Мастер-класс как инструмент развития познавательного интереса обучающихся к народной культуре | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

XXIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2022)

Дата публикации: 11.05.2022

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Валишина, Д. А. Мастер-класс как инструмент развития познавательного интереса обучающихся к народной культуре / Д. А. Валишина, Д. Р. Баянова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 38-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/443/17162/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы делятся опытом организации мастер-классов, направленных на вовлечение обучающихся к творческой деятельности, связанной с народным творчеством и культурой. Также авторами предлагается поэтапное решение реализованного мастер-класса по созданию украшения Хаситэ.

Ключевые слова: народное творчество, мастер-класс, изготовление хаситэ.

В настоящее время обостряется проблема вовлечения детей в процесс обучения и творческого развития, в том числе художественного. Избыток гаджетов, информации мешают сосредоточиться, погрузиться в изучение предмета и овладение навыками. Как в этих условиях способствовать разностороннему развитию в сфере народного творчества? Разумеется, современные художественные веяния и изобразительные техники (к примеру, скетчинг, коллаж) привлекательны, а предметы и явления традиционных культур сами по себе, как правило, не вызывают интереса у современных детей.

Так, мы решили познакомить учащихся студии с традиционным татарским женским украшением — «хаситэ». Украшения были одним из ярких элементов ансамбля женской татарской одежды. Они гармонично сочетались со всеми элементами национального костюма, который представлял собой уникальную систему народного художественного промысла.

По назначению традиционные татарские украшения можно разделить на категории: головные, шейно-нагрудные, наручные украшения. Комплекс украшений разнообразен — нагрудная перевязь (хаситэ), застежки (яка чылбыры), накосники (чулпы) и т. д.

Преобладающее место в декоре изделий принадлежало цветочно-растительному орнаменту, реже — геометрическому. Особенное значение придавалось украшениям с бирюзой. Этот камень считался символом счастья и благодатной жизни.

Хаситэ — это широкая матерчатая лента через правое плечо, сплошь унизанная металлическими украшениями, на которой висят: пряжки, брошки, медальоны, разные подвески, монеты и т. д. В силу своей самобытности, это украшение отмечается всеми авторами, которые хотя бы вскользь касались татарского костюма: «Мещеряки... носят наподобие ленты через плечо широкую серебряными и местными наборцами выкладенную перевясь», — писал И. Г. Георги.

Проведение мастер-классов в рамках реализации Программ открывает новые перспективные возможности перед педагогами и обучающимися, мастер-классы, посвященные изучению отдельных элементов культуры народов Поволжья, в частности татарской народной культуры предоставляют возможности духовного, творческого развития личности в соответствии с потребностями, продиктованными веяниями времени в соответствии и во имя достижения Указа о Национальных целях развития России. Одна из перспективных целей подобных мастер-классов популяризация народного творчества и сохранение культурных традиций региона.

Подготовка мастер-классов проводится в три этапа:

  1. Подготовительный этап. Педагог обозначает цель и определяет задачи. В процессе обучения изучается иллюстративный материал, обучающиеся знакомятся с традициями татарского народа.
  2. Основной этап. Непосредственно проведение самого мастер-класса.
  3. Заключительный этап. На данном этапе осуществляется просмотр и отбор готовых работ, которые в будущем представляются к выставкам и участию в творческих тематических конкурсах.

Для проведения мастер-класса заблаговременно были подготовлены все необходимые илюстрационные материалы, в том числе поэтапный фотоматериал по созданию Хаситэ, который является своего рода памяткой к созданию украшения. Также, данный дидактический материал обучающиеся (как и педагоги) могут использовать для самостоятельной отработки техники исполнения и подготовки работы.

Таблица 1

Поэтапное описание мастер-класса по созданию Хаситэ

1 этап

F:\художка\50c450c1-48c1-4879-910e-0093c3848a98.jpg

Необходимые инструменты: ткань, ножницы, шаблон из бумаги, клей, пуговицы, стразы, камушки, бисер.

2 этап

Обводим шаблон на куске ткани.

F:\художка\772d8e42-ce7c-4bbf-983a-c19df210349e.jpg

3 этап

F:\художка\235d6bf3-e8b6-4ec3-b769-e511f95cfe06.jpg

Вырезаем по обведенному контуру.

4 этап

Составляем композицию из декоративных элементов на заготовке.

F:\художка\76e8525e-b0f4-43b3-b3dc-5122d7cd564e.jpg

5 этап

F:\художка\70510b1a-0cb3-4a07-9876-41e6f8899397.jpg

Приклеиваем детали к хаситэ.

Реализация данной педагогической практики стала инструментом, который был призван решить задачу создания художественных работ с национальным колоритом, который способствовал бы полноценному погружению обучающихся в историю и быт родного края.

Одним из преимуществ организации подобного рода мастер-классов является их применимость в любом образовательном учреждении независимо от направленности и потребностей отдельно взятой программы. Проведение мастер-классов не ресурсозатратно, их всегда можно организовать, отталкиваясь от той материально-технической базы, которой располагает учреждение (педагог дополнительного образования).

Реализация подобных образовательных мероприятий, направленных на сохранение и преумножение знаний о родном крае через народное творчество является также возможным путем вплетения народного материала в преподаваемый предмет, в качестве инструмента организации проектной деятельности обучающихся и профориентации.

В качестве промежуточных результатов реализации практики проведения тематических мастер-классов можно отметить их потенциал в вопросах развития познавательного интереса обучающихся, а также осознанного вовлечения обучающихся в изучение профильного предмета, а также развитие творческого потенциала подрастающего поколения.

Литература:

  1. Сердечной тайны шелковый узор. Каталог выставки Татарский костюм. История и современность. — Казань: Национальный музей РТ, 2015. — 587 c.
  2. Абдулатипов, Р. Г. Мой татарский народ. — М.: Классикс Стиль, 2005. — 208с.
  3. Райхштат, А. «1 день — 1 экспонат» / Райхштат А. — Текст: электронный // Национальный музей РТ: [сайт]. — URL: https://tatmuseum.ru/?s= %D1 %85 %D0 %B0 %D1 %81 %D0 %B8 %D1 %82 %D1 %8D (дата обращения: 04.05.2022).

Ключевые слова

народное творчество, мастер-класс, изготовление хаситэ

Похожие статьи

Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна

В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.

Развитие творческого воображения учащихся в процессе росписи авторской матрешки

В статье раскрывается содержание практической работы с учащимися детской художественной школы, нацеленной на их ознакомление с декоративной росписью матрешки. Выполнение декоративной росписи авторской матрешки способствует развитию воображения детей,...

Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству

Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...

Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном дошкольном учреждени...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Творчеству можно научить, или Лепка — нескучный урок

В статье авторы делятся опытом формирования ценностно-смысловой самореализации обучающихся в процессе обучения лепке из глины и гончарному ремеслу в рамках предметной области «Технология».

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)

В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...

Изучение местных фольклорных традиций в рамках внеурочной работы как основа патриотического воспитания школьников

В статье рассматривается деятельность по исследованию школьниками этнографии, местных фольклорных традиций как основы патриотического воспитания. Анализируются формы организации работы учителя музыки по созданию детского фольклорного объединения в ра...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование

В статье авторы рассказывают об особенностях конструктора для 3D-моделирования ТИКО и использование его в своей работе с детьми дошкольного возраста. Работа с конструктором представляется детям как увлекательная игровая деятельность, и включает в себ...

Похожие статьи

Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна

В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.

Развитие творческого воображения учащихся в процессе росписи авторской матрешки

В статье раскрывается содержание практической работы с учащимися детской художественной школы, нацеленной на их ознакомление с декоративной росписью матрешки. Выполнение декоративной росписи авторской матрешки способствует развитию воображения детей,...

Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству

Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...

Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном дошкольном учреждени...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Творчеству можно научить, или Лепка — нескучный урок

В статье авторы делятся опытом формирования ценностно-смысловой самореализации обучающихся в процессе обучения лепке из глины и гончарному ремеслу в рамках предметной области «Технология».

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)

В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...

Изучение местных фольклорных традиций в рамках внеурочной работы как основа патриотического воспитания школьников

В статье рассматривается деятельность по исследованию школьниками этнографии, местных фольклорных традиций как основы патриотического воспитания. Анализируются формы организации работы учителя музыки по созданию детского фольклорного объединения в ра...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через ТИКО-моделирование

В статье авторы рассказывают об особенностях конструктора для 3D-моделирования ТИКО и использование его в своей работе с детьми дошкольного возраста. Работа с конструктором представляется детям как увлекательная игровая деятельность, и включает в себ...