Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Антонова, Ю. Д. Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения / Ю. Д. Антонова, С. Ю. Селеменева, Ю. С. Никитина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/431/17045/ (дата обращения: 19.12.2024).



Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.

В условиях развития современного общества проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма приобретает доминирующее значение. Поэтому основы дисциплинированного поведения детей необходимо закладывать именно в дошкольный период развития. Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах [2].

Вопросы привития навыков основ безопасности детям дошкольного возраста отражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.

В течение ряда лет МБДОУ «Колокольчик» п. Чернянка уделяет большое внимание деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Проблема безопасности дорожного движения продолжает оставаться одной из достаточно важных проблем, в детском саду работа активно ведется в трех направлениях: педагогическая деятельность с детьми; работа с родителями; консультационная деятельность с педагогами.

Организация педагогической деятельности с дошкольниками поформированию у детей навыков безопасного поведения на дорогеначинается с оснащения предметно развивающей среды: набор мягких модулей; наглядно-иллюстративный материал; настольный макет «Дорога»; маркеры игрового пространства — «Машина», «Автобус»; атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой; обучающие и развивающие игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица», «Что говорит жезл?», «Светофор», «Безопасный город» и др.; фотоальбомы — «Моя улица», «Виды транспорта»; коллекции автомобилей; уголок «Дорожной безопасности» и т. д.

Для успешной реализации деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, гармонично соединяются инновационные и традиционные технологии работы с дошкольниками. Это позволяет организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения, способствовать развитию познавательных интересов детей, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции, ориентировку в окружающей обстановке [4].

С целью формирования у дошкольников навыка безопасного поведения на дороге широко применялись самые различные игры: сюжетно-ролевые игры, дети разыгрывают проблемные ситуации («Дорожно-транспортное происшествие», «Пассажиры автобуса — пешеходы- водители», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети придумывают сюжет, распределяют роли. Настольно-печатныеигры, в группе есть макет улицы и села. С этим макетом дети работают постоянно: расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т. д. Интеллектуально-познавательные игры, которые объединяется одним сюжетом, тематикой, в которых дети упражняются в выполнении различных заданий [3].

При организации деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма огромное внимание уделяется использованию информационно-коммуникативных технологий. Отобран иллюстративный и дополнительный познавательный материал к образовательной деятельности, развлечениям и для оформления стендов по ПДД. Созданы презентации для повышения эффективности образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД: виды транспортных средств, их классификация, группы дорожных знаков, участники дорожного движения, загадки по ПДД. Применяются компьютерные игры: «Раскраска дорожных знаков», «Викторины». Они преподносятся детям в увлекательной, занимательной форме, с участием героев мультфильмов.

Важной особенностью в данной работе считается и современная работа с родителями. Родители должны дать ребенку не только навыки полезной деятельности в предстоящей ему жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, в том числе и в дорожно-транспортной, динамичной, в которой ситуации очень быстро меняются.

В нашем детском саду активизируем работу по пропаганде соблюдения правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы: анкетирование родителей: «Безопасность на дороге», «Какой Вы пешеход»; памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД; папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми; консультационный материал «Дошкольник и дорога»; выпуск газеты «Безопасная дорога детства» [5].

Традицией стало проведение встреч-бесед родителей с инспектором ГИБДД, на которых он консультирует родителей по интересующим их вопросам, помогает решить проблемные дорожные ситуации: «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».

В групповой комнате оформлен уголок для родителей, где систематически обновляется материал по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. На территории детского сада имеется стенд наглядной агитации для родителей, сотрудников, содержащий информацию по правилам дорожного движения плакаты, памятки, анкеты, тесты, детские рисунки. Материалы стенда периодически обновляются.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Поэтому в МБДОУ «Колокольчик» уделяется внимание консультированию педагогов и специалистов детского сада по данной проблеме. С целью распространения опыта работы с педагогами проведен семинар — практикум «Инновационные формы работы с дошкольниками по вопросам дорожной безопасности». В рамках методической недели организован коллективный просмотр непосредственной образовательной деятельности «По городу, по улице не ходят просто так»; консультации на тему «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения».

Таким образом, данная деятельность позволяет комплексно решать задачи формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения, учитывая возрастные особенности детей, уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.

Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближают всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Литература:

  1. Абросимова, Ж. Д. Формирование основ безопасности у дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения / Ж. Д.Абросимова // Молодой ученый. — 2017. — № 11.1 (145.1). — С. 1–4.
  2. Добрякова, В. А. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга / В. А. Добрякова. — М., 2016. — 99
  3. Клочанов, О. С. Дорога, ребенок, безопасность: метод. пособие по правилам дорожного движения для воспитателей / О. С. Клочанов. — Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 61 с.
  4. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3–7 лет: Азбука безопасности, конспекты занятий, игры / авт. — сост. Н. В. Коломеец. — Вогоград: Учитель, 2011. — 168с.
  5. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице / Т. Г. Хромцова. — М.: Центр педагогического образования, 2016. — 109 с.

Похожие статьи

Обучение дошкольников основам безопасности через ознакомление с правилами дорожного движения

Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством игр и информационных технологий

Проектный метод как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по правилам дорожного движения

Формирование основ безопасности у дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения

В статье представлен опыт работы по формированию правил дорожной безопасности у дошкольников, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении.

Воспитание безопасного поведения детей на дорогах

Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме формирования безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах города

Формирование правил безопасного поведения у дошкольников

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Интерактивный макет для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Воспитание в учениках младших классов общеобразовательных школ навыков бережного отношения к окружающей среде

Похожие статьи

Обучение дошкольников основам безопасности через ознакомление с правилами дорожного движения

Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством игр и информационных технологий

Проектный метод как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по правилам дорожного движения

Формирование основ безопасности у дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения

В статье представлен опыт работы по формированию правил дорожной безопасности у дошкольников, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении.

Воспитание безопасного поведения детей на дорогах

Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме формирования безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах города

Формирование правил безопасного поведения у дошкольников

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Интерактивный макет для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Воспитание в учениках младших классов общеобразовательных школ навыков бережного отношения к окружающей среде