Здоровьесберегающая деятельность как ценность и условие коррекционно-образовательного сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР
Авторы: Беспалова Раиса Леонидовна, Долгова Ольга Николаевна, Тяговская Елена Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XXVII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2022)
Дата публикации: 12.04.2022
Статья просмотрена: 9 раз
Библиографическое описание:
Беспалова, Р. Л. Здоровьесберегающая деятельность как ценность и условие коррекционно-образовательного сопровождения детей дошкольного возраста с ОНР / Р. Л. Беспалова, О. Н. Долгова, Е. Н. Тяговская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 23-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/437/17100/ (дата обращения: 16.11.2024).
За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика работы в дошкольном учреждении подтверждают рост детей с нарушениями речевого развития. Наиболее сложное и тяжелое речевое расстройство носит название «Общего недоразвития речи» (ОНР). Включает в себя не только дефекты речевой деятельности, но и недостаточно развитые психические процессы. Результаты обследования детей, поступивших в группу компенсирующей направленности, показали также снижение уровня соматического здоровья воспитанников.
Так, из 23 детей с первой группой здоровья — 0 детей, со второй — 15, относятся к часто болеющим, 8 детей имеют 38 третью группу здоровья, имеют хронические заболевания. В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия с семьей воспитанников. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования.
Для эффективности коррекционной работы, способствующей профилактике и коррекции психофизического и речевого развития, разработан проект «Здоровая семья — здоровый ребенок». Данный проект направлен на разработку интерактивных форм и методов, объединяющих усилия педагогов и родителей на оздоровление детей, и коррекцию речи. Преемственность в проведении оздоровительных мероприятий между детским садом и семьей — важнейшее условие успешной работы с детьми с ОНР.
Воздействие на образ жизни ребенка осуществляем путем просвещения родителей и вовлечением их в проектную деятельность. Организуем анкетирование, родительские собрания, беседы, консультации с участием специалистов, различные семинары, выставки, дни открытых дверей, совместные праздники и развлечения, за счет чего повысился уровень компетенции в вопросах здоровьесбережения у родителей.
Коррекционная работа строится на данных индивидуального обследования ребенка, адекватном выборе физкультурно-оздоровительных и коррекционных мероприятий, динамическом контроле их эффективности. На основании данных разрабатываем индивидуальный маршрут для каждого ребенка. Используем традиционные методы оздоровления детей: комплекс закаливающих процедур, различные виды гимнастик — утренняя, после дневного сна, самомассаж, на релаксацию, физкультурные упражнения, подвижные игры и самостоятельная двигательная деятельность детей в различных режимных моментах.
Работа по проектной деятельности позволила создать условия построения жизненного пространства воспитанников, осуществила отбор и классификацию игр по медико-педагогическим характеристикам, влияющих на улучшение физического и психического состояния здоровья детей, а также речевого развития воспитанников. Для достижения оптимальных результатов работы с детьми с речевыми нарушениями сохранения и укрепления здоровья, как во время проведения НОД, так и в свободное время применяем здоровьесберегающие технологии, которые подобраны и классифицированы согласно тематическим событиям.
Особое внимание уделяем играм на развитие дыхания. Использование таких игр повышает общий жизненный тонус, сопротивляемость и устойчивость организма к простудным заболеваниям, развивает мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает кровообращение.
Правильное дыхание является важнейшим условием формирования правильной речи. Это плавный, длительный выдох, четкая, не напряженная артикуляция. У детей с нарушением речи речевое дыхание и четкость речи обычно нарушено. Дыхание поверхностно, аритмично. Для получения правильного речевого дыхания применяем упражнения, которые способствуют выработке длительного выдоха: «Буря в стакане» (дуем в трубочку в стакан с водой); «Ветерок в бутылке» (дуем в трубочку в бутылку с конфетти); «Футбол» (дуем на шарик, стараясь попасть в ворота); «Снегопад» (дуем на кусочки ваты). Тренировка продолжается в течение всего времени нахождения ребенка в группе и закрепляется дома.
Для поддержания интереса используем упражнения с движением и звукоподражанием: «Солнышко». Утром встало солнышко: «А-а-а» (тихо — громко) И разбудило лисоньку: «О-о-о» (ласково) Проснулся волк: «У-у-у» (сердито) Расправил свои иголки ежик: «Ы-ы-ы» (отрывисто) Используем игры на развитие общей моторики — речедвигательные упражнения. Используем различные детские стихотворения, сопровождая их движениями. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их выразительность. Например, тематическое событие — транспорт «Самолет построим сами»; зима «Мы погреемся немножко»; дикие животные — «Мишка косолапый» и др.
Систематически включаем в работу игры на развитие мелкой моторики, которые, имеют важное значение для общего физического и психического развития ребенка. Психологи, педагоги, физиологи, медики в частности, подчеркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных и трудовых умений, овладение родным языком, развития первоначальных навыков письма и др.
По словам великого немецкого мыслителя И. Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы руки подобны высшим отделам 40 коры мозга, обеспечивающим работу мысли и функции речи. Используем различные пальчиковые гимнастики — Птицы «Со мной здоровался петух»; Фрукты «В сад за сливами» Ягоды, грибы «По грибы» и др. Применяем су-джок-терапию, рисование в воздухе кистями и пальцами рук, обводка шаблонов и штриховка изображений на индивидуальных и подгрупповых НОД.
Проведение графических диктантов в подготовительной к школе группе, упражнения в «сухом бассейне», с мелким раздаточным материалом. Кинзеологические игры и упражнения направлены на формирование межполушарного взаимодействия. С этой целью используем комплекс кинезеологических упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка», «Ухо — нос», «Замок». А также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
Игры на развитие мелких мышц лица и мимики способствуют снятию напряжения в речедвигательном аппарате и развивают внимание, память и внимание. Особенно эффективны в сочетании с дыхательной и пальчиковой гимнастикой. Выполнение мимической гимнастики включает ряд упражнений: надуть щеки, втянуть щеки, закрыть глаза поочередно, поднять брови и т. д. Для поддержки интереса упражнения на развитие мышц лица и мимики выполняем под текстовое сопровождение.
Анализ эффективности использования здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционной, профилактической и развивающей работы с детьми с ОНР показал улучшение показателей физического здоровья и общего состояния здоровья, выявилась положительная динамика в развитии основных видов движений и физических качеств, повысилась умственная и физическая работоспособность, что способствовало решению коррекционных задач: формирование и уточнение словаря, развитие слухового и фонематического восприятия, улучшение артикуляции всех изучаемых звуков, звукопроизношение, развитие графо-моторных навыков, развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Таким образом создание и использование комплексной системы работы по здоровьесбережению является перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР. Отбор и классификация игр оптимизируют процесс коррекции речи, и способствуют оздоровлению всего организма.
Литература:
- Николаева Е. И., Федорук В. И., Захарина Е. Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: методическое пособие. — СПб.: ООО «Издательство» Детство — Пресс» 2015. — 2014
- Потанчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2007
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. — М., 2000.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. — М.: Просвещение, 2008.
- «Игры, которые лечат» под ред. А. С. Галованова. Москва. ТЦ Сфера 2007