Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста
Авторы: Парамзина Наталья Васильевна, Терехова Наталия Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)
Дата публикации: 27.12.2021
Статья просмотрена: 41 раз
Библиографическое описание:
Парамзина, Н. В. Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста / Н. В. Парамзина, Н. Н. Терехова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 1-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/411/16882/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: дошкольный возраст, дополнительное образование, студия развития, ребенок, воспитательная работа
Дошкольный возраст — это особенный период жизни ребенка, особая фаза психофизического и социального созревания: ребенок входит в широкий социальный мир, устанавливает взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, учится находить контакты с основными ведущими сферами бытия: миром природы, людей, предметным и окружающим миром.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии ребенка и главным образом, выступает новым шагом вхождения в социальную среду, является наиболее значимым в формировании личности.
Воспитание детей-дошкольников — это основа, на которой в дальнейшем формируется характер и развиваются способности и умения.
Специфика дошкольного возраста состоит в том, что воспитание и обучение осуществляется под воздействием деятельности разного характера (игровой, коммуникативной, познавательной), а приобретение опыта через общение со сверстниками и взрослыми.
Ведущая роль в воспитании детей дошкольников, несомненно, принадлежит родителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Однако в настоящее время наблюдается рост числа обучающихся дошкольного возраста активно вовлеченных в реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Это объясняется многими причинами, и в первую очередь — запросом родителей на раннее развитие детей. Открытое и вариативное дополнительное образование, способствующее положительной социальной адаптации, творческому развитию и социальному самоопределению ребенка обладает уникальным воспитательным потенциалом. Главной отличительной особенностью системы дополнительного образования является то, что воспитательный и образовательный путь ребенка происходит с учетом его интересов, потребностей, возрастных особенностей и таким образом обеспечивает успешную и эффективную самореализацию в социальном пространстве [1].
Многоуровневая среда, формируемая в учреждениях дополнительного образования, в процессе работы с дошкольниками представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Развивающая многоуровневая среда для работы с дошкольниками [1]
Студия развития «Дошкольная академия» отдела «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» существует с 1998 года и является самым многочисленным по количеству обучающихся дошкольного возраста объединением отдела. В настоящее время по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам социально-гуманитарной и художественной направленности в студии занимается 146 учащихся, из которых 94 ребенка являются так называемыми «домашними детьми», не посещающими дошкольные и другие образовательные учреждения. Возраст обучающихся студии от двух до семи лет. Педагогический коллектив студии развития «Дошкольная академия» состоит из 12 педагогов дополнительного образования, педагога-психолога, логопеда, педагога-организатора. Уникальность сложной и многогранной системы дополнительного образования в работе с дошкольниками включает в себя индивидуальный подход к каждому ребенку за счет меньшего числа детей в группе и более тесной взаимосвязи между обучающимися и педагогами.
Основные направления работы с детьми в студии развития «Дошкольная академия» представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Основные направления работы с детьми в студии развития «Дошкольная академия»
Образовательный процесс студии развития «Дошкольная академия» неотделим от воспитательного, ведь у детей дошкольного возраста закладывается и формируется самосознание, представления о себе и окружающих людях, ребенок вступает в различные формы социального взаимодействия, учится видеть и применять, оценивать моральные и социальные нормы, принятые в обществе.
Воспитательные функции педагога дополнительного образования студии развития «Дошкольная академия» сводятся к трем основным: воздействие педагога на обучающегося; создание воспитывающей среды; коррекция влияния различных субъектов социальных отношений (рисунок 3).
Рис. 3. Воспитательные функции педагога студии развития «Дошкольная академия» [1]
В начале учебного года каждый педагог дополнительного образования студии развития составляет план воспитательных мероприятий, в который включаются мероприятия по всем перечисленным направлениям. Часть мероприятий педагог проводит самостоятельно, а другие — совместно с педагогами студии. При планировании воспитательных мероприятий всегда учитываются муниципальные и региональные мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами. Допускается проведение воспитательных мероприятий с применением дистанционных образовательных технологий.
Направления воспитательной работы в студии развития «Дошкольная академия» представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Направления воспитательной работы в студии развития «Дошкольная академия»
Основными формами воспитательной работы в студии развития «Дошкольная академия» являются:
— беседы на самые разные темы (о здоровье, о взаимоотношениях с другими людьми, о толерантности и т. п.);
— концерты, спектакли, тематические и календарные праздники, театрализованные представления, юбилейные мероприятия, празднование дней рождения обучающихся, конкурсно-игровые программы, акции, флешмобы;
— игры: спортивные, познавательные, соревновательные;
— экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми и т. д.;
— викторины, конкурсы различных уровней;
— психологические упражнения, консультации, психологическая диагностика (психологический комфорт, уровень воспитанности и др.).
В течение года в творческом объединении проводятся такие культурно-массовые мероприятия: праздники «Здравствуй, Осень!», «Сюрприз для мамы», «Новый год», «Наши защитники», «День птиц»; игровые программы «В стране дорожной безопасности», «Праздник весны», «Космические тайны», флешмобы «День здоровья», «Здравствуй, Весна».
Обучающиеся студии развития активно участвуют и занимают призовые места в конкурсах различного уровня: «Белая, белая сказка», «Царство игрушек», «Сделай мир цветным», «Мастера бумажных дел», «Лего-мастера», «Наукоград», «Кладовая талантов», «Мир одаренности», «ПОНИ® Готовься к школе». Участие в конкурсных мероприятиях не только развивает творческий потенциал обучающихся, но и воспитывает чувство индивидуальной и коллективной ответственности, ребята осваивают правила поведения в условиях конкуренции.
Эффективная воспитательная работа невозможна без взаимодействия с родителями обучающихся, поэтому педагоги студии развития регулярно проводят родительские собрания, индивидуальные встречи и консультации.
Таким образом, дополнительное образование, представляя собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка, обладает особым развивающим и воспитательным потенциалом для обучающихся дошкольного возраста, способствует полноценному развитию в личностном, создает условия для психологической и интеллектуальной подготовки детей к обучению в школе. Именно здесь создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнерские отношения педагога и обучающихся.
Литература:
- Гайдук, Н. Е. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей / Н. Е. Гайдук. — Текст: электронный // Ведущий образовательный портал России «Инфоурок»: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-osobennosti-vospitatelnoj-raboty-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-5023458.html (дата обращения: 24.12.2021).
Ключевые слова
ребёнок, дошкольный возраст, дополнительное образование, воспитательная работа, студия развитияПохожие статьи
Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...
Современный педагог ДОУ
В данной статье рассмотрены основные требования, которые предъявляются на сегодняшний день к современным педагогам, работающим в дошкольном образовательном учреждении, а также навыки, умения личные качества, которыми должен обладать педагог, работающ...
Профориентация детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников
Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.
Похожие статьи
Деятельность педагога дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассматривается деятельность педагога дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание авторы уделяют деятельности педагога по расширению пространства самореализации личности воспитанника. Рассматривается...
Современный педагог ДОУ
В данной статье рассмотрены основные требования, которые предъявляются на сегодняшний день к современным педагогам, работающим в дошкольном образовательном учреждении, а также навыки, умения личные качества, которыми должен обладать педагог, работающ...
Профориентация детей дошкольного возраста
В статье рассматриваются теоретические и практические основы ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Формирование нравственно-трудовых умений у старших дошкольников
Трудовое воспитание в ДОУ — важное средство всестороннего развития личности старшего дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности.