Современные научные представления о психологических особенностях взрослых заикающихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

XXVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, апрель 2022)

Дата публикации: 29.04.2022

Статья просмотрена: 214 раз

Библиографическое описание:

Нигматуллина, А. Р. Современные научные представления о психологических особенностях взрослых заикающихся / А. Р. Нигматуллина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 43-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/440/17142/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена проблеме изучения психолого-педагогических особенностей лиц с заиканием. Представлен теоретический обзор современных исследований личности заикающихся и их социально-коммуникативных навыков.

Ключевые слова: заикание, взрослые заикающиеся, психология лиц с заиканием, коммуникация.

Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра, заикание описывается как «речь, характеризующаяся частым повторением или пролонгированием звуков, слогов или слов либо частыми запинаниями или паузами, что разрывает ритмичное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно столь выражено, что заметно нарушает течение речи» [2].

На степень выраженности заикания, по мнению Tichenor Seth E. и Scott Yaruss J., оказывает влияние совокупность переживаний. Момент заикания часто начинается с ощущения предвкушения судорог, чувства застревания или потери контроля. Это ощущение может заставить говорящих реагировать по-разному, включая аффективные, поведенческие и когнитивные реакции, которые могут стать глубоко укоренившимися, когда люди сталкиваются с трудностями в высказывании того, что они хотят сказать. Эти реакции могут быть связаны с неблагоприятным воздействием на жизнь людей. Взаимосвязанная цепь событий может усугубляться внешними факторами окружающей среды, такими как реакция слушателей [12, с. 4367].

Существуют различные данные по уровню влияния заикания на качество жизни и отношение социума к речевому дефекту. Согласно исследованиям за 2019 г. Robyn L. Croft и Courtney T. Byrd, среди заикающихся, в сравнении со статистикой прошлых лет, выявлен более высокий уровень лояльности к себе, осознанности и социальной вовлеченности, связанной с уменьшением негативных реакций на заикание, увеличением участия в повседневных ситуациях общения и улучшением общего качества жизни [10].

Люди с заиканием, принятые в обществе, демонстрируют высокий уровень коммуникативного контроля, овладения приемами общения, умение четко и ясно излагать свои мысли, проявляют эмпатию к собеседнику.

Другие ученые (как российские, так и зарубежные) указывают на наличие негативной социальной реакции на заикающихся, связанной со сформировавшимися стереотипами в обществе [1], [11]. Данное явление называют стигматизацией, которая «порождает у заболевшего наряду с чувством стыда, вины, неуверенности, страха оскорбления стремление скрыть свои симптомы, отгородиться и тем самым остаться в стороне от источников возможной поддержки (терапевтической, семейной, социальной)» [6].

Boyle M. P. пишет о том, что люди, которые заикаются, испытывают социальную дискриминацию вследствие недостаточной осведомленности общества о структуре и проявлении речевого нарушения [9]. Некоторые заикающиеся проявляют отстраненность и нежелание вступать в диалог из-за предположений, что окружающие воспримут их как умственно отсталых некомпетентных, социально неполноценных, ненормальных, инвалидов [1, с. 29].

Попав под влияние стигматизации, некоторые заикающиеся начинают испытывать повышенную потребность в положительной оценке от других людей, необходимость достижения перфекционизма в речи [5, с. 65].

Тревога и эмоциональные реакции играют центральную роль во многих теориях заикания, например люди, которые заикаются, как правило, имеют эмоционально чувствительный темперамент. Окружающий мир воспринимается заикающимися в контексте их дефекта, что приводит к развитию неадекватной самооценки, эгоцентричности, несдержанности в эмоциональных проявлениях, конфликтности и обидчивости.

Часто люди с заиканием занимают позицию: «Я такой, какой я есть», позволяющую оправдывать свои неудачи наличием речевого дефекта. Это обуславливает проявление низкого уровня коммуникативного контроля.

Исследования Сыс Л. А. показали, что более половины испытуемых заикающихся, вступая в диалог, не обращают внимание на доступность их высказываний собеседнику, не следят за ясностью и краткостью мысли, не задумываются о подборе слов при коммуникации [7].

Калягин В. А. утверждает, что в процессе чтения взрослые заикающиеся обращают большее внимание на сам текст, а не на передаваемое содержание, т. к. испытывают произносительные трудности (фиксация на дефекте) [4]. Настороженность к текстам, по мнению автора, является следствием социофобии. Это проявляется в чувстве скованности в новой компании, желании уединения, ограничении общения и установления контактов и сложности при выступлениях перед аудиторией.

Адаптацию заикающихся в социуме существенно снижает логофобия. Навязчивый страх перед речью, связанный с наличием дефекта, развивает у данной группы людей мотивацию на избегание неудач при общении, а не на достижение успеха в коммуникации и принятия нарушения. Взрослые с заиканием стараются скрыть наличие логоневроза посредством полного или частичного отказа от речи или включения в процесс коммуникации двигательных уловок (ритуальных движений) [8].

