Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кобзева, Л. О. Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода / Л. О. Кобзева, Т. А. Стрюкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/425/17007/ (дата обращения: 19.12.2024).



Проблема формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода в настоящее время является актуальной. Это подтверждается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где определены задачи, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, край, родину, уважающего культуру и историю, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов [5].

На основе изучения современных публикаций разных авторов (Н. В. Бутенко, В. В. Екимова, Н. Г. Тагильцева и др.) по проблеме формирования эстетического отношения к окружающему миру, в том числе и к природе, можно прийти к выводу, что данное понятие рассматривается как личностное отношение к миру, людям, возникающее на основе приобретенных знаний о реальности, жизненного опыта, усвоение культурных смыслов и направленное на гармоничное развитие [1; 2; 4].

Необходимо отметить, что на современном этапе дошкольного образования, формирование эстетического отношения к природе является важной составляющей частью дошкольного образования, которое в свою очередь, признано приоритетным направлением в гармонизации отношений ребёнка с обществом.

Сущность процесса формирования эстетического отношения к миру природы отражает переход социально значимой ценности в личностно-значимую, которая становится внутренним регулятором деятельности ребенка и проявляется в эмоциональных переживаниях, мотивах и познавательном интересе в процессе общения с природой.

Целью нашего исследования было определить уровень сформированности эстетического отношения к природе у старших дошкольников.

Для реализации поставленной цели применялись следующие диагностические методики: «Картинная галерея» (И. В. Цветкова), целью которой было выявить показатели эстетического восприятия природы и эмоциональную отзывчивость к ней у старших дошкольников; методика «Секретный разговор» (И. В. Цветкова), целью которой было исследование эстетически-чувственного и ценностного отношения к природе в процессе общения с ней, выявление имеющегося у детей опыта общения с природными объектами; методика «Неоконченные предложения» (В. В. Зотова), целью которой было изучить эмоционально-оценочный и мотивационно-поведенческий показатели отношения к природе у старших дошкольников.

Результаты, полученные после проведения диагностических методик представлены на рисунках 1-3.

Эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость к природе у старших дошкольников

Рис. 1. Эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость к природе у старших дошкольников

Эстетически-чувственное и ценностное отношение к природе у старших дошкольников

Рис. 2. Эстетически-чувственное и ценностное отношение к природе у старших дошкольников

Эмоционально-оценочное и мотивационно-поведенческое отношение к природе у старших дошкольников

Рис. 3. Эмоционально-оценочное и мотивационно-поведенческое отношение к природе у старших дошкольников

На основе анализа результатов диагностики, представленных на рисунках 1-3, необходимо выявленные результаты по каждому показателю эстетического отношения к природе представить в сводной Таблице 1.

Таблица 1

Уровни сформированности показателей эстетического отношения к природе у старших дошкольников

п/п

Показатели эстетического отношения к природе у старших дошкольников

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.

Эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость

13 %

52 %

35 %

2.

Эстетически-чувственное и ценностное отношение

22 %

43 %

35 %

3.

Эмоционально-оценочное и мотивационно-поведенческое отношение

17 %

52 %

31 %

По результатам, представленным в Табл. 1, необходимо отметить, что у детей преобладают средний и низкий уровни сформированности показателей эстетического отношения к природе. Данные дети недостаточно проявляли интерес к объектам и явлениям природы. Дети эмоционально отзывчивы, но не использовали эмоциональные выражения в речи, эмоции в мимике, движениях. Не давали ярких сравнений при описании природы. Умели выделить красоту объектов природы и природных явлений в произведениях искусства, но затруднялись дать им подробную характеристику. Эстетическое отношение к природе проявлялось у детей в эстетическом созерцании, но полностью дети не могли воспринять объект или явление природы как эстетическую ценность.

Необходимо отметить, что старший дошкольный возраст является сенситивным для развития эстетического отношения к природе. Дети интересуются природным миром, а взрослым необходимо направлять их внимание на полное осмысленное восприятие, осознание этого мира. Эстетическое отношение к природным объектам и явлениям осуществляется через наблюдение, рассматривание, прослушивание звуков, издаваемых природой, знакомство с произведениями искусства, музыкой, любование явлениями природы и т. д.

Принимая во внимание, сказанное выше, необходимо отметить роль полихудожественного подхода в формировании эстетического отношения к природе у старших дошкольников.

Эстетическое отношение к природе на основе полихудожественного подхода формируется у детей дошкольного возраста в знакомстве с народными, календарными праздниками. В дошкольном образовательном учреждении это проведение сезонных музыкально-игровых праздников, где дети исследуют особенности каждого сезонного праздника, усваивают интересную информацию о сезонных изменениях природы.

Одним из эффективных средств воздействия на эстетические чувства детей, воспитание устойчивого интереса и заботливого отношения к природе, формирование эстетического отношения к природе является изобразительное искусство. Дети в своих творческих работах, имеют возможность передать красоту природных явлений используя разные художественные техники и материалы. Владея выразительными способами изображения могут передать характерные особенности представителей животного и растительного мира природы и т. д.

Знакомство с музыкальными произведениями раскрывает перед дошкольниками яркие образы природы, оказывает влияние на нравственные, эмоциональные чувства детей, формирует эстетическое отношение к природе. Можно сказать, что природа музыкальна — пение птиц, шум леса, журчание воды, прибой волн, все это легко могут воспринять дети с помощью музыкальных произведений, игры на музыкальных инструментах, участие в музыкальных праздниках и развлечения.

Таким образом, реализация полихудожественного подхода в разных видах творческой деятельности старших дошкольников направлена на формирование эстетического отношения к природе. Создание полихудожественной среды в дошкольном образовательном учреждении необходимо с учетом сущности понятий «образовательная» и «художественная» среда с опорой на полихудожественный подход, который отражает интеграцию различных видов искусства: литературы, музыки, изобразительного искусства и т. д.

Литература:

  1. Бутенко Н. В. Ребенок в мире природы, культуры и искусства: монография / Н. В. Бутенко. — Челябинск, 2019. — 224 с.
  2. Екимова В. В. Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста / В. В. Екимова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2016 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург: Реноме, 2016. — С. 104–105.
  3. Куприна Н. Г. Полихудожественный подход в социально коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 5. — С. 142–146.
  4. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 12. — С. 91–94.
  5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013 г. — 31 с.

Похожие статьи

Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посредством валеологического обучения

Формирование представлений об окружающем мире у дошкольника через дидактическую игру

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Формирование представлений о геральдике на основе интегрированного подхода у детей старшего дошкольного возраста

Формирование ранних надпрофессиональных компетенций у старших дошкольников посредством межсетевого взаимодействия

Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре

Педагогическая модель формирования естественнонаучной картины мира у младших школьников на основе системного подхода

Похожие статьи

Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни посредством валеологического обучения

Формирование представлений об окружающем мире у дошкольника через дидактическую игру

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Формирование представлений о геральдике на основе интегрированного подхода у детей старшего дошкольного возраста

Формирование ранних надпрофессиональных компетенций у старших дошкольников посредством межсетевого взаимодействия

Формирование пространственных представлений у младших дошкольников в дидактической игре

Педагогическая модель формирования естественнонаучной картины мира у младших школьников на основе системного подхода