Метод интеграции как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Боброва, Н. В. Метод интеграции как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Н. В. Боброва, В. В. Евдокимова, О. Н. Спицына. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/437/17099/ (дата обращения: 16.11.2024).



Воспитание человека, любящего свою Родину, — актуальная проблема современного общества. К сожалению, у подрастающего поколения в последние годы наблюдается сниженный интерес к истории своей страны, к культурно-историческому наследию.

С дошкольного возраста необходимо пробуждать в детях любовь к родной земле, прививать чувство гордости за достижения родной страны.

Интенсивные изменения окружающей жизни диктуют нам необходимость в выборе эффективных средств воспитания и обучения. Патриотическое воспитание является неотъемлемой составляющей духовно — нравственного развития личности ребёнка. Мы осуществляем это направление средствами дополнительного образования.

Воспитательные и коррекционно-развивающие возможности кружковой работы широки, а интеграция разных образовательных областей способствует комплексному воздействию на ребёнка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон.

Устранение общего недоразвития речи предполагает осуществление комплексного воздействия на все стороны речи дошкольника. Для приобретения у детей комплекса речеведческих умений и навыков используем современный метод интеграции разных образовательных областей.

Интеграция содержания социально-коммуникативного, речевого, познавательного развития и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребёнка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон, расширению речевых возможностей. Происходит это на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого в разных формах деятельности с использованием средств выразительности, специфических для той или иной деятельности (2, с. 29).

Основными особенностями интегрированного метода в речевом развитии детей является интеграция разных видов деятельности: речевой, познания, изобразительной, игровой и музыкально-двигательной. Интегративный подход позволяет обеспечить условия для организации познания в рамках целостного процесса, где ребёнок осваивает базовые речевые категории в разных образовательных сферах.

Форма проведения интегрированной образовательной деятельности нестандартна и интересна.

В процессе любой образовательной деятельности используем речедвигательные элементы. Интеграция с двигательной деятельностью происходит на основе популярной сегодня ритмической гимнастики. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика представляет собой интегрированную систему средств ритмической гимнастики, сюжетно-ролевых игр и сказочных сюжетов речедвигательных упражнений. Основными компонентами воздействия на организм и личность ребёнка являются: движение, игра, сюжет, музыка. Движение направлено на развитие физических качеств, и функциональных возможностей организма ребёнка, а также воспитание выразительности, формирование базы и культуры движения. Движения сопровождаются словами.

В качестве музыкального оформления в любой деятельности используются фонограммы музыкальных сказок или музыкальные композиции. В свою очередь музыкальная деятельность решает коррекционные речевые задачи. Музыка — более доступна ребёнку, в процессе слушания музыки формируется восприятие музыкальных образов, дети учатся соотносить их с литературными и выразительными образами. Разучивание песен обогащает и закрепляет лексический запас ребёнка. Музыкальные произведения побуждают ребёнка к сопереживанию, размышлению. Музыковеды, пишут о сходстве словесной и музыкальной речи. Сходство это — в интонациях, в паузах и движениях. В музыкальном произведении и в речи настроения грусти и радости всегда внешне оформлены в интонации, ритме (3, с.25). Всё это роднит музыкальную и словесную речь.

Художественно-эстетическое и речевое развитие, связывается художественным и речевым образом. Изобразительное искусство способствует развитию наблюдательности, внимания, детализации воспринимаемого изображения, умения подмечать признаки, особенности персонажей, вырабатывает видение данного объекта и развивает речь. Использование изобразительных средств помогает закрепить лексическую тему. Продуктивные виды деятельности способствую развитию сенсорных эталонов, реализации впечатлений, коммуникативных навыков. Дети рисуют, лепят, моделируют, закрепляют свои знания и расширяют речевые возможности.

В познавательной и изобразительной деятельности связующим звеном выступают образ, явление. Это обеспечивает развитие познавательных процессов у детей, формирует творческий подход. Ознакомление с окружающим миром — систематизирует и углубляет знания о предметах и явлениях, формирует интерес к различным формам познания мира: моделированию и экспериментированию, наблюдению, чтению, обсуждению, и к продуктивной деятельности (2, с. 23).

Использование различных видов работы в процессе интегрированной деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, снижает утомляемость, перенапряжение детей за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, памяти и речи. Что позволяет говорить о достаточной эффективности интегрированной образовательной деятельности. Она раскрывает значительные педагогические возможности. Интегрированный подход в развитии детей с речевыми нарушениями позволяет решать задачи из разных областей. В процессе такой деятельности знания детей дополняются и обогащаются, что позволяет сэкономить время для организации коррекционной деятельности.

Опыт работы показал, что, например, фольклорные интегрированные занятия оказывают положительное нравственное влияние на детей, повышают их активность, интерес к истории, традициям русского народа.

В процессе работы используем богатый речевой материал: художественные произведения, пословицы, поговорки, потешки о природе, дружбе, родном крае.

Примеры героических поступков в произведениях способствуют пониманию, что великие мужественные поступки совершаются из любви к близким, к народу, к краю, Отчизне.

Метод интеграции за счёт переключения на разные виды деятельности, позволяет добиться эффективности в коррекционной работе с детьми с ОНР, способствует решению задач из разных областей, в том числе и важной задачи патриотического воспитания детей через дополнительное образование в современных условиях ФГОС ДО.

Таким образом, средствами дополнительного образования мы воспитываем патриотизм, уважение к людям и земле, на которой живёт ребёнок, развиваем чувство ответственности и гордости за достижения своей Родины.

Литература:

  1. Громова О. Е. Инновации — в логопедическую практику. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. … Составитель сборника кандидат педагогических наук, доцент О. Е. Громова.- М.: Линка- ПРЕСС, 2008 -232с
  2. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Метод. Пособие / Н. В. Корчаловская, Г. Д. Посевина. Ростов н/Д, 2004.
  3. Сажина С. Д., Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2008.-128с.

Похожие статьи

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Поликультурное воспитание как фактор социализации младших школьников с ОВЗ

Конструирование в системе комплексного сопровождения детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Патриотическое воспитание как средство познавательной активности у детей с ОВЗ

Реализация парциальной программы как педагогическое условие воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Поликультурное воспитание как фактор социализации младших школьников с ОВЗ

Конструирование в системе комплексного сопровождения детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Патриотическое воспитание как средство познавательной активности у детей с ОВЗ

Реализация парциальной программы как педагогическое условие воспитания толерантного отношения у детей 6–7 лет к людям других национальностей

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста