Роль физической культуры в структуре высшего образовательного учреждения
Автор: Шведова Алина Евгеньевна
Научный руководитель: Пичугин Максим Борисович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
XXIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2022)
Дата публикации: 06.05.2022
Статья просмотрена: 157 раз
Библиографическое описание:
Шведова, А. Е. Роль физической культуры в структуре высшего образовательного учреждения / А. Е. Шведова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/443/17164/ (дата обращения: 16.11.2024).
{{ { Роль физической культуры в структуре высшего образовательного учреждения
Шведова Алина Евгеньевна, студент
Научный руководитель: Пичугин Максим Борисович, кандидат педагогических наук, преподаватель
Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Новокузнецк)}}}
В данной статье рассматривается роль физической культуры в повседневной реальности студента высшего образовательного учреждения. Анализируются факторы, которые негативно влияют на развитие физической культуры среди молодых людей. Предлагается решение проблемы несформированности в сознании у будущих специалистов ценности физической культуры и спорта, с целью профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также улучшения их общего состояния здоровья.
Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовка, высшее образовательное учреждение,физическое развитие.
Актуальность данной темы начала свое формирование еще в конце XX века, поскольку именно в данный период начала свое формирование и выпуск техника, которая сейчас вошла у нас в повседневный обиход [2]. Помимо этого фактора также стоит уделить внимание тому, что в настоящее время, под влиянием политических конфликтов, техногенных и экологических опасностей и социальной нестабильности, стресса, формирующегося на этом фоне у студента, к нему предъявляются все большие требования по сохранению своего здоровья.
Физическая культура по своему смыслу является «органической частью культуры общества и личности, рациональным использованием человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике» [3, с. 9]. Однако кроме физической подготовки, согласно Федеральному закону «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», физическая культура также предполагает и интеллектуальное развитие человека, формирование у него здорового образа жизни и социальную адаптацию путем физического развития [1].
Данное всестороннее развитие человека, посредством реализации физической культуры, должно быть одной из основных задач на протяжении всей жизни, в том числе и в момент обучения в высшем образовательном учреждении. Рациональность занятий физической культурой в таких организациях обоснована тем, что большинство из специальностей по всей стране предполагает сидячий образ жизни, или минимальную физическую активность, что впоследствии приводит ко множеству заболеваний опорно-двигательного характера.
В процессе обучения, например, во время подготовки к семинарским или практическим занятиям, зачетам и экзаменам, студентами зачастую нарушаются приемы пищи, распорядок дня и сна, а о какой-либо физической деятельности не может быть и речи. Помимо группы заболеваний, названной выше, молодежь зачастую подвержена также и появлению избыточного веса, нарушениям со стороны нервно-психической системы (нарушение памяти, внимания, бессонница и другие).
Именно поэтому так необходимо обеспечить оздоровление студентов посредством проведения занятий по физической культуре и спорту в высших образовательных организациях. Для реализации данного мероприятия необходимо обеспечить целый ряд условий, направленный на формирование ценности физической культуры в быту, а также важно следить за выполнением рекомендаций в моменты подготовки и самоподготовки будущих специалистов.
Необходимые действия по формированию в сознании важности физической культуры:
- Формирование базовых знаний в физико-культурной сфере среди обучающихся. Данное мероприятие может проводится как в практических занятиях, так и в устных, для студентов с ограниченными возможностями.
- Увеличение количества академических часов в семестре. Потребность в этом необходима скорее для учреждений, не связанных с физической активностью, поскольку зачастую обучающиеся переводят внимание на интеллектуальную деятельность, забывая о своем здоровье.
- Повысить заинтересованность в предмете. В данном случае речь идет об увеличении количества направлений физической подготовки в пределах возможностей организации. Помимо основных занятий в форме легкой атлетики можно предложить проводить также занятия в бассейне, тренажерном зале, или с использованием элементов, ставших ныне популярными направлений йоги, пилатеса, растяжки, борьбы, бокса и других.
- При отсутствии возможности введения различных направлений физической культуры по форме обучения, использовать систему контроля проведения в период самоподготовки хотя бы одного дополнительного занятия, как самостоятельно (в форме отчета преподавателю), так и при помощи специализированных для этого частных учреждений (путем предоставления абонемента).
- Проводить с периодичностью в полгода занятие по физической культуре, посвященное рекомендациям по проведению ряда мероприятий в период самоподготовки. В этот достаточно обширный перечень могут входить абсолютно различные рекомендации, такие как:
– по возможности проведение перед компьютерным устройством не более 2 часов в день, с соблюдением правил поведения перед компьютером (если такой возможности не имеется, проводить после каждого часа, проведенного за устройством, разминку от 5 до 15 минут по ощущениям необходимости) [4, с. 236];
– начинать свой день с зарядки или растяжки, в пределах 5–10 минут, этого будет достаточно, чтобы организм проснулся и был готов учебе;
– при долгом нахождении в положении сидя, при самоподготовке необходимо выделять также время и на разминку, потому как достаточно сильно нагружаются плечи и спина. В данном случае можно порекомендовать как самостоятельный учет времени, так и использование мобильных приложений, позволяющих контролировать время обучения и отдыха.
- В качестве мотивации для занятия физической культурой можно также предложить вводить мероприятия в пределах учреждения, результатом которого будут грамоты, медали или значки, влияющие на общую успеваемость в учреждении.
