Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода
Авторы: Кобзева Людмила Олеговна, Стрюкова Татьяна Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XXIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, февраль 2022)
Дата публикации: 18.02.2022
Статья просмотрена: 114 раз
Библиографическое описание:
Кобзева, Л. О. Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода / Л. О. Кобзева, Т. А. Стрюкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/425/17007/ (дата обращения: 19.12.2024).
Проблема формирования эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода в настоящее время является актуальной. Это подтверждается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где определены задачи, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, край, родину, уважающего культуру и историю, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов [5].
На основе изучения современных публикаций разных авторов (Н. В. Бутенко, В. В. Екимова, Н. Г. Тагильцева и др.) по проблеме формирования эстетического отношения к окружающему миру, в том числе и к природе, можно прийти к выводу, что данное понятие рассматривается как личностное отношение к миру, людям, возникающее на основе приобретенных знаний о реальности, жизненного опыта, усвоение культурных смыслов и направленное на гармоничное развитие [1; 2; 4].
Необходимо отметить, что на современном этапе дошкольного образования, формирование эстетического отношения к природе является важной составляющей частью дошкольного образования, которое в свою очередь, признано приоритетным направлением в гармонизации отношений ребёнка с обществом.
Сущность процесса формирования эстетического отношения к миру природы отражает переход социально значимой ценности в личностно-значимую, которая становится внутренним регулятором деятельности ребенка и проявляется в эмоциональных переживаниях, мотивах и познавательном интересе в процессе общения с природой.
Целью нашего исследования было определить уровень сформированности эстетического отношения к природе у старших дошкольников.
Для реализации поставленной цели применялись следующие диагностические методики: «Картинная галерея» (И. В. Цветкова), целью которой было выявить показатели эстетического восприятия природы и эмоциональную отзывчивость к ней у старших дошкольников; методика «Секретный разговор» (И. В. Цветкова), целью которой было исследование эстетически-чувственного и ценностного отношения к природе в процессе общения с ней, выявление имеющегося у детей опыта общения с природными объектами; методика «Неоконченные предложения» (В. В. Зотова), целью которой было изучить эмоционально-оценочный и мотивационно-поведенческий показатели отношения к природе у старших дошкольников.
Результаты, полученные после проведения диагностических методик представлены на рисунках 1-3.
Рис. 1. Эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость к природе у старших дошкольников
Рис. 2. Эстетически-чувственное и ценностное отношение к природе у старших дошкольников
Рис. 3. Эмоционально-оценочное и мотивационно-поведенческое отношение к природе у старших дошкольников
На основе анализа результатов диагностики, представленных на рисунках 1-3, необходимо выявленные результаты по каждому показателю эстетического отношения к природе представить в сводной Таблице 1.
Таблица 1
Уровни сформированности показателей эстетического отношения к природе у старших дошкольников
№ п/п |
Показатели эстетического отношения к природе у старших дошкольников |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
1. |
Эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость |
13 % |
52 % |
35 % |
2. |
Эстетически-чувственное и ценностное отношение |
22 % |
43 % |
35 % |
3. |
Эмоционально-оценочное и мотивационно-поведенческое отношение |
17 % |
52 % |
31 % |
По результатам, представленным в Табл. 1, необходимо отметить, что у детей преобладают средний и низкий уровни сформированности показателей эстетического отношения к природе. Данные дети недостаточно проявляли интерес к объектам и явлениям природы. Дети эмоционально отзывчивы, но не использовали эмоциональные выражения в речи, эмоции в мимике, движениях. Не давали ярких сравнений при описании природы. Умели выделить красоту объектов природы и природных явлений в произведениях искусства, но затруднялись дать им подробную характеристику. Эстетическое отношение к природе проявлялось у детей в эстетическом созерцании, но полностью дети не могли воспринять объект или явление природы как эстетическую ценность.
Необходимо отметить, что старший дошкольный возраст является сенситивным для развития эстетического отношения к природе. Дети интересуются природным миром, а взрослым необходимо направлять их внимание на полное осмысленное восприятие, осознание этого мира. Эстетическое отношение к природным объектам и явлениям осуществляется через наблюдение, рассматривание, прослушивание звуков, издаваемых природой, знакомство с произведениями искусства, музыкой, любование явлениями природы и т. д.
Принимая во внимание, сказанное выше, необходимо отметить роль полихудожественного подхода в формировании эстетического отношения к природе у старших дошкольников.
Эстетическое отношение к природе на основе полихудожественного подхода формируется у детей дошкольного возраста в знакомстве с народными, календарными праздниками. В дошкольном образовательном учреждении это проведение сезонных музыкально-игровых праздников, где дети исследуют особенности каждого сезонного праздника, усваивают интересную информацию о сезонных изменениях природы.
Одним из эффективных средств воздействия на эстетические чувства детей, воспитание устойчивого интереса и заботливого отношения к природе, формирование эстетического отношения к природе является изобразительное искусство. Дети в своих творческих работах, имеют возможность передать красоту природных явлений используя разные художественные техники и материалы. Владея выразительными способами изображения могут передать характерные особенности представителей животного и растительного мира природы и т. д.
Знакомство с музыкальными произведениями раскрывает перед дошкольниками яркие образы природы, оказывает влияние на нравственные, эмоциональные чувства детей, формирует эстетическое отношение к природе. Можно сказать, что природа музыкальна — пение птиц, шум леса, журчание воды, прибой волн, все это легко могут воспринять дети с помощью музыкальных произведений, игры на музыкальных инструментах, участие в музыкальных праздниках и развлечения.
Таким образом, реализация полихудожественного подхода в разных видах творческой деятельности старших дошкольников направлена на формирование эстетического отношения к природе. Создание полихудожественной среды в дошкольном образовательном учреждении необходимо с учетом сущности понятий «образовательная» и «художественная» среда с опорой на полихудожественный подход, который отражает интеграцию различных видов искусства: литературы, музыки, изобразительного искусства и т. д.
Литература:
- Бутенко Н. В. Ребенок в мире природы, культуры и искусства: монография / Н. В. Бутенко. — Челябинск, 2019. — 224 с.
- Екимова В. В. Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста / В. В. Екимова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2016 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург: Реноме, 2016. — С. 104–105.
- Куприна Н. Г. Полихудожественный подход в социально коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. — 2016. — № 5. — С. 142–146.
- Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 12. — С. 91–94.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013 г. — 31 с.