Изучение взаимосвязи зрительно-моторной реакции и когнитивных способностей у детей с нарушением интеллекта
Авторы: Лобанова Мария Анатольевна, Артеменко Елена Павловна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
XXI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, январь 2022)
Дата публикации: 22.01.2022
Статья просмотрена: 93 раза
Библиографическое описание:
Лобанова, М. А. Изучение взаимосвязи зрительно-моторной реакции и когнитивных способностей у детей с нарушением интеллекта / М. А. Лобанова, Е. П. Артеменко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/415/16929/ (дата обращения: 15.11.2024).
Статья посвящена изучению взаимосвязи между зрительно-моторной реакцией и умственными способностями детей. Координация сенсорных и моторных компонентов двигательного действия является важнейшим условием функционирования сенсорной системы. В статье представлены результаты констатирующего эксперимента, отражающие прямую зависимость уровня развития физических качеств от интеллектуального дефекта.
Ключевые слова: зрительно-моторная реакция, нарушение интеллекта, свойства внимания, средний школьный возраст, умственная отсталость.
Актуальность. Зрительно-моторная реакция (ЗМР) имеет большое значение для гармоничного психического развития ребенка.Согласно данным различных исследований, скорость сенсомоторных реакций зависит от восприятия и внимания. Для умственно отсталых детей восприятие представляет собой особую группу навыков или способностей, которые взаимосвязаны с развитием интеллекта. Основным недостатком в развитии сенсорных функций у детей с интеллектуальной недостаточностью является замедленный темп восприятия по сравнению со здоровыми сверстниками, что приводит к увеличению времени ЗМР [2, с.93, 4, с. 29].
Цель исследования: изучить взаимосвязь зрительно-моторной реакции и когнитивных способностей у детей с легкой степенью умственной отсталости среднего школьного возраста по результатам констатирующего эксперимента.
Результаты исследования. Нами был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей развития внимания и ЗМР у лиц с ментальными нарушениями. В исследовании приняли участие 15 детей среднего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Поволжский ГУФКСиТ». В процессе констатирующего эксперимента нами изучалась скорость ЗМР, а также такие свойства внимания, как концентрация и объем динамического внимания.
Для проведения констатирующего эксперимента нами использовались следующие методы исследования: педагогическое тестирование; диагностика внимания. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Педагогическое тестирование проводилось с целью определения скорости ЗМР. Для оценки скорости ЗМР нами были подобраны следующие тесты: «Падение палки» (П. Хиртц) и «Отпускание палки — реакция» (В. Ф. Ломейко, К. Мекота) [3, с. 162].
Вследствие недоразвития всей познавательной сферы внимание у детей с нарушением интеллекта также нарушено. Для диагностики внимания применялись тесты для оценки концентрации внимания (методика Пьерона-Рузера) и для оценки объема динамического внимания (таблицы Шульте) [1, с. 13, 16].
Таблица 1
Результаты констатирующего эксперимента
Показатель, ед. измерения |
Х ± σ |
Норма |
|
165,00±9,74 |
– |
|
62,10±7,14 |
< 18–20 (М) < 20–22 (Ж) |
|
27,10±3,25 |
100 обработанных геометрических фигур за 60 с |
|
116,60±14,61 |
30–50 с |
4.1 Эффективность работы, с |
118,26±14,22 |
< 30 с |
4.2 Степень врабатываемости |
0,99±0,02 |
< 1 |
4.3 Психическая устойчивость |
1,04±0,02 |
< 1 |
Время реакции характеризует степень морфофункционального созревания центральной нервной системы ребенка. Скорость ЗМР оценивалась по двум тестам: «Падение палки» (П. Хиртц) и «Отпускание палки — реакция» (В. Ф. Ломейко, К. Мекота). Результаты обоих тестов оцениваются как неудовлетворительные (165,00±9,74 см и 62,10±7,14 см, соответственно), что говорит о низком уровне функциональных возможностей детей с нарушением интеллекта.
Концентрация внимания характеризуется интенсивностью его осознанного сосредоточения на выбранном объекте. Данный показатель у детей с легкой степенью умственной отсталости среднего школьного возраста находится на очень низком уровне (27,10±3,25 геометрических фигур за 60 с).
Объем динамического внимания показывает количество однородных объектов, которые одновременно можно охватить с одинаковой интенсивностью. У детей с нарушением интеллекта этот показатель также находится на очень низком уровне (116,60±14,61 с при среднем результате 40–42 с). С помощью теста для определения объема внимания возможно оценить эффективность работы, степень врабатываемости и психическую устойчивость. Эффективность работы находится на очень низком уровне (118,26±14,22 с). Степень врабатываемости (0,99±0,02) и психическая устойчивость (1,04±0,02) находятся на среднем уровне, что говорит о достаточно быстрой подготовке к основной работе и удовлетворительной психической устойчивости к выполнению заданной работы.
Заключение. Таким образом, обобщая результаты констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы: скорость зрительно-моторной реакции у детей с легкой степенью умственной отсталости среднего школьного возраста находится на низком уровне, показатели свойств внимания также существенно отличаются от нормы, что подтверждает факт существования зависимости уровня развития физических качеств от уровня интеллектуального развития.