Зиновьева Е. А. в своих исследования описала следующие ритуальные движения у студентов: прикосновение ладони ко лбу; сильное сжатие края стола большим и указательным пальцами; активная жестикуляция в моментах возникновения судорог [3]. Работающие заикающиеся взрослые при наличии стрессов на работе и усилении заикания демонстрировали: переступание с ноги на ногу, касание мочки уха, непроизвольное постукивание одной рукой или другой по бедру и т. д.

Исследование психолого-педагогической литературы по особенностям личности и поведения заикающихся позволяет сделать следующие выводы.

Заикание проявляется не только в физических отклонениях (нарушении речи), но и психических, которые, в свою очередь, приводят к социальной дезадаптации личности.

На особенности поведения и проявления тех или иных качеств влияет коммуникативный опыт лиц с заиканием и отношение окружающих к их речевому дефекту. В процессе адаптации в социуме многие заикающиеся стараются скрыть речевой дефект при помощи различных уловок и ритуальных движений, что вызывает у них дополнительный стресс.

Данную группу людей составляют сложные и противоречивые личности, которые в той или иной степени демонстрируют зависимость от социального одобрения, внушаемость, мнительность, инфантилизм; эгоцентризм, агрессивность, конфликтность; эмпатию, коммуникабельность, отзывчивость. Характерной чертой является повышенная эмоциональность, обидчивость вследствие особенностей развития центральной нервной системы. Знание психологии взрослых заикающихся позволяет специалистам более чутко и бережно относиться к проблемам пациентов, вселяя в них уверенность в успехе коррекционной работы.

Литература:

  1. Горшкова Е. Н., Воликова С. В., Современные исследования социокультурных факторов стигматизации при заикании // Теоретическая и экспериментальная психология, 2020 — С. 24–38.
  2. Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (F98) // Международная классификация болезней 10-го пересмотра. — URL: https://mkb-10.com/index.php?pid=4477.
  3. Зиновьева Е. А. Некоторые приемы устранения ритуальных движений при заикании // Специальное образование, 2017 — С.48–50.
  4. Калягин В. А., Эмоции в структуре речевого дефекта взрослых заикающихся // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2018 — С.98–99.
  5. Кисельникова (Волкова) Н.В., Психологическое сопровождение исправления речи взрослых заикающихся // Логопедия, 2016 — С.64–69.
  6. Психологическая энциклопедия. Стигматизация // Национальная энциклопедическая служба. — URL: https://vocabulary.ru/termin/stigmatizacija.html.
  7. Сыс Л. А., Характеристика коммуникативного контроля и коммуникативных склонностей заикающихся подростков и взрослых // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика, Симферополь, 2020 — С.458–462.
  8. Bauerly K. R., Jones R. M., Miller C. Effects of Social Stress on Autonomic, Behavioral, and Acoustic Parameters in Adults Who Stutter // J Speech Lang Hear Res. — 2019. — doi: 10.1044/2019_JSLHR-S-18–0241.
  9. Boyle M. P. Enacted stigma and felt stigma experienced by adults who stutter // Journal of Communication Disorders. — 2018. — № 73. — С. 50–61.
  10. Croft R. L., Byrd C. T. Self-Compassion and Quality of Life in Adults Who Stutter // American Journal of Speech-Language Pathology. — 2020. — № 29. — С. 2097–2108. — doi/10.1044/2020_AJSLP-20–00055.
  11. Gerlacha H., Chaudoirb S. R., Patricia M. Zebrowskia, Relationships between stigma-identity constructs and psychological health outcomes among adults who stutter // Journal of Fluency Disorders. — 2021 — № 70 — doi.org/10.1016/j.jfludis.2021.105842.
  12. Tichenor Seth E., Scott Yaruss J. Stuttering as Defined by Adults Who Stutter // Speech, Language, and Hearing. — 2019. — С. 4356–4369. — doi/10.1044/2019_JSLHR-19–00137.

Ключевые слова

коммуникация, заикание, взрослые заикающиеся, психология лиц с заиканием

Похожие статьи

Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня

В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у де...

Особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Исследование коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов проблемы общения и коммуникативных навыков у дошкольников. А также представление методов исследования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР в общении со взрослыми и сверстниками.

Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста

В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Изучение социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

В статье описывается опыт проведения диагностической работы по развитию социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника. Преодоление разрыва между теорией и практикой

В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Похожие статьи

Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня

В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у де...

Особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Исследование коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов проблемы общения и коммуникативных навыков у дошкольников. А также представление методов исследования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР в общении со взрослыми и сверстниками.

Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста

В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Изучение социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

В статье описывается опыт проведения диагностической работы по развитию социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста.

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника. Преодоление разрыва между теорией и практикой

В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.