Воспитание интереса у дошкольников к сюжетно-ролевым играм как способу развития самооценки
Авторы: Мяснянкина Надежда Сергеевна, Бойко Татьяна Васильевна, Попова Мария Олеговна, Азарова Татьяна Александровна, Горяинова Ирина Юрьевна, Зиброва Ольга Игоревна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XXIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2022)
Дата публикации: 14.02.2022
Статья просмотрена: 44 раза
Библиографическое описание:
Воспитание интереса у дошкольников к сюжетно-ролевым играм как способу развития самооценки / Н. С. Мяснянкина, Т. В. Бойко, М. О. Попова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 5-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/425/16996/ (дата обращения: 16.11.2024).
Самооценка является одним из фундаментальных личностных образований, которое оказывает значительное влияние на поведение и деятельность человека практически во всех сферах жизни. Самооценка определяет некоторые устойчивые поведенческие реакции в ответ на разнообразные воздействия факторов внешней среды. Формирование адекватной самооценки важно для гармоничного развития ребенка, его успешности и уверенности в себе в настоящем и будущем. Сильное влияние самооценки наблюдается у детей в их поведении, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Вопросами самооценки дошкольников занимались многие зарубежные и отечественные авторы, а так же, К. Роджерс, Э. Эриксон, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и другие.
Для старшего дошкольного возраста характерно начало периода осознания и понимания себя, как человека, личности. Именно поэтому в этом возрасте для дошкольника важно построить основу для развития самосознания. Формирование адекватной самооценки ребенка — одна из важнейших задач педагогики.
ФГОС дошкольного образования подразумевает развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.
Для старшего дошкольного возраста характерно начало периода осознания и понимания себя, как человека, личности. Именно поэтому в этом возрасте для дошкольника важно построить основу для развития самосознания. Формирование адекватной самооценки ребенка — одна из важнейших задач педагогики.
Адекватная самооценка у дошкольников обусловлена тем, что ее развитие необходимо для того, чтобы ребенок мог чувствовать себя успешным и компетентным, без чего невозможно осуществлять воспитательный и образовательный процесс. Несформированная адекватная самооценка будет отражаться как на усвоении ребенком образовательных программ, так и на психологическом и соматическом здоровье воспитанника и обучающегося. Кроме того, современное общество предъявляет достаточно высокие требования к человеку как к члену общества, специалисту и личности, что предполагает его развитую сознательность и требовательность к себе.
В формировании и развитии общей самооценки главная роль отводится когнитивным способностям, так как они способствуют обобщению наиболее значимых для личности самооценок, что позволяет выработать показатели ценностной самооценки личности.
Общая самооценка является целостным образованием, которое в зависимости от степени развитости таких показателей как внутренняя целостность, последовательность, интегрированность, постоянство и динамичность может иметь различную степень полноты отражения психического мира субъекта.
Л. И. Божович и Р. Б. Стеркина выделяют 3 уровня самооценки:
1) Заниженная самооценка, при которой отмечается частая обостренная тревожность, страхи в отношении негативного мнения о себе со стороны окружающих, чрезмерная чувствительность, толкающая человека на прерывание отношений с окружающими.
2) Завышенная самооценка проявляется в переоценивании себя и своих возможностей в любых ситуациях и даже тогда, когда к этому нет никаких реальных оснований.
3) Адекватная самооценка характеризуется эмоциональным благополучием, успешностью в различных видах деятельности. Уровень притязаний человека соответствует его возможностям и способностям.
Дошкольники с завышенной самооценкой часто довольно подвижны, несдержанны, способны к быстрому переключению с одной деятельности на другой. Им сложно оценить результат своих поступков и действий, склонны переоценивать свои достижения и результаты. Часто такие дети стремятся разрешить даже сложные задачи слишком быстро, не разобравшись до конца. В большинстве случаев им очень сложно признавать свои ошибки. Они демонстративны и эгоцентричны, стремятся показать себя с лучшей стороны, выделиться среди других.
Адекватная самооценка характеризуется тщательным анализом результатов своих действий, выяснением причин неуспеха. Такие дети уверены в себе (без самоуверенности) активны, уравновешены и настойчивы. Они склонны сотрудничать с другими дошкольниками, могут помочь, поддержать, проявляют общительность и дружелюбие. Дошкольники, адекватно оценивающие себя, могут активно стремиться к достижению результатов. При этом достигаемые результаты способствуют для них постановке новых, более сложных целей.
Заниженная самооценка дошкольников проявляется в нерешительности, необщительности, недоверчивости. Они часто молчат, могут быть чувствительны, быстро расстраиваются, плохо идут на сотрудничество и у них не всегда получается отстоять свои границы.
Также для таких детей характерна тревожность, не уверенность в себе, медленное включение в любую, особенно совместную, деятельность. Почти сразу такие дошкольники отказываются от решения таких задач, которые кажутся им очень трудными, однако, при этом, если их поддержать, правильно справляются с большинством из них. Заниженная самооценка часто проявляется как медлительность: они могут долго включаться в решение тех или иных задач, опасаясь, что не справится или думая, что не понял, что от него требуется. Часто такие дети стараются определить, нравится ли он взрослым.
