Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Демидова, Ю. С. Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска) / Ю. С. Демидова, Е. Л. Гоголь. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 6-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/440/17133/ (дата обращения: 16.11.2024).



Центральная часть Сибирского региона стала колыбелью самого живописного и экологически чистого места на берегу Бердского залива, где расположилось Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка».

Историческое начало дошкольного учреждения тесно связаны с историей самого города Бердска. Которое берет свое начало с 1947 года в старом городе, когда были открыты ясли № 3 Горздрава; впоследствии их передали в ведомство радиозавода, в 1962 г. переименовали в ясли-сад № 16. Примечательно, что участок соснового леса, где он располагался изначально, не пострадал во время переноса города на новое место в связи с затоплением при строительстве Новосибирской ГЭС. МАДОУ ЦРР№ 16 находится в живописном месте, на берегу реки Бердь с большим разнообразием древесных и кустарниковых видов растений, обилие цветников, лужайка с водоемом, сад и огород. Земельный участок площадью 2,7 гектара с оборудованными по количеству групп прогулочными площадками, общей спортивной площадкой со спортивно-игровым комплексом.

В настоящее время детский сад — современная образовательная организация, которая пользуется заслуженным авторитетом в городском сообществе.

Предметом особой гордости учреждения является:

– уникальное природное окружение, представленное разнообразием растительного мира: сосновым бором, лугом, цветниками;

– деревянные скульптуры, изготовленные народным умельцем Ивлевым Сергеем Анисимовичем по мотивам персонажей сказок А. С. Пушкина;

– неповторимый облик детскому саду так же, придают холлы, игровые комнаты, спальни и другие помещения, расписанные талантливой художницей, членом союза художников России, Хельгой Владимировной Гамма.

Руководитель: Золотухина Оксана Николаевна. Талантливый руководитель и замечательный стратег. Под ее чутким руководством детский сад процветает.

http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/417de25c-11bf-492b-891f-8c6b7c86dba6.jpg

Коллектив детского сада гордится своей славной историей, его достижениями и нацелен на новые свершения в контексте современных требований к содержанию и результатам дошкольного образования. Недаром в «Программе развития ДОУ» отмечено, что МАДОУ ЦРР № 16 «Белочка» — «детский сад — для всех, детский сад — для каждого». Здесь каждому входящему всегда сопутствует удача и успех.

В этом году детскому саду исполняется 75 лет!

D:\Documents\ДОУ\интерьер д сада\IMG_2778.jpg D:\Documents\Scanned Documents\122.jpeg

В период инноваций в образовании реформы коснулись и детского сада. Инклюзивное образование послужило основой для формирования педагогической толерантности. Организуются этапы индивидуального подхода к развитию личности ребенка. Модернизация ведет к трансформации системы дошкольного образования в целом, что подразумевает создания благоприятных условий для развития детей в соответствие с их особенностями. Основой при организации образования выступает ориентация на процессы и компетенции, и на развитие совокупности их качеств. Обеспечивая готовность, личностные ориентированности и индивидуальные особенности, в соответствие с федеральным государственным стандартом дошкольного образования сформирована предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении СЕГОДНЯ — это комплекс условий, который обеспечивает развитие детей в ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:

– взаимодействие участников педагогического процесса;

– развивающая предметно-пространственная среда;

– содержание дошкольного образования.

Каждый год повышается число детей с особыми образовательными потребностями, а дошкольное учреждение повышает свои стандарты.

Детский сад сегодня — это просторное светлое здание с современной развивающей предметно-пространственной средой. Каждый день в нем широко распахнуты двери тринадцати групп, в которых детей с нетерпением ждут приветливые и заботливые взрослые. В детском саду имеется:

– 2 — комбинированной направленности для детей с тяжелым нарушением речи, 2 — комбинированной направленности для детей с ЗПР,

– 3- группы оздоровительной направленности для детей с нарушением ОДА и 1 группа оздоровительной направленности для детей с ЧДБ;

– 5 групп общеразвивающей направленности;

– 22 ребенка со статусом ОВЗ.

При построении образовательной среды в учреждении учитываются принципы:

– Принцип взаимодействия — взаимодействие среды и общества разных возрастов. Это взаимодействие обеспечивает гармоничное развитие.

– Принцип развития — взаимосвязь всех сторон личностного развития; включая личностное ориентирование для создания ситуации развития.

– Принцип психологической комфортности и здоровьесбережения — обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия» и комфорта. Формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

– Принцип доступности — доступность для воспитания в условиях работы ДОУ.

Алгоритм взаимодействия принципов образовательной среды

В современной педагогике стало привычным выражение «личностная ориентированность» что открывает перед нами в новом свете принцип взаимодействия. Подобное взаимодействие профессиональной и личностной ориентированности невозможна без профессионального развития.

Принципы взаимосвязаны и опираются на педагогические каноны в современном дошкольном образовании. Существование одного составляющего невозможно без остальных.

