст — это особенный период жизни ребенка, особая фаза психофизического и социального созревания: ребенок входит в широкий социальный мир, устанавливает взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, учится находить контакты с основными ведущими сферами бытия: миром природы, людей, предметным и окружающим миром.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии ребенка и главным образом, выступает новым шагом вхождения в социальную среду, является наиболее значимым в формировании личности.

Воспитание детей-дошкольников — это основа, на которой в дальнейшем формируется характер и развиваются способности и умения.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что воспитание и обучение осуществляется под воздействием деятельности разного характера (игровой, коммуникативной, познавательной), а приобретение опыта через общение со сверстниками и взрослыми.

Ведущая роль в воспитании детей дошкольников, несомненно, принадлежит родителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Однако в настоящее время наблюдается рост числа обучающихся дошкольного возраста активно вовлеченных в реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Это объясняется многими причинами, и в первую очередь — запросом родителей на раннее развитие детей. Открытое и вариативное дополнительное образование, способствующее положительной социальной адаптации, творческому развитию и социальному самоопределению ребенка обладает уникальным воспитательным потенциалом. Главной отличительной особенностью системы дополнительного образования является то, что воспитательный и образовательный путь ребенка происходит с учетом его интересов, потребностей, возрастных особенностей и таким образом обеспечивает успешную и эффективную самореализацию в социальном пространстве [1].

Многоуровневая среда, формируемая в учреждениях дополнительного образования, в процессе работы с дошкольниками представлена на рисунке 1.

Развивающая многоуровневая среда для работы с дошкольниками [1]

Рис. 1. Развивающая многоуровневая среда для работы с дошкольниками [1]

Студия развития «Дошкольная академия» отдела «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» существует с 1998 года и является самым многочисленным по количеству обучающихся дошкольного возраста объединением отдела. В настоящее время по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам социально-гуманитарной и художественной направленности в студии занимается 146 учащихся, из которых 94 ребенка являются так называемыми «домашними детьми», не посещающими дошкольные и другие образовательные учреждения. Возраст обучающихся студии от двух до семи лет. Педагогический коллектив студии развития «Дошкольная академия» состоит из 12 педагогов дополнительного образования, педагога-психолога, логопеда, педагога-организатора. Уникальность сложной и многогранной системы дополнительного образования в работе с дошкольниками включает в себя индивидуальный подход к каждому ребенку за счет меньшего числа детей в группе и более тесной взаимосвязи между обучающимися и педагогами.

Основные направления работы с детьми в студии развития «Дошкольная академия» представлены на рисунке 2.

Основные направления работы с детьми в студии развития «Дошкольная академия»

Рис. 2. Основные направления работы с детьми в студии развития «Дошкольная академия»

Образовательный процесс студии развития «Дошкольная академия» неотделим от воспитательного, ведь у детей дошкольного возраста закладывается и формируется самосознание, представления о себе и окружающих людях, ребенок вступает в различные формы социального взаимодействия, учится видеть и применять, оценивать моральные и социальные нормы, принятые в обществе.

Воспитательные функции педагога дополнительного образования студии развития «Дошкольная академия» сводятся к трем основным: воздействие педагога на обучающегося; создание воспитывающей среды; коррекция влияния различных субъектов социальных отношений (рисунок 3).

Воспитательные функции педагога студии развития «Дошкольная академия» [1]

Рис. 3. Воспитательные функции педагога студии развития «Дошкольная академия» [1]

В начале учебного года каждый педагог дополнительного образования студии развития составляет план воспитательных мероприятий, в который включаются мероприятия по всем перечисленным направлениям. Часть мероприятий педагог проводит самостоятельно, а другие — совместно с педагогами студии. При планировании воспитательных мероприятий всегда учитываются муниципальные и региональные мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами. Допускается проведение воспитательных мероприятий с применением дистанционных образовательных технологий.

Направления воспитательной работы в студии развития «Дошкольная академия» представлены на рисунке 4.

Направления воспитательной работы в студии развития «Дошкольная академия»

Рис. 4. Направления воспитательной работы в студии развития «Дошкольная академия»

Основными формами воспитательной работы в студии развития «Дошкольная академия» являются:

— беседы на самые разные темы (о здоровье, о взаимоотношениях с другими людьми, о толерантности и т. п.);

— концерты, спектакли, тематические и календарные праздники, театрализованные представления, юбилейные мероприятия, празднование дней рождения обучающихся, конкурсно-игровые программы, акции, флешмобы;

— игры: спортивные, познавательные, соревновательные;

— экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми и т. д.;

— викторины, конкурсы различных уровней;

— психологические упражнения, консультации, психологическая диагностика (психологический комфорт, уровень воспитанности и др.).

В течение года в творческом объединении проводятся такие культурно-массовые мероприятия: праздники «Здравствуй, Осень!», «Сюрприз для мамы», «Новый год», «Наши защитники», «День птиц»; игровые программы «В стране дорожной безопасности», «Праздник весны», «Космические тайны», флешмобы «День здоровья», «Здравствуй, Весна».

Обучающиеся студии развития активно участвуют и занимают призовые места в конкурсах различного уровня: «Белая, белая сказка», «Царство игрушек», «Сделай мир цветным», «Мастера бумажных дел», «Лего-мастера», «Наукоград», «Кладовая талантов», «Мир одаренности», «ПОНИ® Готовься к школе». Участие в конкурсных мероприятиях не только развивает творческий потенциал обучающихся, но и воспитывает чувство индивидуальной и коллективной ответственности, ребята осваивают правила поведения в условиях конкуренции.

Эффективная воспитательная работа невозможна без взаимодействия с родителями обучающихся, поэтому педагоги студии развития регулярно проводят родительские собрания, индивидуальные встречи и консультации.

Таким образом, дополнительное образование, представляя собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка, обладает особым развивающим и воспитательным потенциалом для обучающихся дошкольного возраста, способствует полноценному развитию в личностном, создает условия для психологической и интеллектуальной подготовки детей к обучению в школе. Именно здесь создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнерские отношения педагога и обучающихся.

Литература:

  1. Гайдук, Н. Е. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей / Н. Е. Гайдук. — Текст: электронный // Ведущий образовательный портал России «Инфоурок»: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-osobennosti-vospitatelnoj-raboty-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-5023458.html (дата обращения: 24.12.2021).

Похожие статьи

Развитие обучающихся старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Оценка физического развития детей на этапе поступления в дошкольное учреждение

Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...

Осознанное родительство как важное условие взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Современный педагог ДОУ

В данной статье рассмотрены основные требования, которые предъявляются на сегодняшний день к современным педагогам, работающим в дошкольном образовательном учреждении, а также навыки, умения личные качества, которыми должен обладать педагог, работающ...

Развитие личностных и педагогических компетенций педагогов в работе с родителями, посещающими консультационный центр

Профориентация детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников

Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Формирование элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с учетом требований обновленной системы образования

Похожие статьи

Развитие обучающихся старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования

Оценка физического развития детей на этапе поступления в дошкольное учреждение

Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...

Осознанное родительство как важное условие взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

Современный педагог ДОУ

В данной статье рассмотрены основные требования, которые предъявляются на сегодняшний день к современным педагогам, работающим в дошкольном образовательном учреждении, а также навыки, умения личные качества, которыми должен обладать педагог, работающ...

Развитие личностных и педагогических компетенций педагогов в работе с родителями, посещающими консультационный центр

Профориентация детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы

Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников

Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.

Формирование элементов учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с учетом требований обновленной системы образования