Неучебный видеоматериал как стимул для моделирования речевых ситуаций на уроке русского языка
Автор: Белова Анна Павловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XXVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2022)
Дата публикации: 31.03.2022
Статья просмотрена: 65 раз
Библиографическое описание:
Белова, А. П. Неучебный видеоматериал как стимул для моделирования речевых ситуаций на уроке русского языка / А. П. Белова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/434/17056/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема использования учебных видеоматериалов для формирования коммуникативных умений учащихся активно разрабатывается в методике преподавания иностранных языков, в том числе РКИ. Привлечение видеоматериалов для формирования коммуникативных умений школьников в процессе обучения русскому (родному) языку рассмотрено недостаточно [1, с. 442].
В современной школе на уроках русского языка используются разные типы видеоматериалов: видеолекции, видеоуроки, фрагменты художественных фильмов, социальная реклама, короткометражные фильмы, эпизоды из «Ералаша», клипы и т. д. Думается, что еще одним типом видео, который может быть использован на уроках русского языка (для формирования коммуникативных умений), может стать видеосюжет, снятый не профессионалом, а любителем, случайным прохожим, видеосюжет, в котором в качестве героев — обычные люди, в качестве истории — эпизод из обычной жизни. Такие ролики, как правило, имеют непродолжительный хронометраж. Иногда сопровождаются закадровым текстом, музыкой. Как правило, выкладываются в общий доступ, обычно в популярные соцсети. И сразу встает вопрос: какова методика работы с таким видеоматериалом? Методика использования видеоматериала традиционно включает в себя три этапа работы (допросмотровый, демонстрационный и послепросмотровый), каждый из которых имеет свои задачи. Эта методика применяется, если в качестве видеоконтента используются специальные учебные видео. А если это другой вид видеоматериала? Если это не специальный учебный видеоконтент? Какие приемы работы можно использовать на каждом этапе, если видео используется с целью развития коммуникативных умений обучающихся?
Приведем пример использования неучебного видео на уроке русского языка в 8 классе. В центре внимания на данном уроке — деепричастие.
Для занятия было выбрано видео продолжительностью 18 секунд. Ролик был размещен в одной из групп в социальной сети «ВКонтакте». В видео запечатлен эпизод из жизни мальчика: прицепив к своему велосипеду санки, на которых сидит собака, мальчик начинает движение по заснеженной дороге. Как показывает практика, школьники с большим интересом относятся к таким роликам, в которых изображаются их сверстники, занятые обычными делами.
На первом этапе (до просмотра видео) предлагаем учащимся несколько заданий на основе фрагмента из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
В данном фрагменте ученики находят одиночные деепричастия и деепричастные обороты.
Далее происходит подготовка обучающихся к восприятию видеоматериала. Первая установка: после просмотра ролика объяснить, что общего у ролика с фрагментом романа А. С. Пушкина. Вторая установка: зафиксировать в виде глаголов основные действия героев ролика и в виде деепричастий — добавочные. Можно предложить ученикам во время просмотра записывать глаголы и деепричастия в специальную форму:
Герой 1 |
Герой 2 |
||
Глаголы |
Деепричастия |
Глаголы |
Деепричастия |
Основная задача второго этапа — активное восприятие и осмысление информации видеоматериала. Возможен повторный просмотр со стоп-кадром. На данном этапе проводится беседа по содержанию видеоматериала. Используются следующие методические приемы, направленные на выявление содержательной и смысловой информации видеоматериала:
– определение темы видеоматериала;
– выявление сюжетной линии, пересказ сюжета;
– характеристика героя;
– характеристика взаимоотношений героев;
– выявление деталей, моментов, характеризующих героев.
Описывая и комментируя увиденное в ролике, восьмиклассники легко и непринужденно начинают диалог. Они не только выражают свое отношение к увиденному, но и обращаются к своему жизненному опыту, говорят о своих любимых занятиях во время зимних прогулок. Обсудив сюжет, ученики переходят к настроению, которым проникнуто видео. И в этот момент разговор выходит на другой уровень, так как ученики начинают говорить о фигуре человека, оставшегося за кадром, — о том, кто заснял этот эпизод. Может, это родители мальчика, может, незнакомые люди, случайный человек, который в этот момент почему-то выглянул в окно. Что он почувствовал, что вспомнил, когда увидел, как мальчик везет на санках собаку? Таким образом переходим к третьему этапу работы. На нем используются следующие методические приемы:
– придумывание начала / продолжения сюжета, биографии героев, предыстории (как подружились мальчик и собака),
– составление монолога (от лица человека, снимающего эпизод / от имени собаки / от лица мальчика),
– составление субтитров,
– групповой творческий проект.
Эти задания выполняется учениками в парах или группах. Грамматическая задача, поставленная перед учениками: использовать в своих текстах деепричастия и деепричастные обороты.
Таким образом, неучебный видеоматериал позволяет моделировать речевые ситуации на уроке русского языка, стимулирует монологические (устные, письменные) высказывания, диалог обучающихся с учителем и друг с другом.
Литература:
1. Олесова, А.П., Бурцева, Д. Р. Формирование коммуникативных умений обучающихся с использованием видеоматериалов на уроках русского языка [Текст] / А. П. Олесова // Педагогика. Вопросы теории и практики. — 2021. — Том 6. Выпуск 3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-umeniy-obuchayuschihsya-s-ispolzovaniem-videomaterialov-na-urokah-russkogo-yazyka