Литература:
- Иванова, В. А. Диагностический комплекс психолого-педагогического изучения познавательной деятельности детей младшего школьного возраста [Текст] / В. А. Иванова, Л. В. Мамедова. — Нерюнгри: Технический институт (ф) СВФУ, 2014. — 52 с.
- Лобанова, М. А. Взаимосвязь зрительно-моторной реакции и когнитивных способностей у детей [Текст] / М. А. Лобанова // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. — 2021. — С. 92–93.
- Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие [Текст] / В. И. Лях. — Москва: Дивизион, 2006. — 290 с.
- Фаликман, М. В. Взаимосвязь когнитивного и двигательного развития в детском возрасте. Сравнительный анализ синдрома дефицита внимания/гиперактивности и синдрома нарушения координации [Текст] / М. В. Фаликман // Аутизм и нарушения развития. — 2006. — Т.4 (1). — С. 29–41.
Ключевые слова
умственная отсталость, зрительно-моторная реакция, нарушение интеллекта, свойства внимания, средний школьный возрастПохожие статьи
Развитие мелкой моторики с целью стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста
Статья посвящена исследованию взаимосвязи высших психических функций с совокупностью скоординированных действий ребенка, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Описываются обучающие задания, которые построены ...
Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации
В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...
Педагогические факторы успешной коррекции нарушений речи с использованием нейроупражнений
Автор делится теоретическими и практическим приемами работы с детьми ОВЗ, нейропсихологическими методами. Результативность и успешность формирования речи зависит от многих факторов, и важно вовремя диагностировать речевой дефект и начать успешную кор...
Кинестетическая сказка как средство развития высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи
Статья представляет собой описание результатов теоретического анализа научных исследований по проблеме развития высших психических функций у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями. Обосновывается взаимосвязь развития высших психических функций ...
Особенности гностической функции у дошкольников с нарушениями речи
В данной работе рассматриваются особенности гностической функции у детей с нарушениями речи. Осуществляется сравнение особенностей гнозиса у дошкольников с нарушениями речи и нормальным речевым развитием. Полученные данные указывают на большую вовлеч...
Исследование взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников
В статье приведены данные о взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников. Обследованные подростки были поделены на группы в зависимости от успешности адаптации к учебному процессу. Наименьший проце...
Когнитивные технологии как средство развития слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы
В статье автор приводит примеры использования когнитивных технологий при развитии слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы. Дается сравнительный анализ уровня развития слухового и зрительного внимания экспериментальной гр...
Межличностная аттракция у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации
Статья посвящена вопросам адаптации дошкольников и влиянии социальных установок в межличностном восприятии. Исследование посвящено выявлению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между детьми и между педагог...
Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения
В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять...
Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью
В статье дается общая характеристика речи, описание уровня сформированности навыков общения младших школьников с умеренной умственной отсталостью. Рассматривается использование наиболее приемлемых для данной категории детей средств общения в процессе...
Похожие статьи
Развитие мелкой моторики с целью стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста
Статья посвящена исследованию взаимосвязи высших психических функций с совокупностью скоординированных действий ребенка, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Описываются обучающие задания, которые построены ...
Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации
В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...
Педагогические факторы успешной коррекции нарушений речи с использованием нейроупражнений
Автор делится теоретическими и практическим приемами работы с детьми ОВЗ, нейропсихологическими методами. Результативность и успешность формирования речи зависит от многих факторов, и важно вовремя диагностировать речевой дефект и начать успешную кор...
Кинестетическая сказка как средство развития высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи
Статья представляет собой описание результатов теоретического анализа научных исследований по проблеме развития высших психических функций у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями. Обосновывается взаимосвязь развития высших психических функций ...
Особенности гностической функции у дошкольников с нарушениями речи
В данной работе рассматриваются особенности гностической функции у детей с нарушениями речи. Осуществляется сравнение особенностей гнозиса у дошкольников с нарушениями речи и нормальным речевым развитием. Полученные данные указывают на большую вовлеч...
Исследование взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников
В статье приведены данные о взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников. Обследованные подростки были поделены на группы в зависимости от успешности адаптации к учебному процессу. Наименьший проце...
Когнитивные технологии как средство развития слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы
В статье автор приводит примеры использования когнитивных технологий при развитии слухового и зрительного внимания дошкольников подготовительной группы. Дается сравнительный анализ уровня развития слухового и зрительного внимания экспериментальной гр...
Межличностная аттракция у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации
Статья посвящена вопросам адаптации дошкольников и влиянии социальных установок в межличностном восприятии. Исследование посвящено выявлению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между детьми и между педагог...
Детско-родительские отношения у девочек-подростков с расстройствами пищевого поведения
В последнее время в области изучения проблемы расстройства пищевого поведения отмечается тенденция к исследованию условий жизни, внутрисемейных отношений пациентов с расстройствами пищевого поведения и других семейных факторов, которые могут повлиять...
Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью
В статье дается общая характеристика речи, описание уровня сформированности навыков общения младших школьников с умеренной умственной отсталостью. Рассматривается использование наиболее приемлемых для данной категории детей средств общения в процессе...