Воспитание как формирование и развитие личности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

XXIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2022)

Дата публикации: 25.02.2022

Статья просмотрена: 8343 раза

Библиографическое описание:

Борисова, Л. В. Воспитание как формирование и развитие личности / Л. В. Борисова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/428/17017/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье приведена информация о важности и роли воспитания в формировании личности. В данной статье рассматривается ряд регулярных и последовательных воспитательных действий, направленных на достижение конкретных результатов. Главным результатом образовательного процесса является формирование личности, гармонично развивающейся и активно участвующей в жизни общества.

Ключевые слова: воспитание, развитие личности, дети, педагогика, воспитательная деятельность.

Процессы и результаты социализации внутренне противоречивы, так как в идеале социализированный человек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям развития общества, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его индивидуальности. Так, нередко встречаются люди настолько социализированные, фактически растворенные в обществе, что не готовы и не способны к личному участию в утверждении жизненных принципов. Во многом это зависит от типа воспитания.

Воспитание, в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно управляемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из наиболее существенных отличий, имеющих место во все периоды возрастного развития личности, состоит в том, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Результатом учебного процесса является уровень развития личности учащегося. Развитие — это процесс количественных и качественных изменений генетических и приобретенных признаков и качеств человека. Именно собственная деятельность человека играет решающую роль в развитии человека.

В психологии категория «личность» является одним из базовых понятий. Но понятие «личность» не является чисто психологическим и изучается всеми психологическими науками, включая философию, социологию, педагогику и др.

Каждое из имеющихся в научной литературе определений личности подкрепляется экспериментальными исследованиями и теоретическим обоснованием и потому заслуживает того, чтобы их учитывать при рассмотрении понятия личности. Под личностью чаще всего понимают человека в совокупности тех социальных и жизненных характеристик, которые он приобрел в процессе общественного развития. Следовательно, человеческие характеристики, связанные с генотипической или физиологической организацией индивидуума, не принято фиксировать в качестве личностных характеристик.

Развитие личности есть процесс и результат социализации, воспитания и саморазвития. Формирование означает становление, приобретение набора устойчивых признаков и качеств. Формировать — значит придавать чему-либо форму, устойчивость, законченность, определенный вид.В формировании человека как личности, когда социальные факторы имеют первостепенное значение, постоянно и мощно работают биологические механизмы человека как природного существа, проявляя в виде тенденций, на основе которых развиваются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается его характер. В то же время от последних зависят и природные параметры человека, физическое здоровье, работоспособность и долголетие.

Объясняя сущность развития и формирования личности, Л. И. Божович писал, что, во-первых, это развитие познавательной сферы; во-вторых, развитие нового уровня аффективной сферы потребностей ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами; в-третьих, появление относительно устойчивых форм поведения и деятельности, которые составляют основу формирования его характера; и, наконец, развитие социальной направленности, т. е. обращение к группе сверстников, усвоение предъявляемых ими нравственных требований.

Под воспитанием личности понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, воспитания и обучения общественных организаций); процесс становления человека субъектом и объектом общественных отношений и разнообразной деятельности.

Формирование личности — это приобретение человеком новых символов и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию, результаты развития. Например, можно говорить о формировании характера, мировоззрении, мышлении, личности, профессии, навыках [2].

Современный подход к проблеме образования проявляется в том, что оно рассматривается не как процесс воздействия, а как процесс социального взаимодействия воспитателей и учащихся. Сторонником такой педагогики предмета является известный русский педагог В. А. Сухомлинский, который указывал, что образование есть многогранный процесс, постоянно обогащающий и обновляющий дух и обновление учащихся и воспитателей. Некоторые преподаватели прямо указывали на неприемлемое понимание образования как одностороннее воздействие на личность, думая, что это манипулирование личностью учащегося [4].

