Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования
Авторы: Гущин Михаил Вадимович, Киреев Олег Анатольевич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
XXVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2022)
Дата публикации: 04.04.2022
Статья просмотрена: 219 раз
Библиографическое описание:
Гущин, М. В. Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования / М. В. Гущин, О. А. Киреев. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 31-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/434/17068/ (дата обращения: 16.11.2024).
В современных условиях модернизации среднего, высшего и дополнительного профессионального образования остро ставится вопрос не только о подготовке специалиста как носителе определённой суммы знаний, навыков и умений, но и о его развитии как субъекта, способного выстраивать конструктивные межличностные отношения с другими субъектами профессиональной деятельности.
Анализ различных образовательных программ свидетельствует о том, что в них, помимо целей формирования профессиональных компетенций, сформулированы цели формирования коммуникативных компетенций, например:
— эффективного общения с коллегами и руководством;
— построения деловых коммуникаций;
— владения коммуникативными технологиями;
— бесконфликтного взаимодействия в профессиональном коллективе и т. п.
В связи с этим, необходимо отметить, что становление специалиста в условиях реализации образовательных программ на всех уровнях профессиональной подготовки невозможно без формирования у него элементов коммуникативной культуры.
Опираясь на исследования К. А. Абульхановой-Славской, А. А. Деркача, Н. В. Кузьминой, понятие «коммуникативная культура» можно интерпретировать как стиль организации коммуникативной деятельности субъектов профессиональной деятельности [1] и как меру коммуникативной компетентности личности профессионала [3].
В этом плане мы разделяем точку зрения А. В. Мудрика в том, что коммуникативная культура выступает как элемент профессиональной культуры личности и представляет собой систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении [5].
Таким образом, в нашем понимании коммуникативная культура в профессиональной сфере проявляется:
— в соблюдении участниками общения этических и моральных норм поведения;
— в компетентности участников общения поддерживать атмосферу психологического комфорта, позитивно влиять друг на друга и управлять конфликтными (спорными, трудными) ситуациями.
Поэтому, процесс формирования коммуникативной культуры в системе профессионального образования должен строиться в соответствии с педагогическими принципами: активности; диалогичности; педагогической обусловленности; многомерности; полиструктурности; открытости образовательной системы [7].
Современным методом формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования является трансактный анализ (от англ. transaction — сделка). Применение простейших коммуникативных и психологических средств трансактного анализа в ежедневном общении, позволяет его участникам регулировать коммуникативный процесс, не позволяя ему обретать деструктивные (конфликтные) формы межличностного взаимодействия. То есть совершается, своего рода, «сделка в общении». А для этого необходимо все ситуации общения подвергать анализу.
Обучение методу трансактного анализа в системе профессионального образования строится на интерактивной основе в рамках дисциплины (спецкурса, отдельной темы) «Основы делового общения» («Деловое общение», «Основы управления конфликтом» и т. п.).
Мы полностью разделяем позицию И. В. Плаксиной в том, что интерактивная деятельность на занятии предполагает организацию и развитие диалогового общения, даёт возможность обучающимся проявлять активность, раскрывать свои способности, навыки публичного выступления и аргументации собственного мнения [6].
Опираясь на опыт преподавания психолого-педагогических дисциплин, технологический компонент изучения основ трансактного анализа в рамках дисциплины «Основы делового общения» можно представить в виде последовательных интерактивных занятий (таблица 1).
Таблица 1
Содержание занятий по теме «Трансактный анализ как метод конструктивного общения в профессиональном коллективе
№ п/п |
Наименование занятий и учебных вопросов |
Количество часов |
Вид занятия |
1. |
Тема «Трансактный анализ как метод конструктивного общения в профессиональном коллективе» знать: сущность трансактного анализа; сущность основных трансакций в профессиональных коммуникациях; общую схему применения трансактного анализа; особенности применения коммуникативных и психологических средств трансактного анализа; уметь: анализировать коммуникативные ситуации профессиональной деятельности; применять коммуникативные и психологические средства трансактного анализа |
14 |
|
1.1. |
Занятие «Введение в теорию и практику трансактного анализа» |
4 |
Интерактивное групповое занятие |
1.2. |
Занятие «Средства трансактного анализа» |
4 |
Интерактивное групповое занятие |
1.3. |
Занятие «Практика применения трансактного анализа в профессиональных коммуникациях» |
6 |
Практическое занятие |
На занятии № 1.1. «Введение в теорию и практику трансактного анализа» преподаватель, опираясь на основные идеи трансактного анализа, изложенные в трудах Э. Берна [2], а также его последователей [4], в интерактивной форме:
объясняет суть трансактного анализа;
формулирует основные понятия трансактного анализа ( коммуникатор; адресат; стимул; реакция; трансакция );
раскрывает проявления эго-состояний личности ( «Родитель», «Взрослый», «Ребёнок» ) в профессиональных коммуникациях;
используя элементы социально-психологического тренинга, раскрывает смысловое содержание основных трансакций ( параллельных, перекрёстных, угловых, скрытых) в профессиональных коммуникациях.
