Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)
Авторы: Демидова Юлия Сергеевна, Гоголь Елена Леонтьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
XXVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2022)
Дата публикации: 24.04.2022
Статья просмотрена: 49 раз
Библиографическое описание:
Демидова, Ю. С. Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска) / Ю. С. Демидова, Е. Л. Гоголь. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 6-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/440/17133/ (дата обращения: 16.11.2024).
Центральная часть Сибирского региона стала колыбелью самого живописного и экологически чистого места на берегу Бердского залива, где расположилось Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка».
Историческое начало дошкольного учреждения тесно связаны с историей самого города Бердска. Которое берет свое начало с 1947 года в старом городе, когда были открыты ясли № 3 Горздрава; впоследствии их передали в ведомство радиозавода, в 1962 г. переименовали в ясли-сад № 16. Примечательно, что участок соснового леса, где он располагался изначально, не пострадал во время переноса города на новое место в связи с затоплением при строительстве Новосибирской ГЭС. МАДОУ ЦРР№ 16 находится в живописном месте, на берегу реки Бердь с большим разнообразием древесных и кустарниковых видов растений, обилие цветников, лужайка с водоемом, сад и огород. Земельный участок площадью 2,7 гектара с оборудованными по количеству групп прогулочными площадками, общей спортивной площадкой со спортивно-игровым комплексом.
В настоящее время детский сад — современная образовательная организация, которая пользуется заслуженным авторитетом в городском сообществе.
Предметом особой гордости учреждения является:
– уникальное природное окружение, представленное разнообразием растительного мира: сосновым бором, лугом, цветниками;
– деревянные скульптуры, изготовленные народным умельцем Ивлевым Сергеем Анисимовичем по мотивам персонажей сказок А. С. Пушкина;
– неповторимый облик детскому саду так же, придают холлы, игровые комнаты, спальни и другие помещения, расписанные талантливой художницей, членом союза художников России, Хельгой Владимировной Гамма.
Руководитель: Золотухина Оксана Николаевна. Талантливый руководитель и замечательный стратег. Под ее чутким руководством детский сад процветает.
Коллектив детского сада гордится своей славной историей, его достижениями и нацелен на новые свершения в контексте современных требований к содержанию и результатам дошкольного образования. Недаром в «Программе развития ДОУ» отмечено, что МАДОУ ЦРР № 16 «Белочка» — «детский сад — для всех, детский сад — для каждого». Здесь каждому входящему всегда сопутствует удача и успех.
В этом году детскому саду исполняется 75 лет!
В период инноваций в образовании реформы коснулись и детского сада. Инклюзивное образование послужило основой для формирования педагогической толерантности. Организуются этапы индивидуального подхода к развитию личности ребенка. Модернизация ведет к трансформации системы дошкольного образования в целом, что подразумевает создания благоприятных условий для развития детей в соответствие с их особенностями. Основой при организации образования выступает ориентация на процессы и компетенции, и на развитие совокупности их качеств. Обеспечивая готовность, личностные ориентированности и индивидуальные особенности, в соответствие с федеральным государственным стандартом дошкольного образования сформирована предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении СЕГОДНЯ — это комплекс условий, который обеспечивает развитие детей в ДОУ.
Развивающая предметно-пространственная образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
– взаимодействие участников педагогического процесса;
– развивающая предметно-пространственная среда;
– содержание дошкольного образования.
Каждый год повышается число детей с особыми образовательными потребностями, а дошкольное учреждение повышает свои стандарты.
Детский сад сегодня — это просторное светлое здание с современной развивающей предметно-пространственной средой. Каждый день в нем широко распахнуты двери тринадцати групп, в которых детей с нетерпением ждут приветливые и заботливые взрослые. В детском саду имеется:
– 2 — комбинированной направленности для детей с тяжелым нарушением речи, 2 — комбинированной направленности для детей с ЗПР,
– 3- группы оздоровительной направленности для детей с нарушением ОДА и 1 группа оздоровительной направленности для детей с ЧДБ;
– 5 групп общеразвивающей направленности;
– 22 ребенка со статусом ОВЗ.
При построении образовательной среды в учреждении учитываются принципы:
– Принцип взаимодействия — взаимодействие среды и общества разных возрастов. Это взаимодействие обеспечивает гармоничное развитие.
– Принцип развития — взаимосвязь всех сторон личностного развития; включая личностное ориентирование для создания ситуации развития.
– Принцип психологической комфортности и здоровьесбережения — обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия» и комфорта. Формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
– Принцип доступности — доступность для воспитания в условиях работы ДОУ.
Алгоритм взаимодействия принципов образовательной среды
В современной педагогике стало привычным выражение «личностная ориентированность» что открывает перед нами в новом свете принцип взаимодействия. Подобное взаимодействие профессиональной и личностной ориентированности невозможна без профессионального развития.
Принципы взаимосвязаны и опираются на педагогические каноны в современном дошкольном образовании. Существование одного составляющего невозможно без остальных.
В трудах Л. С. Выготского «социальная ситуация развития ребенка» широко освещается система отношений ребенка с окружающим миром в возрастной системе развития. Именно ситуация социального развития обусловлена личностным ростом индивида. Идеальный алгоритм формирования здоровой и полноценной личности, сочетание среды и общества, позволяющие гармонично развиваться.
В детском саду работает слаженный, профессионально грамотный и педагогически образованный коллектив единомышленников.
Детский сад «Белочка» традиционно силен своей методической службой, главным результатом работы которой стало формирование стабильного, высокопрофессионального педагогического коллектива, настроенного на развитие и совершенствование.
Качество образовательных услуг обеспечивает солидное программно-методическое сопровождение: Основная образовательная программа ДОУ, рабочие программы по разным направлениям образовательной деятельности, разработанные воспитателями; адаптированные программы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи.
Мощным средством консолидации педагогического коллектива в режиме инноваций стала реализация долгосрочного профессионального проекта «Моделирование мыслительных действий как средство речевого развития дошкольников с использованием методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ (2013–2018гг.)», предполагающая глубокое осмысление, освоение игровых методов и приемов данной технологии и использование их в образовательной деятельности. Уже сегодня практика показывает правильность выбора данного инновационного направления деятельности и его хорошую результативность. ТРИЗ — это интересно, современно и чрезвычайно перспективно. Детский сад входит в состав областного Центра сопровождения внедрения технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ в образовательный процесс ДОО с 2016 года. Детский сад сегодня является Региональной инновационной площадкой по изучению и внедрению образовательной технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ, активно сотрудничает с Международной ассоциацией «Волга-ТРИЗ».
Коллектив МАДОУ ЦРР — неоднократный победитель конкурсов, фестивалей, олимпиад различного уровня. Воспитанники детского сада занимают призовые места и успешны при обучении в школе.
Образовательная среда во многом обуславливает взаимодействие педагогического процесса и формирует содержание.
Иными словами, образование и среда ВЧЕРА — СЕГОДНЯ — ЗАВТРА и есть место встречи личности с обществом разных возрастных категорий и согласование общего направления образовательных субъектов, сложившихся исторически. Так же Центр развития ребёнка является благотворной средой для начинающих педагогов и воспитателей.
Важной составляющей образовательной среды ДОУ являются родители воспитанников — полноправные участники образовательных отношений. Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется по четырем основным направлениям: педагогический мониторинг, педагогическая поддержка, педагогическое образование и совместная деятельность педагогов и родителей.
Группы детского сада оснащены всем необходимым для полноценного развития воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В каждой возрастной группе дополнительно имеется развивающий центр «Я познаю мир» технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ и уголки развития В. В. Воскабовича. Дети могут в легкой доступности в режимных моментах применить на практике любое из пособий, они легко трансформируются и имеют широкую направленность развития.
Бассейн — назначение помещение оздоровительная плавательная физкультура. Так же в бассейне под руководством профессиональных специалистов проводятся коррекционные занятия с детьми с ОВЗ по авторской программе «Здоровье в капельках воды».
Музыкальный зал — предназначен для проведения тематических мероприятий, праздников, музыкальных занятий.
Неотъемлемой частью жизни детей в детском саду является музыка, которая встречает каждого ребенка, сопровождает в разных видах деятельности, помогает выразить себя в танце, песне, собственных импровизациях при игре на музыкальных инструментах, в театрализованной деятельности. Умелое взаимодействие музыкального руководителя, хореографа и других педагогов способствует раскрытию творческого потенциала многих детей, дает им бесценный опыт публичных выступлений и возможность прожить «ситуацию успеха», которая окрыляет и не забывается никогда.
