«Логоконструктор» как инновационная технология эффективной зкукопостановки в логопедической практике | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

XXIV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, март 2022)

Дата публикации: 07.03.2022

Статья просмотрена: 343 раза

Библиографическое описание:

Мохрякова, С. В. «Логоконструктор» как инновационная технология эффективной зкукопостановки в логопедической практике / С. В. Мохрякова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 44-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/428/17032/ (дата обращения: 19.12.2024).



Современное поколение детей отличается более вялой артикуляцией и менее выразительной мимикой вследствие малоподвижного образа жизни, особенностей питания «облегченной» едой, снижения речевой активности. Также наблюдается уменьшение или нарушение непосредственных форм коммуникации с родными, сверстниками, взрослыми из-за предпочтения различным гаджетам, из-за особенностей воспитания и взаимодействия с окружающими.

В связи с этим, проблема своевременного формирования правильной, чистой речи, в том числе и за счет качественной постановки звуков, не только не теряет своей актуальности, но и приобретает все большее значение для успешной социализации ребенка.

В отечественной логопедии существуют традиционные методики постановки звуков, представленные в трудах Хватцева М. Е., Рау Е. Ф., Правдиной О. В. [1, 2, 3, 7]. Вместе с тем появляются другие методики для улучшения качества произносимых звуков, которые вносят более рациональный, применимый к современным детям подход.

Как отмечает Правдина О. В. (1973), неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих — 22 %, шипящих — 24 %, р — 26 %, л — 10 %, звонких — 4,5 %, задненёбных — 1 %, мягких — 1,5 % [1]. Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже. Дефекты искажения таких простых звуков, как м, н, п, т и особенно гласных, наблюдаются очень редко (при снижении слуха и при гнусавости).

Поиск новых, более удобных, высокоэффективных, краткосрочных по звукопостановке методик, остается актуальным и в настоящее время. Существует потребность улучшать звукопроизношение у детей быстро и качественно при органической дислалии, дизартрии, в сочетании с задержкой психического и умственного развития, при аутизме.

Нами разработана технология звукопостановки детям с различными речевыми нарушениями — «Логоконструктор», которая основывается на следующих позициях:

  1. Тестирование/диагностика состояния артикуляционных возможностей ребенка следует проводить с рождения или с самого раннего возраста для выявления предпосылок будущих нарушений звукопроизношения, что позволит предпринять профилактические мероприятия, в том числе и по проведению подготовительной артикуляционной работы.
  2. Выявление ведущего механизма нарушения звукопроизношения у ребенка и составление индивидуальной поэтапной коррекционной программы.
  3. Проведение подготовительной работы по развитию базовых укладов звуков, необходимых для формирования нескольких групп звуков при полиморфном нарушении звукопроизношения.
  4. Одновременное проведение постановки разных групп звуков.
  5. Поэтапная автоматизация звуков с закреплением правильного звукопроизношения в развернутой речи с момента качественной артикуляции звуков и слогов.

В русском языке имеется 42 звука , которые должны отчетливо звучать у ребенка. Логопеду важно проверить произношение каждого звука, выявить сформированные качественные звуки и отметить нарушенные (таблица 1).

Таблица 1

Последовательность диагностики звукопроизношения

Постановка гласных звуков

А О У Э И Ы + Й

7 звуков

Постановка губных и призубных звуков

М Мь П Пь Б Бь Ф Фь В Вь

10 звуков

Постановка переднеязычных и заднеязычных звуков

Т Ть Д Дь Н Нь Ль К Кь Г Гь Х Хь Л

14 звуков

Постановка свистящих, шипящих звуков и аффрикат

С Сь З Зь Ц Ш Ж Ч Щ

9 звуков

Постановка вибрантов

Р Рь

2 звука

Итого

42 звука

Ниже представлена технология «Логоконструктора» основанная на определенной последовательности работы.

Для выполнения звукопостановочной работы необходимо сформировать 15 базовых укладов.

Под базовым укладом понимается определенная позиция нижней челюсти (2 позиции), позиция губ (6 позиций), позиция языка (7 позиций), которые требуются для воспроизведения одного звука, и без выполнения которых невозможна постановка одной группы звуков или нескольких групп звуков.

Артикуляционный речевой аппарат не стремится выполнять много разнообразных движений, он отрабатывает самые принципиальные позиции, из которых формируются разные звуки. Артикуляция родного языка при всем своем многообразии экономна для выполнения элементов звучания: нижняя челюсть, губы, язык выполняют несколько модификаций для произношения. Согласные звуки имеют «родственные» связи друг с другом и являются взаимозависимыми.