F:\Белочка\развивающая среда\20220406_170718.jpg

В трудах Л. С. Выготского «социальная ситуация развития ребенка» широко освещается система отношений ребенка с окружающим миром в возрастной системе развития. Именно ситуация социального развития обусловлена личностным ростом индивида. Идеальный алгоритм формирования здоровой и полноценной личности, сочетание среды и общества, позволяющие гармонично развиваться.

В детском саду работает слаженный, профессионально грамотный и педагогически образованный коллектив единомышленников.

Детский сад «Белочка» традиционно силен своей методической службой, главным результатом работы которой стало формирование стабильного, высокопрофессионального педагогического коллектива, настроенного на развитие и совершенствование.

F:\Белочка\развивающая среда\20220406_170952.jpg

Качество образовательных услуг обеспечивает солидное программно-методическое сопровождение: Основная образовательная программа ДОУ, рабочие программы по разным направлениям образовательной деятельности, разработанные воспитателями; адаптированные программы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи.

Мощным средством консолидации педагогического коллектива в режиме инноваций стала реализация долгосрочного профессионального проекта «Моделирование мыслительных действий как средство речевого развития дошкольников с использованием методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ (2013–2018гг.)», предполагающая глубокое осмысление, освоение игровых методов и приемов данной технологии и использование их в образовательной деятельности. Уже сегодня практика показывает правильность выбора данного инновационного направления деятельности и его хорошую результативность. ТРИЗ — это интересно, современно и чрезвычайно перспективно. Детский сад входит в состав областного Центра сопровождения внедрения технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ в образовательный процесс ДОО с 2016 года. Детский сад сегодня является Региональной инновационной площадкой по изучению и внедрению образовательной технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ, активно сотрудничает с Международной ассоциацией «Волга-ТРИЗ».

Коллектив МАДОУ ЦРР — неоднократный победитель конкурсов, фестивалей, олимпиад различного уровня. Воспитанники детского сада занимают призовые места и успешны при обучении в школе.

Образовательная среда во многом обуславливает взаимодействие педагогического процесса и формирует содержание.

F:\Белочка\развивающая среда\20220406_170940.jpg

Иными словами, образование и среда ВЧЕРА — СЕГОДНЯ — ЗАВТРА и есть место встречи личности с обществом разных возрастных категорий и согласование общего направления образовательных субъектов, сложившихся исторически. Так же Центр развития ребёнка является благотворной средой для начинающих педагогов и воспитателей.

Важной составляющей образовательной среды ДОУ являются родители воспитанников — полноправные участники образовательных отношений. Взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется по четырем основным направлениям: педагогический мониторинг, педагогическая поддержка, педагогическое образование и совместная деятельность педагогов и родителей.

http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/9b6ea54c-77a8-4e01-9d25-544857399abd.jpg http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/ed9b9ff9-38e8-4a31-a7f8-acd3e326af6b.jpg

Группы детского сада оснащены всем необходимым для полноценного развития воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В каждой возрастной группе дополнительно имеется развивающий центр «Я познаю мир» технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ и уголки развития В. В. Воскабовича. Дети могут в легкой доступности в режимных моментах применить на практике любое из пособий, они легко трансформируются и имеют широкую направленность развития.

http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/IMG-20200326-WA0006.jpg

Бассейн — назначение помещение оздоровительная плавательная физкультура. Так же в бассейне под руководством профессиональных специалистов проводятся коррекционные занятия с детьми с ОВЗ по авторской программе «Здоровье в капельках воды».

Музыкальный зал — предназначен для проведения тематических мероприятий, праздников, музыкальных занятий.

http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/IMG-20200221-WA0134.jpg

Неотъемлемой частью жизни детей в детском саду является музыка, которая встречает каждого ребенка, сопровождает в разных видах деятельности, помогает выразить себя в танце, песне, собственных импровизациях при игре на музыкальных инструментах, в театрализованной деятельности. Умелое взаимодействие музыкального руководителя, хореографа и других педагогов способствует раскрытию творческого потенциала многих детей, дает им бесценный опыт публичных выступлений и возможность прожить «ситуацию успеха», которая окрыляет и не забывается никогда.

http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/DSC09390.JPG

Кружки — Исходя из интересов семей воспитанников, в детском саду организованы дополнительные образовательные услуги; работают кружковые объединения «Танцуем с радостью» (хореография), «Кисточка-волшебница», «Волшебные шахматы», театральная студия «Радуга». Дети, занимающиеся в них, всегда очень достойно выглядят при проведении городских соревнований, выставок, фестивалей и конкурсов. Показательно, что многие из них, выходя из стен детского сада, продолжают заниматься любимым видом деятельности и добиваются высоких результатов в художественном чтении, музыке, танцах, спорте и изобразительной деятельности.

Зал физической культуры — в ДОУ созданы хорошие условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Современный спортивно-оздоровительный комплекс представлен залом для занятий физической культурой, утренней и корригирующей гимнастикой. Это отличное место для проведения физкультурных досугов и спортивных праздников. Дополнительные помещения: для хранения инвентаря, проведения массажа, подготовки педагогов к занятиям с детьми и другие создают атмосферу уюта, удобства и комфорта для взрослых и детей.

http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/IMG-20200215-WA0006.jpg

Кабинет педагога-психолога и логопеда.