Кружки — Исходя из интересов семей воспитанников, в детском саду организованы дополнительные образовательные услуги; работают кружковые объединения «Танцуем с радостью» (хореография), «Кисточка-волшебница», «Волшебные шахматы», театральная студия «Радуга». Дети, занимающиеся в них, всегда очень достойно выглядят при проведении городских соревнований, выставок, фестивалей и конкурсов. Показательно, что многие из них, выходя из стен детского сада, продолжают заниматься любимым видом деятельности и добиваются высоких результатов в художественном чтении, музыке, танцах, спорте и изобразительной деятельности.
Зал физической культуры — в ДОУ созданы хорошие условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Современный спортивно-оздоровительный комплекс представлен залом для занятий физической культурой, утренней и корригирующей гимнастикой. Это отличное место для проведения физкультурных досугов и спортивных праздников. Дополнительные помещения: для хранения инвентаря, проведения массажа, подготовки педагогов к занятиям с детьми и другие создают атмосферу уюта, удобства и комфорта для взрослых и детей.
Кабинет педагога-психолога и логопеда.
Основное назначение — оказание своевременной консультативно-методической помощи, а также абелитами.
Индивидуальные занятия с логопедом и психологом помогают детям преодолеть неуверенность в собственных силах, почувствовать себя самодостаточными членами детского сообщества. Занятия с использованием светового стола, песочницы; удивительные игрушки и пособия погружают ребенка в мир игры, дарят хорошее настроение и самочувствие, помогают преодолеть имеющиеся проблемы в развитии.
ИЗОстудия — предназначена для развития творческого потенциала детей.
Интересная и разнообразная деятельность ожидает детей в изостудии. Здесь каждый ребенок чувствует себя необычайно успешным и талантливым. Каждому приятно увидеть свою работу на выставке детских рисунков и получить заслуженную похвалу. Рисунки и другие продукты детской деятельности являются важными компонентами развивающей среды и всегда широко представлены в интерьере детского сада. Они являются украшением и предметом гордости детей, содержат богатый образовательный потенциал. Это могут быть индивидуальные и групповые выставки, посвященные великим событиям и датам в жизни страны, и жизнью самого детского сада.
Комната русского быта — уникальным местом в детском саду, в котором собраны предметы старины, воссоздан облик «русской избы». Семьи воспитанников внесли свой бесценный вклад в ее оснащение, передав многие семейные реликвии для экспозиции в этом самом настоящем музее русского быта и культуры.
Кабинет логопеда и дефектолога
В кабинете имеется место — зона для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком, так и место для подгрупповой работы.
Организация пространства позволяет дошкольникам свободно подобрать для себя занятие по интересам (направление урока), помогает снять эмоциональное напряжение и пробудить познавательный интерес.
Группы для детей с ЗПР
Для организации пространства в группах для детей с ЗПР в первую очередь учитывались основные потребности и особенности детей.
Пространство групп зонировано, оснащено развивающими материалами и дидактическими пособиями.
Группы для детей с ТНР
При отборе содержания развивающей предметно-пространственной среды для занятий, ориентируемся на «зону ближайшего развития», то есть на потенциальные возможности детей.
Развивающая предметно-пространственная среда насыщается содержанием, рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка. Для мальчиков и для девочек подобран соответствующий игровой материал. Развивающая среда в группах соответствует требованиям ФГОС ДО, и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Детский сад уникальное учреждение. Начиная со своей истории, которая сформировала удивительный мир детской сказки. И объединяет в себе инновационные платформы развития, исторические фольклорные традиции, функциональную экологическую зону и сплочённый коллектив детского сада. Так же полноправными участниками образовательного процесса в ДОУ являются родители воспитанников, в которых педагоги всегда видят своих помощников и единомышленников.
И, наверное, неспроста хранителем традиций детского сада является «Белочка» — подвижный, юркий рыжеватый зверек, символизирующий изобилие, основанное на трудолюбии!
Всегда быть в ногу со временем, и никогда не терять связь со своим началом, вот ключ к успеху. Таким образом, образовательная среда создает не только комфортные и благоприятные условия для развития ребенка, но и является организатором процесса воспитания успешности, уверенности в безопасности и служит сопровождением в мир знаний.