Необходимо отметить, что положительный эффект занятия будет достигнут только в том случае, когда преподаватель использует наглядные ситуативные модели из реальной жизнедеятельности обучающихся. Это повышает интерактивность занятия, активизирует аналитическую деятельность обучающихся, создаёт благоприятную коммуникативную атмосферу сотрудничества и открытости на занятии.
Занятие № 1.2. «Средства трансактного анализа» преподавателю целесообразно провести в следующей технологической последовательности.
- Представить в графической форме общую схему применения трансактного анализа на практике, например (рис. 1):
Рис. 1. Общая схема применения трансактного анализа на практике
- Используя элементы социально-психологического тренинга, объяснить смысловое коммуникативной ситуации, которая имеет деструктивный итог. Необходимо отметить, что деструктивные отношения будут складываться между партнёрами по общению, когда в них задействованы эго-состояния «Родителя» ( Р ) и «Ребёнка» ( Реб ), а эго-состояние «Взрослого» ( В ) выключено из этого процесса.
- В интерактивной форме, используя примеры из профессионального опыта, сформулировать последовательные шаги конструктивного переигрывания коммуникативной ситуации:
— объективный анализ коммуникативной ситуации;
— переход на позицию «Взрослого» (В) ;
— конструирование оптимальной модели общения (В↔В) за счёт использования коммуникативных или психологических средств, которые наиболее эффективны в конкретной ситуации.
- Используя элементы социально-психологического тренинга, раскрыть особенности практического применения коммуникативных и психологических средств, обеспечивающих конструктивное взаимодействие партнёров по общению в деловых коммуникациях. На современном этапе развития трансактного анализа накоплен богатый их применения.
Учитывая собственный опыт применения трансактного анализа на практике, в качестве рекомендуемых методов, приёмов и техник, которые обеспечивают взаимодействие партнёров по общению в деловых коммуникациях на уровне «Взрослый» ↔ «Взрослый» (В↔В), нами предлагаются:
— метод «Парафраз»;
— техника мотивирования;
— техника задавания вопросов;
— приём психологической амортизации»
— приём тотального «Да»;
— приемы использования позитивного синонима и подходящей ситуации;
— методы эмоционального рефрейминга и др.
Необходимо отметить, что рекомендуемые средства трансактного анализа не универсальны. Выбор того или иного средства зависит от конкретной коммуникативной ситуации. Поэтому предложенный перечень методов, приёмов и техник может изменяться и дополняться.
Занятие № 1.3 «Практика применения трансактного анализа в профессиональных коммуникациях» предполагает практическое решение ситуационных задач с использованием коммуникативных и психологических средств трансактного анализа.
В ходе данного занятия активно используются элементы социально-психологического тренинга и ролевых игр. Его практическая ценность обеспечивается вовлечением обучающихся в конкретные ситуации предполагаемой профессиональной деятельности, в которых они, проигрывая роли различных должностных лиц, моделируют наиболее оптимальные варианты взаимодействия с партнёрами по общению.
Таким образом, применение технологий трансактного анализа в системе профессионального образования способствует формированию коммуникативной культуры обучающихся как основы их личностно-профессионального становления.
Литература:
- Абульханова-Славская К. А. Мотивационное поведение и формирование личности / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1976. — 158 с.
- Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии / Э. Берн. — М.: Академический проспект. — 320 с.
- Деркач А.А, Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. — М.: РАУ, 1993. — 32 с.
- Мосс Д. Игры, в которые мы все играем. Тренинг по системе Эрика Берна. 40 упражнений, чтобы понимать людей, воздействовать на них, освободиться от негативного сценария / Д. Мосс. — М.: Астрель, 2012. — 152 с.
- Мудрик А. В. Социализация и смутное время / А. В. Мудрик. — М.: Знание, 1991. — 80 с.
- Плаксина И. В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: метод. пособие / И. В. Плаксина; ВлГУ им. А.Г. и Н. Г. Столетовых. — Владимир: ВлГУ им. А.Г. и Н. Г. Столетовых, 2014. — 163 с.
- Сморчкова В. П. Формирование коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки в вузе: Автореф. дис.... д-ра пед. наук / В. П. Сморчкова — М., 2007. — 46 с.