Создание психоэмоционального комфорта детей 5–6 лет в образовательном процессе дошкольной организации
Авторы: Налимова Валентина Викторовна, Дымченко Ирина Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XXIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2022)
Дата публикации: 18.02.2022
Статья просмотрена: 171 раз
Библиографическое описание:
Налимова, В. В. Создание психоэмоционального комфорта детей 5–6 лет в образовательном процессе дошкольной организации / В. В. Налимова, И. Н. Дымченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/425/17006/ (дата обращения: 19.12.2024).
В настоящее время в связи с изменениями социальных и экономических условий жизни общества очень остро встает проблема психологического здоровья детей, их эмоционального комфорта и благополучия. Психоэмоциональный комфорт дошкольника напрямую зависит от психологической среды, которая его окружает. На психическое состояние ребёнка влияют различные факторы: отношения взрослых, ссоры со сверстниками, воздействия окружающего мира, все это может стать причиной возникновения у дошкольника нервных реакций и даже нервных расстройств.
По данным Всемирной организации здравоохранения, большая часть заболеваний человека (55 %) вызваны стрессовыми состояниями. Одной из основных составляющих здоровья человека является его душевное благополучие. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определен ряд психолого-педагогических условий, которые направлены на создание социальной ситуации развития дошкольников, где на первое место выходит обеспечение эмоционального благополучия воспитанников [3].
Проблему психоэмоционального комфорта (благополучия) детей дошкольного возраста изучали в своих работах А. И. Захаров, М. И. Буянов, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Л. В. Макшанцева, Р. С. Немов, А. Адлер, Э. Фромми и др. В исследованиях А. Д. Кошелевой, В. И. Перегуды, И. Ю. Ильиной и др. характеризуется базовое эмоциональное состояние как чувство психоэмоционального комфорта дошкольников. Данные исследователи рассматривают устойчивое, позитивное, комфортное эмоциональное состояние дошкольника как базовое, выделяя его как основу отношения ребенка к миру.
Психоэмоциональное развитие воспитанника значимо для формирования его личности. В своих исследованиях Г. М. Бреслав, выделяет следующие условия, от которых зависит развитие чувств и эмоций у старших дошкольников:
- Развитие эмоций и чувств в основном происходит в процессе общения со сверстниками.
- Формированию психоэмоциональной сферы дошкольника способствует специально организованная деятельность.
- Эффективное развитие эмоций и чувств происходит в игровой деятельности, насыщенной волнениями и переживаниями. Ролевые игры помогают понимать другого, при этом также учитывая его чувства, желания и настроения.
- Большое значение в формировании психоэмоциональной сферы ребенка имеет трудовая деятельность, оказывающая огромное влияние на развитие личности ребенка. Он ценит старания и усилия товарищей, переживает радость общего результата и способен добросовестно выполнять собственные обязанности [1].
Благоприятный климат детей 5–6 лет возникает тогда, когда все участники образовательного процесса чувствуют себя расковано, остаются самими собой, но при этом присутствует уважение друг к другу. Она отмечает, что можно ощутить атмосферу, царящую в группе, только переступив порог детского сада, определить раскованность или закрытость, спокойствие, сосредоточенность или тревожность, напряжение, искреннее веселье или угрюмая настороженность.
Важные приемы личностно-ориентированного взаимодействия педагога с воспитанниками: сотрудничество, обсуждение, сопереживание и поддержка, гибкое введение ограничений. Данные приемы способствуют тому, что у дошкольника обеспечивается чувство психологической защищенности, у него развивается индивидуальность, формируется нравственное отношение к окружающему миру, эмоциональный отклик и положительное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Создавая благоприятный групповой климат, необходимо обеспечить комфортность предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера и т. д.
В соответствии с ФГОС ДО главная характеристика среды — это направленность на индивидуализацию развития дошкольников. В групповых комнатах необходимо уделять внимание оформлению центров по разным видам детской деятельности. Размещение оборудования по принципу центрирования позволяет дошкольникам объединяться группами по общим интересам.Сцелью обеспечения психоэмоционального комфорта детей в пространстве групповой комнаты должен быть организован островок тишины и спокойствия: «Уголок уединения», где каждый дошкольник может расслабиться, успокоиться, поиграть с любимой игрушкой и т. д. [4].
Для создания психоэмоционального комфорта и благополучия дошкольников целесообразно применять материалы и игровое оборудование, которое позволяет снять психоэмоциональное напряжение и позволит преодолеть негативные эмоции: центр «воды и песка», сухой бассейн, массажные мячи, варежки и рефлекторные дорожки и т. д. Использовать в уголках для развития эмоциональной сферы детей с целью расширения представлений об эмоцияхипсихоэмоциональных состояний: пиктограммы эмоций, альбомы фотографий с различными эмоциональными состояниями, зеркала, доску «Мое настроение»; игры и пособия по развитию эмоциональной сферы, «стаканчики для криков», «мешочки настроения» и т. д.
Педагог существенно влияет на качество обеспечения благоприятного климата в группе. Так О. А. Лагута, определяет ряд правил, которые помогают создавать психоэмоциональное комфортное нахождение воспитанника в детском саду:
важно принять каждого ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами;
в образовательном процессе опираться на добровольную помощь детей, включая их в организационные моменты повседневной жизни группы;
совместно с детьми быть участником любой детской деятельности; в ситуациях, когда ребенку нужна помощь, ориентироваться на его индивидуальные и возрастные особенности: не делать за него, а быть его помощником; вовлекать родителей в образовательной процесс ДОО;
не должно быть запретов и строгих правил [5].
С целью формирования у ребенка положительного отношения к взаимодействию со сверстниками и взрослыми применяются упражнения на релаксацию. Релаксация — это специальный метод, позволяющий преодолевать внутреннее напряжение, основанный на сознательном расслаблении мышц. Такие упражнения, позволяют восстановить силы, улучшить психические функции, активизировать память, воображение, внимание, образное мышление, создавать положительный эмоциональный настрой, устранять замкнутость, снять усталость.
В образовательном процессе с детьми дошкольного возраста необходимо проводить игровые ситуации, которые направлены на развитие эмоциональной сферы в процессе общения со сверстниками; на развитие эмоций, снижение тревожности, саморегуляцию и самореализацию. Использование таких ситуаций, позволяет научиться дошкольнику понимать свое эмоциональное состояние, окружающих людей и сверстников; проявлять различные способы выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), управлять своими чувствами и эмоциями; развивать взаимоотношения и сплоченность со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса внутри детского сада порождает особую педагогическую среду. Взаимодействие не должно строиться на основе принуждения и авторитаризма, необходимо достигать взаимного доверия, понимания, комфортных состояний всех участников образовательного процесса. Психоэмоциональный комфорт в детском саду определяется как отношения: между педагогом и детьми; между детьми; между педагогами; между педагогами и родителями.
Литература:
- Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве Г. М. Бреслав. — М., 2010. — 144 с.
- Волосова, Е. Б. Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни. /Е. Б. Волосова //Дошкольное воспитание. — 2019. -№ 11.-с.6–8
- Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»// Российская газета. — 2013.
- Тулина, Н. И. Эмоционально-психологический комфорт детей в детском саду /Н. И. Тулина //Управление ДОУ. — 2018. — № 8.- С.83–88.
- Лагута, О. А. Опыт создания обстановки психологического комфорта в детском саду /О. А. Лагута. — М., 2017. — С.123–126.