Самооценка в старшем дошкольном возрасте развивается через сравнение себя с другим. Дети шести лет чаще имеют не вполне дифференцированную завышенную самооценку.
В семь лет она уже немного дифференцируется и приближается (хотя еще не совсем) к адекватной. Возникает оценка сравнения себя и других детей. Если самооценка не дифференцируется, то это может привести к тому, что дошкольник будет рассматривать оценку взрослым конкретного действия как оценку себя как личности вообще. Вследствие этого порицание и замечания как методы педагогического воздействия рекомендуется ограничить. Иначе это может спровоцировать формирование заниженной самооценки, неуверенности в себе, и негативное отношение к обучению.
Одной из важнейших целей старших дошкольников является четкая, эмоционально положительная оценка себя, определяющая позитивную познавательную мотивацию.
В старшем дошкольном возрасте начинается процесс осознавания детьми самих себя, своих потребностей, мотивов в социальном мире. Самооценка, являясь важнейшей частью и основой для сознательной саморегуляции, обеспечивает сохранение устойчивости личности вне зависимости от изменяющихся условий, и обеспечивая, таким образом, возможность для человека оставаться самим собой. Именно поэтому необходимо уже в возрасте 6–7 лет заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки старшего дошкольника.
В старшем дошкольном возрасте начинается процесс осознавания детьми самих себя, своих потребностей, мотивов в социальном мире. Самооценка, являясь важнейшей частью и основой для сознательной саморегуляции, обеспечивает сохранение устойчивости личности вне зависимости от изменяющихся условий, и обеспечивая, таким образом, возможность для человека оставаться самим собой. Именно поэтому необходимо уже в возрасте 6–7 лет заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки старшего дошкольника.
Наиболее важным является согласованность в педагогических воздействиях, оказываемых на ребенка, и в этой в связи неотъемлемым элементом является работа с родителями (консультации, беседы, собрания и т. д.). Важно, чтобы усилия воспитателей по повышению самооценки детей, также поддерживались и дома родителями. Только совместная работа педагогического коллектива, детей и их родителей способна дать плодотворный результат и устойчивые благоприятные изменения самооценки.
Задачи:
- Определить самооценку личностных качеств старшего дошкольника.
- Выявить уровень эмоциональной оценки себя как личности
- Изучить уровень притязаний ребенка и адекватность когнитивной самооценки
Методики определения самооценки старших школьников М. Н. Андреевой, методика «Лесенка» Т. В. Дембо — С. Я. Рубинштейн, в модификации В. Г. Щур, методика «Какой Я?» Р. С. Немова, методика «Самооценка дошкольника»
Рассмотрение психолого-педагогической характеристики старшего дошкольного возраста показало, что данный возраст является, с одной стороны периодом интенсивного развития всех познавательных и эмоционально-личностных процессов, с другой стороны — этапом, на котором происходит подготовка ребенка к школе и начало формирования устойчивой произвольности. Благодаря происходящим в этом возрасте изменениям, начинает формироваться самооценка ребенка. И одним из факторов ее формирования являются сюжетно-ролевые игры.
В старшем дошкольном возрасте начинается процесс осознавания детьми самих себя, своих потребностей, мотивов в социальном мире. Самооценка, являясь важнейшей частью и основой для сознательной саморегуляции, обеспечивает сохранение устойчивости личности вне зависимости от изменяющихся условий, и обеспечивая, таким образом, возможность для человека оставаться самим собой. Именно поэтому необходимо уже в возрасте 6–7 лет заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки старшего дошкольника.
Организовывается и проводится работа по воспитанию интереса у дошкольников к сюжетно-ролевым играм как способу развития самооценки. Через вовлечение детей в игру, развитие интереса к ним, были фиксируются изменения в самооценке, они становятся увереннее, и способны учитывать не только свои предпочтения, но и мнения других. Через создание ситуаций успеха, формируется самоуважение старших дошкольников с низкой самооценкой и повышение их уверенности в себе.
Проведенные работы по развитию интереса к сюжетно-ролевым играм позволило существить влияние на отношение детей к себе и другим. Дошкольники, которых раньше не принимали в игру стали более уверенными, а ребята с неадекватно завышенной самооценкой научились учитывать и уважать мнение других. Наиболее важным является согласованность в педагогических воздействиях, оказываемых на ребенка, и в этой в связи неотъемлемым элементом является работа с родителями (консультации, беседы, собрания и т. д.). Важно, чтобы усилия воспитателей по повышению самооценки детей также поддерживались и дома родителями. Только совместная работа педагогического коллектива, детей и их родителей способна дать плодотворный результат и устойчивые благоприятные изменения самооценки.
Литература:
- Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б. Г. Ананьев при участии Л. И. Сергеева; под ред. зав. Сектором психологии проф. А. А. Таланкина. — Ленинград: Ин-т мозга, 2015. — 146 с.
- Белобрыкина, О. А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. — Новосибирск: ГЦРО, 2008. — 132 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: АСТ; Астрель, 2010. — 672 с.