К вопросу о формировании основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

К вопросу о формировании основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Зенова, Н. П. Проводова, А. С. Хамбекова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 19-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/428/17023/ (дата обращения: 16.11.2024).



В Российской Федерации происходят глобальные преобразования в системе образования: усложняется содержание образования, акцентируя внимание на развитии не только творческих и интеллектуальных способностей, но и социальной компетентности детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит множество задач, в том числе задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является экономическая культура личности дошкольника, характеризующаяся наличием представлений об экономических категориях. В этой связи становится актуальной для дошкольных учреждений вопрос реализации программ, направленных на развитие предпосылок финансовой грамотности дошкольников,

В дошкольном возрасте финансовая грамотность понимается как воспитание у ребенка бережливости, эффективности и рационального поведения по отношению к простым обменным операциям, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного понимания финансового мира, которое может помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе ранее приобретенной способности осознавать собственные действия повышается способность ребенка к самоконтролю и волевой регуляции поведения. Способность к сознательной и волевой саморегуляции является одной из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.

Еще одной предпосылкой приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности является активное освоение мира социальных явлений детьми в возрасте пяти-шести лет, развитие у ребенка собственного понимания и отношения к ним, формирование ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретных видов деятельности.

Ребенок 5–6 лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — невыгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неудачи».

Третья предпосылка — формирование и развитие способности к децентрализации: готовность поставить себя на место другого человека и посмотреть на вещи с его позиции, принимая во внимание не только свою, но и чужую точку зрения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно познакомить ребенка с миром экономики как одним из неотъемлемых аспектов общественной жизни. В то же время экономическое образование может обогатить социальное, коммуникативное и когнитивное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое образование способствует нравственному развитию ребенка.

Необходимость принимать определенные финансовые решения в повседневной жизни, а также трудности, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, определяют важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Слово «финансы» в данном конкретном случае следует понимать как совокупность личных и семейных средств, которыми человек будет распоряжаться в течение своей жизни.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 2039-р от 25 сентября 2017 года, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, которое, в свою очередь, определяется как совокупность осведомленности, знаний, навыков и моделей поведения, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благополучия.

Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки управления финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им принимать грамотные решения в будущем. Часто родители жалуются, что дети не знают цены деньгам, не ценят и не заботятся о вещах, игрушках, требуют дорогих подарков. Включение основ экономического образования в образовательную деятельность дошкольных образовательных учреждений может помочь родителям в решении этой образовательной задачи.

Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов является основной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовой структуре общества стратегию финансового поведения.

С точки зрения включения экономического образования в образовательную деятельность дошкольников 5–7 лет, речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, навыках или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является наиболее продуктивным с точки зрения закладки таких индивидуально-психологических характеристик человека, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в будущем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти личностные черты способствуют успеху решений, принимаемых взрослым человеком.

Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых учреждений, а тем более понимания конкретных понятий (например, инфляция, фондовая биржа, ценные бумаги, аккредитивы и т. д.) и решения сложных арифметических задач.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольников к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление и позволяет им приобрести качества, присущие настоящему человеку. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического образования необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственной, волевой и эмоциональной сфер личности. Формируется новое психическое качество — ценностная ориентация. Поэтому это идеальный возраст для воспитания уважения к труду, вложенному в любую купленную вещь, будь то игрушка или предмет одежды. Нельзя забывать, что детские впечатления о важности денег в семье, личный контакт с банкнотами и монетами во многом определяют образ мышления и поступки ребенка в будущем. Формирование основ финансовой грамотности не должно проходить в принудительной форме. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, и ему требуется время, чтобы овладеть любыми знаниями и навыками. После 5 лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое, можно успешно развивать у детей работоспособность, самостоятельность, ответственность — качества, столь необходимые финансово грамотному человеку. Приобщение дошкольника к финансовой грамотности через нравственное отношение к таким категориям, как выгода, ценность труда, вещей, полностью оправдано. Процесс изучения основ финансовой грамотности должен обеспечивать тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствовать формированию ценностных жизненных ориентаций дошкольников.

Цели на этапе завершения дошкольного образования:

— применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, на которые было обращено внимание при реализации проектной деятельности (деньги, цена, товары, семейный бюджет и т. д.);

— осознавать и оценивать свои потребности и возможности;

— имейте представление о том, что заработная плата — это плата за количество и качество работы, пенсии за прошлую работу, а пособия на детей — это аванс детям, основанный на их будущей работе.;

— поймите, что семейные расходы не должны быть расточительными;

— имейте в виду, что семейные сбережения — это деньги, которые могут остаться, если вы будете разумно расходовать свой доход, и могут быть использованы для семейного отдыха или покупки необходимых вещей.;

— поймите, что сначала мы зарабатываем — потом тратим;

— иметь представление об основных правилах финансовой безопасности;

— осознавать главные ценности — жизнь, отношения, радость и здоровье близких — за деньги не купишь;

— следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Литература:

  1. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5–7 лет. Москва 2019
  2. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду:
  3. Для занятий с детьми 3–7 лет. Издательство «Мозаика — Синтез» Москва 2016 год.
  4. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.,
  5. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. Издательство. ВЕНТАНА-ГРАФ
  6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
  7. Смоленцова, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие/А. А. Смоленцова. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
  8. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников Москва 2019.

Похожие статьи

К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

К вопросу о практической составляющей формирования образа семьи у детей старшего дошкольного возраста

К вопросу о развитии физических способностей младших школьников

К вопросу использования учебной деятельности как фактора формирования интереса к чтению младших школьников

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста

К вопросу об активных методах обучения и воспитания в профессиональной деятельности педагога

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

К вопросу о логоритмической диагностике детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Похожие статьи

К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста

К вопросу воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

К вопросу о практической составляющей формирования образа семьи у детей старшего дошкольного возраста

К вопросу о развитии физических способностей младших школьников

К вопросу использования учебной деятельности как фактора формирования интереса к чтению младших школьников

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста

К вопросу об активных методах обучения и воспитания в профессиональной деятельности педагога

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

К вопросу о логоритмической диагностике детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи