Педагогические условия формирования психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста
Автор: Шавырина Наталья Васильевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XXIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2022)
Дата публикации: 02.03.2022
Статья просмотрена: 24 раза
Библиографическое описание:
Шавырина, Н. В. Педагогические условия формирования психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста / Н. В. Шавырина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 27-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/428/17024/ (дата обращения: 15.11.2024).
Исследования многих отечественных педагогов и психологов посвящены проблеме создания психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста в образовательном процессе (О. А. Воробьева, Е. В. Данилова, Ю. Г. Коровникова, О. А. Лагута, Т. Ю. Мысина и др.) В трудах ученых раскрывается сущность понятия «психоэмоциональный комфорт детей дошкольного возраста». Однозначного мнения о составляющих психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста нет. Исследователи сходятся во мнении, что психоэмоциональный комфорт создается с помощью соответствия между психоэмоциональными состояниями, психическими свойствами ребенка дошкольного возраста и организационно-коммуникативными условиями среды внутри детского сада. Благоприятный психоэмоциональный комфорт показывает на состояние радости, удовольствия и удовлетворения, которые дошкольник переживает, находясь в образовательной организации [1].
Как показывает анализ исследований, это требует определенных педагогических условий формирования психомоционального комфорта в дошкольной образовательной организации. Таких как: построение и реализация программы с целью формирования психоэмоционального комфорта детей дошкольного возраста; обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия в совместной деятельности педагога с детьми; формирование у ребенка положительного отношения к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, с помощью создания благоприятного группового климата.
На базе детского сада «Радуга» реализуется программа «Как прекрасен этот мир!», которая включает в себя 3 модуля: психолого-педагогическое просвещение педагогов, просвещение родителей, образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.
Задачи программы: формирование эмоционально-положительного отношения всех участников образовательного процесса; повышение профессиональной компетентности педагогов, развитие саморегуляции в эмоциональной сфере; просвещение родителей по созданию психоэмоционального комфорта в семье, формирование благоприятного эмоционального микроклимата семьи; обогащение эмоционального опыты ребенка, развитие навыков распознавания и выражения эмоций, адекватного осознания своих мыслей, чувств и потребностей; формирование положительного эмоционального состояния детей; коррекция негативных эмоциональных состояний детей: тревожности, агрессивности, повышение самооценки, развитие навыков уверенного поведения.
Первый модуль программы раскрывает психолого-педагогическое просвещение педагогов. Работа проводится в форме психологической студии, которая позволяет активизировать потенциал группового взаимодействия. С педагогами применялись активные методы просвещения: тематические дискуссии, игровые занятия, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, семинары, тренинги и т. д.
Второй модуль программы направлен на просвещение родителей. С родителями сложилась система работы по данной проблеме, по определенным направлениям: психологическая и педагогическая диагностика; консультативная и просветительская деятельность; игровая образовательная деятельность, онлайн и офлайн-консультирование родителей; проведение тренингов, круглых столов, и т. д.
С родителями проводятся круглый стол «Наказывая, подумай, как», семинар-практикум «Роль семьи в формировании у детей эмоциональной отзывчивости на чувства и переживание окружающих людей», «Атмосфера в семье может стать источником агрессии у детей» и др. [2].
Третий модуль программы представлен образовательной деятельностью с детьми дошкольного возраста, которая проходила поэтапно. На подготовительном этапе деятельности используются эффективные формы и методы деятельности с детьми дошкольного возраста: игры-имитации, игры-этюды, психогимнастика, игровые импровизации и т. д. Такие формы деятельности позволяют создать благоприятный групповой климат, сформировать положительное отношение к себе; и умение адекватно оценивать себя и свою деятельность [3].
Основной этап характеризуется: реализацией личностно-ориентированного взаимодействия в игровой деятельности, в которой происходит эмоционально насыщенное общение детей с педагогом, со сверстниками (детско-взрослое взаимодействие); формирование у ребенка положительного отношения к взаимодействию со сверстниками с помощью актуализации приятных воспоминаний в рамках определенных традиций группы. Реализуется через организацию игровых упражнений для дошкольников, которая распределена по основным разделам: «Я и мои эмоции», «Я и мои успехи», «Наши традиции», «Добрые слова и пожелания», «Моя семья — моё богатство».
Первый раздел «Я и мои эмоции» предполагает создание благоприятного группового климата, формирование положительного отношения к себе. Этому способствует проведение таких игр как: «На что похоже моё настроение?», «Клубочек», «Угадай, что я почувствовал», а также упражнения «Росточек под солнцем»; «Ласковый мелок»; «Сказка о страхе»; арт-терапия: «Мне хорошо!».
Цель второго раздела «Я и мои успехи», формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе; обеспечение положительного взаимодействия друг с другом. Игры данного раздела направлены на создание ситуации успеха, развитие уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности. Такие как «Волшебные кляксы», «Шкатулка», «Смена ритмов», «Волшебный стул».
Следующий раздел «Наши традиции», который заключался в формирование у ребенка благоприятного отношения к взаимодействию со сверстником с помощью актуализации приятных воспоминаний в рамках определенных традиций группы. В группе были организованы различные традиции, такие как «Доброе утро!», «Мастерская добрых дел», «Дружный кружочек», «Чистая пятница».
Четвертый раздел «Добрые слова и пожелания» заключался в проведение игр, которые позволяют выражать свои эмоции и свое отношение к другим. Данный раздел позволяет дошкольникам узнать положительные качества и достоинства своих сверстников. Дети получают удовольствие и радуются вместе, делая комплименты своим сверстникам, высказывая свои пожелания [5].
Пятый раздел «Моя семья — моё богатство» направлен на формирование благоприятного эмоционального микроклимата семьи, овладение семейными ценностями. В данном разделе применялась игровая образовательная деятельность: «Забота о младших и старших», «Семейные легенды и предания»; «Традиции моей семьи».
В процессе образовательной деятельности использовались различные методы и приемы: ситуационные беседы, с целью ознакомления дошкольников с различными эмоциями, чувствами; игры разнообразного характера: настольные, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые; психоэмоциональная гимнастика; проигрывание этюдов; сказкатерапия и т. д.
Заключительный этап направлен на совершенствование умений детей управлять своими чувствами и эмоциями, обучение методам регуляции и саморегуляции, распознавать причины возникновения различных настроений у детей, которые способствуют психоэмоциональному комфорту. На данном этапе применялся прием «В кругу друзей». Круг обозначает общую теплую и доброжелательную атмосферу жизни детей в группе. Благодаря данному приему воспитанники анализируют и обсуждают свои поступки, проблемы, ссоры, в результате дети перестают драться и спорить, а начинают обсуждать проблемы, которые у них возникают в процессе общения со сверстниками.
Итак, реализация программы «Как прекрасен этот мир!» позволяет осуществлять деятельность при создании определенных педагогических условий: реализация программы формирования психоэмоционального комфорта детей старшего дошкольного возраста; обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия в совместной деятельности педагога с детьми; формирование у ребенка положительного отношения к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, с помощью создания благоприятного группового климата. Все это позволяет постепенно достигать предполагаемый результат: формирование психоэмоционального комфорта у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Литература:
- Воробьева, О. А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа: дисс. … канд. пед. наук. — Коломна. — 2000. — 231с.
- Кипина, О. А. Педагогические условия формирования эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 72. — С.109–113.
- Лагута, О. А. Опыт создания обстановки психологического комфорта в детском саду. — М., 2017. — С.123–126.
- Мысина, Т. Ю. Психолого-педагогические условия регуляции психоэмоциональных состояний: автореф. дис.... канд. психол. наук. — Самара. — 2019. — 27с.
- Особенности эмоциональных состояний дошкольника и методы их регуляции. //Материалы 2-ой московской городской конференции Новые технологии в работе ПМС — центров. — Москва. — 2019. — С.15–16.