Однако образовательный процесс не является полной автономной системой, в которой дисциплины взаимодействуют друг с другом. Образование и обучение также понимаются как процесс управления. На методы обучения и воспитания с управленческих позиций в своих работах указывали такие известные отечественные ученые, как Б. Г. Ананьев, С. И. Архангельский, Л. Б. Ительсон, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Талызина, В. А. Якунин [3].

Исходя из изложенного выше подхода к пониманию образования как процесса воздействия и взаимодействия, мы можем определить понятие воспитания следующим образом. Воспитание — это целенаправленное, планомерное и планомерное воздействие и взаимодействие воспитателей и учащихся, направленное на формирование и развитие личности отдельных лиц и/или социальных групп и приводящее к возникновению определенных механизмов поведения и деятельности. Они помогают выполнять определенные роли в системе социальных отношений.

В настоящее время в целях повышения эффективности образования в отечественную педагогическую сферу, в том числе в систему высшего профессионального образования, внедряются западные технологии. Вальдорфская педагогика, педагогика Монтессори и игровой формат возлагают большие надежды, полны педагогического очарования и претендуют на звание новаторских.

Воспитание имеет определенный набор положительных (поощряющих) и отрицательных (наказывающих) санкций. Санкции делятся на нормативные (определяются в определенных документах) и неформальные (используемые образовательными объектами в рамках традиций, социальных обычаев, образовательных систем, образовательных организаций). Воспитание — двусторонний процесс: с одной стороны — учебные воздействия, с другой — собственная деятельность учащихся.

Воспитательная система состоит из взаимосвязанных образовательных объектов и предметов, образовательных целей, отношений, возникающих между участниками образовательного процесса, естественных и технических сред обитания, управления, обеспечивающего жизнеспособность образовательной системы.

Критерием успешности системы воспитания является, во-первых, достижение поставленных целей, во-вторых, благополучие воспитуемых.

Объект воспитания — это объект, на который направлено воспитательное воздействие: личность, группа, коллектив. Субъектом воспитания является любое лицо, деятельность которого имеет признаки направляющей образования.

Таким образом, воспитательная деятельность как личностнообразующий фактор связана с другим фактором — социальной оценкой субъекта.

Развитие человека — очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, свойственных человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам прежде всего относят природную и социальную среду, окружающую человека, а также специальную целенаправленную деятельность по формированию у детей тех или иных черт личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми. Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает его превращение из биологического индивида в социальное существо — личность.

Начальный этап развития ребенок проходит в школе и детском саду, где в нем закладываются личностные тенденции. Собственно процесс формирования личности происходит именно в коллективе, который обеспечивает необходимые компоненты, необходимые для развития трудовых навыков и умений. Тогда полученные навыки будет применять на практике уже не ребенок, а человек.

Влияние коллектива на развитие ребенка динамически меняется во времени. И в настоящее время человечеству нужны гораздо большие навыки и способности индивидуумов, и для этого стоит задуматься и решить, как улучшить эти качества. Лучше всего обратить внимание на структуру, сплоченность, перспективы развития, рабочий настрой в коллективе. Наконец, эти факторы также играют большую роль в формировании чувств и вкусов личности, которые, в свою очередь, формируют навыки работы и особенности самой личности, что доказано исследованиями по оценке уровня интеллекта человека. Следовательно, улучшая ресурсы коллектива, мы получим прирост умений, которые помогут личности достичь более высоких целей в жизни и в обществе, а следовательно, улучшить его гражданские, нравственные и интеллектуальные качества.

Литература:

  1. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб: Питер, 2015. — 583 с.
  2. Марищук, Л. В. Психология: учебник-метод. пособие / Л. В. Марищук, Г. В. Вержибок, С. Г. Ивашко; под общ. ред. Л. В. Марищук. — Минск: БГУФК, 2021. — 140 с.
  3. Петровский, А. В. Психология: учеб. для шпильки. высшее пед. учебник вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — 3-е изд., ст. — М.: Академия, 2020. -512 с.
  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 2019. -Т. 1–488 с. — Т. 2. — 328 с.
  5. Бордовская Н. В., Реан А. А., Педагогика / СПб: Питер, 2020. — 189 с.

