Использование технологии коллективной творческой деятельности в детской школе искусств
Автор: Олейникова Ирина Сергеевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
XXI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, январь 2022)
Дата публикации: 23.01.2022
Статья просмотрена: 95 раз
Библиографическое описание:
Олейникова, И. С. Использование технологии коллективной творческой деятельности в детской школе искусств / И. С. Олейникова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 40-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/415/16934/ (дата обращения: 16.10.2024).
В статье рассматривается использование коллективной творческой деятельности в детской школе искусств. Обучение сотрудничеству является сегодня актуальным, так как современные дети утрачивают не только способности, но и стремление к совместной деятельности.
Ключевые слова: детская художественная школа, совместная коллективная деятельность, сотрудничество.
Процессы модернизации затрагивают школьное и дополнительное образование. В детских художественных школах (далее по тексту — ДШИ) необходимо применение новых педагогических технологий, что обеспечит переход на более высокий технологический уровень. Одной из таких технологий является технология совместной коллективной творческой деятельности.
Обучение в ДШИ, как правило, построено на преобладании индивидуальных форм работы. Это относится не только к обучению на музыкальном отделении, но и на художественном отделении. Занятия по композиции, рисунку, живописи, декоративному искусству носят невербальный, практический характер. Так было всегда. И это было нормой. У детей в повседневной жизни было множество коллективных дел, занятий, совместных игр и развлечений и проблема формирования их коммуникативных качеств не стояла. Между тем современные дети испытывают значительные трудности в общении, сотрудничестве, выполнении коллективной деятельности [2]. Исчезли совместные игры, совместные походы и дворовые развлечения. Все это привело к тому, что дети не только не умеют, но и не стремятся к сотрудничеству, не всегда способны договориться, разделить сферы своей деятельности. Они не учитывают интересы других детей, не стремятся понять и оценить продукт деятельности другого человека.
Модернизация образования выдвинула в число приоритетных задачу формирования коммуникативных умений школьников. Если у учеников будут сформированы коммуникативные учебные универсальные действия, то более успешной будет их адаптация, общение и социализация [1]. Эффективным средством формирования коммуникативных умений школьников является коллективная творческая деятельность, в процессе которой школьники научатся договариваться, находить общее решение поставленной цели. Коллективная творческая деятельность потребует от них умения высказываться аргументировано и убежденно, учитывая позицию других людей. Более того, в процессе коллективной деятельности ребята научатся относиться друг к другу более доброжелательно.
Проблемой общения, коллективной деятельности и ее влияния на общее развитие учащихся, занимались отечественные ученые исследователи: Л. Н. Буйлова, Л. С. Выготский, Т. А. Поляков, М. И. Станкин и др. Вопросы коллективного художественного творчества детей освещены в трудах Т. С. Комаровой, Б. М. Неменского, А. И. Савенкова.
В умении организовывать совместную деятельность, договариваться, как считают А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, проявляются сформированные коммуникативные универсальные учебные действия школьников [1]. Их формирование невозможно без учебного сотрудничества детей. По мнению Г. А. Цукерман в сотрудничестве с другими у школьников формируются коммуникативные умения — учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; способность участвовать в коллективном обсуждении проблемы; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.
В соответствии с содержанием деятельности, коммуникативные действия можно условно разделить на три группы:
— коммуникация как взаимодействие;
— коммуникация как общение;
— коммуникация как интериоризация [1].
Коммуникация как взаимодействие основана на учете позиции собеседника, партнера по деятельности. От детей требуется преодоление эгоцентрической позиции, когда ребенок сосредоточен только на своем видении и понимании вещей. Совместная деятельность и учебное сотрудничество повышают опыт общения, учат «заранее предвидеть разные возможные мнения других людей. … обосновывать и доказывать собственное мнение» [1, с. 56].
Коммуникация как кооперация проявляется в сотрудничестве, согласовании усилий для достижения общих целей совместной деятельности. Несмотря на то, что учебная деятельность в ДШИ чаще имеет индивидуальный характер, в ней достаточно возможностей для сотрудничества. Например, в конце занятия, при просмотре работ ребята учатся доброжелательно высказывать свое впечатление о композиции, цветовом решении, задавать вопросы, формулировать ответы, высказывать конструктивные предложения.
Коммуникация как интериоризация — это «процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные». Согласно теории Л. С. Выготского, формирование внутренних средств сознательной деятельности происходит только в условиях совместной деятельности [3. c. 19].
Изобразительная деятельность предполагает «сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов» [4, с. 3].
В ДШИ следует использовать такие технологии коллективной творческой деятельности, как:
— метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;
— метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;
— метод коллективных и групповых работ;
— метод применения детских работ, коллективных панно, выставок для оформления интерьера школы искусств [3].
Так, в ДШИ с. Михайловка для оформления интерьера используются творческие композиции. Наши возможности позволяют проводить в стенах школы коллективные и индивидуальные выставки детей (рис.1).