Это позволяет заниматься одновременным вызыванием нескольких групп звуков.

В «Логоконструкторе предлагается разбор, декомпозиция одного звука на базовые позиции, которые нужно сформировать. Не только из одного положения языка удастся вызвать правильный звук, важна комбинация правильных позиций. Это важно и при диагностике, когда выявляется одна или несколько позиций, недостаточно сформированных и искажающих звучание. Это важно и при постановке звука, когда проводится целенаправленная работа по несформированным укладам.

Логоконструктор учитывает взаимосвязь звуков: в каждой группе звуков присутствует базовый звук, который ставится вначале, затем от него вызываются другие звуки данной группы.

Если известно, из каких правильных комбинаций базовых позиций состоят звуки, то становится возможным сформировать правильное звукопроизношение в более короткие сроки.

Данный подход сокращает сроки звукопостановки, повышает качество звукопроизношения, вызывает интерес ребенка, его включенность в процесс и экономит время закрепления звуков в речи.

Родители становятся активными участниками коррекционного процесса в сотрудничестве с логопедом, выполняют домашние задания, наблюдают динамику в работе.

Логопеды получают четкий порядок работы по диагностике, постановке звуков и автоматизации, что повышает результативность профессиональной деятельности.

В основе данного подхода лежат основные 15 укладов речедвигательного аппарата.

Методика основывается на выделении 3 активных зон: позиции нижней челюсти, губ, языка. Можно условно представить, что каждая позиция как нота. Различные сочетания нот создают мелодию. Различные сочетания базовых позиций формируют звуки.

В диагностике нарушения произношения гласных звуков также предложена авторская позиция:

— нарушение голоса (фонации);

— носовое произношение;

— неправильное положение языка в ротовой полости;

— недостаточная лабиализация губ;

— отсутствие свободного прохода голоса (появление добавочного призвука);

— неправильное произношение йотированных гласных звуков.

Диагностика по согласным звукам совпадает с принятой в логопедии диагностикой по нарушениям звукопроизношения.

Даная модель логопедической коррекции апробирована и внедрена в работу специалистов логопедического центра «Кабинет речевой терапии», г. Санкт-Петербург. С 2018 по 2022 гг. была проведена диагностика речевого развития 101 ребенка в возрасте от 3 до 7 лет с диагнозами: дислалия, органическая дислалия, дизартрия; дизартрия в сочетании с алалией, ЗПР, ЗПРР, РАС, умственная отсталость (Таблица 2).

Таблица 2

Распределение детей с учетом логопедического диагноза

Логопедический диагноз

Число детей

Положительная динамика

Отсутствие динамики

Абс

%

Абс

%

Абс

%

Дислалия функциональная

8

7,92

8

7,92

Дислалия органическая

4

3,96

4

3,96

Дизартрия

26

25,74

26

25,74

Дизартрия в сочетании с алалией

15

14,85

15

1,85

Дизартрия в сочетании с ЗПР

17

16,83

17

16,83

Дизартрия в сочетании с ЗПРР

18

17,82

8

7,82

Дизартрия в сочетании с РАС

5

4,95

3

2,95

2

1,98

Дизартрия в сочетании с умственной отсталостью

8

7,92

7

6,93

1

0,99

Итого

101

100

98

97,03

3

2,97

Таким образом, в ходе проведения экспериментальной постановки звуков детям с использованием технологии Логоконструктора — 98 человек (97 %) дали положительную динамику и лишь у 3 человек (2,9 %) динамика была незначительной или отсутствовала на фоне тяжелого психоневрологического диагноза. Технология Логоконструктора предполагает следующий порядок постановки правильного звукопроизношения. (Таблица 3).

Таблица 3

Схема постановки звукопроизношения

1 Блок

Вызывание гласных и йотированных звуков

А Ы О У Э И

Я Е Ё Ю + Й

2 Блок

Вызывание губных и призубных звуков

М П Б МЬ ПЬ БЬ Ф В ФЬ ВЬ

3 Блок

Вызывание переднеязычных и заднеязычных звуков

ТЬ ДЬ НЬ Т Д Н ЛЬ Л К Г Х КЬ ГЬ ХЬ

4 Блок

Вызывание свистящих, аффрикат, шипящих звуков

СЬ ЗЬ С З Ц Ш Ж Ч Щ

5 Блок

Вызывание вибрантов

Р РЬ

1 Блок представляет важный фундаментальный этап работы. Без формирования правильного звучания гласных затруднительна постановка многих согласных звуков и тем более их качественная автоматизация. Работу в 1 Блоке лучше проводить изолированно.