Похожие статьи

Вопрос ценностного самоопределения ребенка в контексте современной системы образования

Воспитание является неотъемлемой частью современной системы образования. Одна из главных задач воспитания — ориентирование ребенка в системе ценностей. Решающее значение в процессе ценностного самоопределения ребенка должно отводиться педагогическому...

Роль социально-педагогической составляющей в процессе патриотического воспитания старшеклассников

В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социаль...

Подготовка дошкольника к школе

В статье исследуется важность комплексной подготовки детей дошкольного возраста к школе, что включает в себя развитие когнитивных, мотивационных и социальных аспектов, необходимых для успешного освоения школьной программы. Рассматриваются современные...

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в педагогике

В статье автор описывает ключевые возрастные и индивидуальные проблемы в обучении и воспитании школьников и обуславливает необходимость их учета в организации учебно-воспитательного процесса.

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Особенности развития творческого потенциала педагогов образовательных организаций

В статье представлены мнения учёных об особенностях развития творческого потенциала педагогов образовательных организаций, факторах, влияющих на них; раскрываются принципы всестороннего развития творческого потенциала личности педагога, говорится о ф...

Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии

Статья посвящена формированию правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии, которая рассматривается как способность учащихся к самостоятельному выбору способов поведения, стратегии, тактике и стилю деятельности, основанная на осознании ими...

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Современная система воспитания дошкольника

В статье современная система воспитания дошкольника рассматривается современная система отечественного дошкольного воспитания, которая строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и...

Похожие статьи

Вопрос ценностного самоопределения ребенка в контексте современной системы образования

Воспитание является неотъемлемой частью современной системы образования. Одна из главных задач воспитания — ориентирование ребенка в системе ценностей. Решающее значение в процессе ценностного самоопределения ребенка должно отводиться педагогическому...

Роль социально-педагогической составляющей в процессе патриотического воспитания старшеклассников

В статье изложены основные проблемы патриотического воспитания старшеклассников, а также отражены роль и задачи социального педагога в данном процессе. Статья раскрывает содержание таких понятий как «воспитание», «патриотическое воспитание», «социаль...

Подготовка дошкольника к школе

В статье исследуется важность комплексной подготовки детей дошкольного возраста к школе, что включает в себя развитие когнитивных, мотивационных и социальных аспектов, необходимых для успешного освоения школьной программы. Рассматриваются современные...

Педагогические условия развития творческого потенциала педагогов

В статье представлены результаты исследований учёных о педагогических условиях, развитии творческого потенциала, рассматриваются обстоятельства и направления профессиональной деятельности педагога, которые лежат в основе достижения эффективных резуль...

Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в педагогике

В статье автор описывает ключевые возрастные и индивидуальные проблемы в обучении и воспитании школьников и обуславливает необходимость их учета в организации учебно-воспитательного процесса.

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Особенности развития творческого потенциала педагогов образовательных организаций

В статье представлены мнения учёных об особенностях развития творческого потенциала педагогов образовательных организаций, факторах, влияющих на них; раскрываются принципы всестороннего развития творческого потенциала личности педагога, говорится о ф...

Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии

Статья посвящена формированию правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии, которая рассматривается как способность учащихся к самостоятельному выбору способов поведения, стратегии, тактике и стилю деятельности, основанная на осознании ими...

Нравственные ценности в воспитательном процессе

В статье освещены современные актуальные проблемы воспитательного процесса молодого поколения, большое внимание уделяется проблеме воспитания нравственных ценностей и роли образования. Главную задачу воспитания в условиях глобализации и транзитивного...

Современная система воспитания дошкольника

В статье современная система воспитания дошкольника рассматривается современная система отечественного дошкольного воспитания, которая строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и...