Рис. 1. Награждение победителей на фоне выставки творческих работ учащихся ДШИ с. Михайловки
В преддверии нового года, в фойе ДШИ была создана новогодняя инсталляция. Перед нами стоял ряд задач: оформление интерьера школы, создание праздничного настроения, сплочение детей средствами совместной деятельности. Вначале был продуман общий вид инсталляции, определены ее форма и отдельные элементы. Затем каждый ребенок создавал свою часть. На заключительном этапе ребята создавали общую композицию. На этом этапе потребовалось много усилий как со стороны педагога, так и самих учащихся по преодолению эгоцентризма детей. Каждый ребенок хотел сделать центром композиции свою работу, не заботясь об общей композиции. Совместными усилиями были преодолены разногласия, и новогодняя инсталляция заняла достойное место в фойе школы (рис.2).
Рис. 2. Учащиеся ДШИ демонстрируют законченную новогоднюю инсталляцию
Результаты совместной творческой деятельности радовали самих участников, других учащихся, педагогов, родителей. Согласно нашим наблюдениям, ребята стали более сплоченными и доброжелательными.
Таким образом, использование технологии коллективной творческой деятельности в ДШИ отвечает современным запросам общества в воспитании детей, способных сотрудничать в совместной деятельности, повышает их коммуникативные качества.
Литература:
- Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова; Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. 2-ое изд. — М.: Просвещение, 2010. — 116 с.
- Буйлова Л. Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. — М., 2000.
- Выготский Л. С. Мышление и речь / под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. — М.: Просвещение, 2006. — 541 с.
- Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить — М.: Просвещение, 2012. — 240 с.
Похожие статьи
Педагогические технологии в развитии коммуникативной культуры участников хореографического коллектива
В статье обосновывается значение педагогических технологий в развитии коммуникативной культуры участников хореографического коллектива. Рассматривается применение игровых технологий и технологий организации коллективной творческой деятельности в хоре...
Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству
Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...
Развитие интереса к познанию окружающего мира через создание учебной художественной панорамы
В статье рассказывается о методе изучения окружающего мира через создание учебной художественной панорамы, которая является результатом совместной творческой деятельности детей и педагогов.
Интегрированное обучение в начальной школе как средство развития творческой личности
В статье представлена возможность развития творческого воображения обучающихся начальной школы в условиях интегрированного обучения.
Развитие творческой активности и технического мышления личности студентов технологического образования
Статья посвящена вопросам, связанным с проблемой развития творческой активности и технического мышления личности будущих учителей технологии. Рассматривается эффективность процесса развития технического мышления и творческой активности, через самосто...
Изменение роли учителей в дошкольном музыкальном образовании в рамках концепции совместного обучения
Цель настоящей статьи заключается в анализе взаимосвязи между концепцией совместного обучения и изменением роли педагогов в дошкольном музыкальном образовании. В работе освещаются теоретические основы и практические модели совместного обучения в данн...
Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах
В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развит...
Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования
В статье рассматриваются понятия творчество и креативность, особенности формирования креативных способностей на мастер-классах и образовательных курсах художественной направленности в условиях временного коллектива.
Диалогическое обучение как один из способов активизации учащихся начальной школы
В данной статье автор делится мнением о необходимости обучения диалогической речи. Одной из основных целей обучения языку является необходимость научить учащихся начальной школы выражать свои мысли. Диалог является одним из наиболее эффективных средс...
Похожие статьи
Педагогические технологии в развитии коммуникативной культуры участников хореографического коллектива
В статье обосновывается значение педагогических технологий в развитии коммуникативной культуры участников хореографического коллектива. Рассматривается применение игровых технологий и технологий организации коллективной творческой деятельности в хоре...
Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству
Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...
Развитие интереса к познанию окружающего мира через создание учебной художественной панорамы
В статье рассказывается о методе изучения окружающего мира через создание учебной художественной панорамы, которая является результатом совместной творческой деятельности детей и педагогов.
Интегрированное обучение в начальной школе как средство развития творческой личности
В статье представлена возможность развития творческого воображения обучающихся начальной школы в условиях интегрированного обучения.
Развитие творческой активности и технического мышления личности студентов технологического образования
Статья посвящена вопросам, связанным с проблемой развития творческой активности и технического мышления личности будущих учителей технологии. Рассматривается эффективность процесса развития технического мышления и творческой активности, через самосто...
Изменение роли учителей в дошкольном музыкальном образовании в рамках концепции совместного обучения
Цель настоящей статьи заключается в анализе взаимосвязи между концепцией совместного обучения и изменением роли педагогов в дошкольном музыкальном образовании. В работе освещаются теоретические основы и практические модели совместного обучения в данн...
Психолого-педагогические основы формирования творческих способностей обучающихся среднего школьного возраста в детских художественных школах
В статье анализируется формирование творческих возможностей подрастающего поколения — одна из главнейших задач образования. Роль педагога, воспитателя актуализируется в современных обстоятельствах осуществления личностно-ориентированной модели развит...
Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования
В статье рассматриваются понятия творчество и креативность, особенности формирования креативных способностей на мастер-классах и образовательных курсах художественной направленности в условиях временного коллектива.
Диалогическое обучение как один из способов активизации учащихся начальной школы
В данной статье автор делится мнением о необходимости обучения диалогической речи. Одной из основных целей обучения языку является необходимость научить учащихся начальной школы выражать свои мысли. Диалог является одним из наиболее эффективных средс...