Начиная со 2 Блока возможно сочетание. Работа во 2 Блоке хорошо сочетается с 4 Блоком: формирование позиций губ с формированием позиций языка.

3 Блок хорошо сочетается с 5 Блоком: работа над подвижностью языка и кончика языка.

Рассматриваются и другие сочетания блоков при работе с ребенком, учитывая цели звукопостановочной работы и возможности самого ребенка. Порядок работы можно представить в виде «Пирамиды (Рисунок 1).

Порядок работы с использованием технологии «Логоконструктор»

Рис. 1. Порядок работы с использованием технологии «Логоконструктор»

Таким образом, коррекция нарушенного звукопроизношения у детей проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: так Рау Ф. Ф. выделяет 2 этапа, Правдина О. В. и Токарева О. А. — 3 этапа, Хватцев М. Е.- 4 этапа [1, 4, 6, 7]. Так как принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия нет, то выделение количества этапов не имеет принципиального значения и основным критерием успешности является наличие положительного результата в более короткие сроки, при коррекции речевых нарушений у детей.

Литература:

  1. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1973. — с. 272 с ил.
  2. Рау, Ф. Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Ф. Ф. Рау; Под ред. Т. А. Власовой, Н. Ф. Слезиной, В. И. Бельтюкова; НИИД АПН СССР. — М.: Педагогика, 1981. — 168 с.
  3. Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: пос. для учителей / Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезиной. М., 1981.
  4. Рау Ф. Ф., Слезина Н. Ф. Произношение Учебник для первого класса школы глухих. 5-ое издание, переработанное. — М: Просвещение. 1990. — 175 с.
  5. Токарева О. А. Формирование произношения у учащихся подготовительного класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Актуальные проблемы логопедии / Под ред. В. И. Селиверстова — М., 1980.
  6. Токарева О. А., Молочник Т. Я. Состояние словарного запаса у учащихся старших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи // Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, под ред. Алмазова А. А., Селиверстов В. И., Москва, 2011.
  7. Хватцев М. Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1 / М. Е. Хватцев; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. — М.; ВЛАДОС, 2008. — 272 с.

Похожие статьи

Технология Л. В. Свирской «Детский совет» как одна из инновационных форм работы с родителями

Метапредметный подход в транскультурном образовании иностранных студентов как единство модульного обучения и внеаудиторной деятельности

Практикум «Газета» как средство повышения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции

Потенциал арт-терапевтических методик в коррекции реальных личностных стереотипов студентов профиля подготовки «педагогическое образование»

Применение современных педагогических технологий в процессе диагностики и развития способности к гипотетичности будущего педагога-психолога

Синтропия и эксформация как основные закономерности инновационных бизнесобразующих технологий

Тренинг «Педагогическая рефлексия» как многофункциональный метод преднамеренных изменений личности педагогов ДОО

Использование герменевтических методов и приемов в процессе формирования читательской компетентности студента вуза в условиях информационной среды

Практическое использование Су-Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками

Рефлексивное взаимодействие как средство предупреждения нежелательных про-фессиональных рисков у будущего олигофренопедагога

Похожие статьи

Технология Л. В. Свирской «Детский совет» как одна из инновационных форм работы с родителями

Метапредметный подход в транскультурном образовании иностранных студентов как единство модульного обучения и внеаудиторной деятельности

Практикум «Газета» как средство повышения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции

Потенциал арт-терапевтических методик в коррекции реальных личностных стереотипов студентов профиля подготовки «педагогическое образование»

Применение современных педагогических технологий в процессе диагностики и развития способности к гипотетичности будущего педагога-психолога

Синтропия и эксформация как основные закономерности инновационных бизнесобразующих технологий

Тренинг «Педагогическая рефлексия» как многофункциональный метод преднамеренных изменений личности педагогов ДОО

Использование герменевтических методов и приемов в процессе формирования читательской компетентности студента вуза в условиях информационной среды

Практическое использование Су-Джок терапии в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками

Рефлексивное взаимодействие как средство предупреждения нежелательных про-фессиональных рисков у будущего олигофренопедагога