Основное назначение — оказание своевременной консультативно-методической помощи, а также абелитами.

F:\Белочка\развивающая среда\20220406_171126.jpg F:\Белочка\развивающая среда\20220406_171119.jpg

Индивидуальные занятия с логопедом и психологом помогают детям преодолеть неуверенность в собственных силах, почувствовать себя самодостаточными членами детского сообщества. Занятия с использованием светового стола, песочницы; удивительные игрушки и пособия погружают ребенка в мир игры, дарят хорошее настроение и самочувствие, помогают преодолеть имеющиеся проблемы в развитии.

ИЗОстудия предназначена для развития творческого потенциала детей.

IMG_2736

Интересная и разнообразная деятельность ожидает детей в изостудии. Здесь каждый ребенок чувствует себя необычайно успешным и талантливым. Каждому приятно увидеть свою работу на выставке детских рисунков и получить заслуженную похвалу. Рисунки и другие продукты детской деятельности являются важными компонентами развивающей среды и всегда широко представлены в интерьере детского сада. Они являются украшением и предметом гордости детей, содержат богатый образовательный потенциал. Это могут быть индивидуальные и групповые выставки, посвященные великим событиям и датам в жизни страны, и жизнью самого детского сада.

Комната русского быта уникальным местом в детском саду, в котором собраны предметы старины, воссоздан облик «русской избы». Семьи воспитанников внесли свой бесценный вклад в ее оснащение, передав многие семейные реликвии для экспозиции в этом самом настоящем музее русского быта и культуры.

pln_0267

Кабинет логопеда и дефектолога

В кабинете имеется место — зона для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком, так и место для подгрупповой работы.

F:\Белочка\развивающая среда\20211022_164328.jpg F:\Белочка\развивающая среда\20220406_170559.jpg F:\Белочка\развивающая среда\20211022_164318.jpg

Организация пространства позволяет дошкольникам свободно подобрать для себя занятие по интересам (направление урока), помогает снять эмоциональное напряжение и пробудить познавательный интерес.

F:\Белочка\развивающая среда\20220406_170434.jpg F:\Белочка\развивающая среда\20220406_170417.jpg F:\Белочка\развивающая среда\20220128_163843.jpg

F:\Белочка\развивающая среда\20211022_163926.jpg F:\Белочка\развивающая среда\20211022_163920.jpg

Группы для детей с ЗПР

Для организации пространства в группах для детей с ЗПР в первую очередь учитывались основные потребности и особенности детей.

D:\Desctop\РППС\53ea0bfc-e2fe-4e3d-b9ae-7545af21ba12.jpg

Пространство групп зонировано, оснащено развивающими материалами и дидактическими пособиями.

http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/ae624a0e-eaab-4ccf-8d91-51f1da85c3c6.jpg

Группы для детей с ТНР

F:\Белочка\развивающая среда\20220406_171315.jpg

При отборе содержания развивающей предметно-пространственной среды для занятий, ориентируемся на «зону ближайшего развития», то есть на потенциальные возможности детей.

Развивающая предметно-пространственная среда насыщается содержанием, рассчитанным на разные уровни речевого развития ребенка. Для мальчиков и для девочек подобран соответствующий игровой материал. Развивающая среда в группах соответствует требованиям ФГОС ДО, и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/97921ce7-eea5-40b4-8a41-e1cdfbffe3c6.jpg

http://bskdou16.ru/sites/default/files/field/image/7984f56e-8340-456f-a5a1-e62e5c81f6b1.jpg

Детский сад уникальное учреждение. Начиная со своей истории, которая сформировала удивительный мир детской сказки. И объединяет в себе инновационные платформы развития, исторические фольклорные традиции, функциональную экологическую зону и сплочённый коллектив детского сада. Так же полноправными участниками образовательного процесса в ДОУ являются родители воспитанников, в которых педагоги всегда видят своих помощников и единомышленников.

И, наверное, неспроста хранителем традиций детского сада является «Белочка» — подвижный, юркий рыжеватый зверек, символизирующий изобилие, основанное на трудолюбии!

Всегда быть в ногу со временем, и никогда не терять связь со своим началом, вот ключ к успеху. Таким образом, образовательная среда создает не только комфортные и благоприятные условия для развития ребенка, но и является организатором процесса воспитания успешности, уверенности в безопасности и служит сопровождением в мир знаний.

Похожие статьи

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла)

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара)

Организация социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников дошкольного возраста детского дома на примере «Детского дома им. К. Либкнехта (Владимирская область)

Система работы с родителями в творческом объединении «Брусница» МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Похожие статьи

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла)

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере МАОУ СОШ с. Бердюжье Тюменской области)

Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (опыт МБДОУ «Детский сад № 3» г.о. Самара)

Организация социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников дошкольного возраста детского дома на примере «Детского дома им. К. Либкнехта (Владимирская область)

Система работы с родителями в творческом объединении «Брусница» МБУ ДО «Дом детского творчества № 2» г. Читы

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)