Таким образом, проанализировав роль физической культуры в структуре высшего образовательного учреждения, мы можем сделать вывод, что спорт и физические нагрузки на самом деле являются значимой и неотъемлемой частью, которая должна присутствовать в жизни каждого обучающегося. От рационального введения физической культуры в образовательную деятельность учреждения у студентов гармонично развивается как интеллектуальное, так и физическое развитие, улучшается общее состояние здоровья, а также создается некая база, которую в последующем легче будет сохранить и развить при выпуске из высшего заведения.
Литература:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 04.05.2022).
- Апокин И. А. История вычислительной техники: от простейших счет, приспособлений до сложных релейных систем / Апокин И. А., Майстров Л. Е. — М: Наука, 1990. — 264 с.
- Карпушин Б. А. Педагогика физической культуры: учебник / Б. А. Карпушин. — М.: Советский спорт, 2013. — 300 с.
- Шкляева Я. А. О вредном влиянии компьютера на организм обучающихся вузов / Я. А. Шкляева, Н. Э. Спатарь, Ю. А. Говор // Вестник Студенческого научного общества. — 2017. — Т. 8. — № 2. — С. 234–236.
Ключевые слова
физическое развитие, физическая культура, физическая подготовка, высшее образовательное учреждениеПохожие статьи
Педагогическое мастерство в системе высшего образования по физической культуре
В статье рассматриваются факторы использования педагогического мастерства в работе преподавателя физической культуры образовательного пространства высшего звена. Анализ и изучение данных основных элементов в реализации педагогического опыта по формир...
Воспитание волевых качеств посредством занятия физической культурой и спортом
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании не только физического, но и психологического и морального развития личности. Они способствуют развитию у человека качеств, необходимых для достижения поставленной цели, результата. В данно...
Социальная работа в сфере организации досуговой деятельности детей
Досуг традиционно представляет собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Свободное время является одним из важных компонентов формирования индивидуальности молодого человека. В данной статье рассматривается теоретический анализ досуговой ...
Педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника
В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагнос...
Значение педагогики физической культуры и спорта в современном обществе
В данной статье рассматривается значение педагогики в успеваемости обучающегося в целом, а также на его физическое и морально-психологическое здоровье. В данной статье затронуты аспекты подготовки различных методов преподавания физической культуры и ...
Значение физической культуры в жизни студента
В данной статье рассмотрены: основные проблемы малоподвижного образа жизни студентов и вытекающие последствия, роль физической культуры и физического воспитания в жизни студента, преимущество свободного времени и актуализация физической культуры в вы...
Физическое воспитание в дошкольном образовании
Актуальность данной темы обусловлена тем, что для решения задач физического воспитания необходимо знать особенности детского организма в возрасте от 2 до 7 лет и правильно использовать соответствующие возрасту методы обучения и воспитания. Главной за...
Профессионально-коммуникативная активность студентов экономического вуза как элемент иноязычной среды
В статье рассматривается один из важнейших элементов иноязычной среды вуза, который способствует естественному развитию профессионально ориентированных знаний на иностранном языке — профессионально-коммуникативная активность. Некоторые составляющие э...
Педагогическая культура как составляющая профессиональной культуры учителя
В данной статье рассматривается педагогическая культура как составляющая профессиональной культуры учителя не как определенная характеристика педагога, а соединенные в единое качественные способности освоением культурных ценностей, складывавшихся на ...
Функциональная грамотность на уроках русского языка в 5–11-х классах
В данной статье рассматривается понятие и компоненты функциональной грамотности, определяется роль функциональной грамотности при обучении детей в школе, на примере уроков русского языка в 5–11 классах рассматриваются возможные методы формирования фу...
Похожие статьи
Педагогическое мастерство в системе высшего образования по физической культуре
В статье рассматриваются факторы использования педагогического мастерства в работе преподавателя физической культуры образовательного пространства высшего звена. Анализ и изучение данных основных элементов в реализации педагогического опыта по формир...
Воспитание волевых качеств посредством занятия физической культурой и спортом
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании не только физического, но и психологического и морального развития личности. Они способствуют развитию у человека качеств, необходимых для достижения поставленной цели, результата. В данно...
Социальная работа в сфере организации досуговой деятельности детей
Досуг традиционно представляет собой одну из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Свободное время является одним из важных компонентов формирования индивидуальности молодого человека. В данной статье рассматривается теоретический анализ досуговой ...
Педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника
В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагнос...
Значение педагогики физической культуры и спорта в современном обществе
В данной статье рассматривается значение педагогики в успеваемости обучающегося в целом, а также на его физическое и морально-психологическое здоровье. В данной статье затронуты аспекты подготовки различных методов преподавания физической культуры и ...
Значение физической культуры в жизни студента
В данной статье рассмотрены: основные проблемы малоподвижного образа жизни студентов и вытекающие последствия, роль физической культуры и физического воспитания в жизни студента, преимущество свободного времени и актуализация физической культуры в вы...
Физическое воспитание в дошкольном образовании
Актуальность данной темы обусловлена тем, что для решения задач физического воспитания необходимо знать особенности детского организма в возрасте от 2 до 7 лет и правильно использовать соответствующие возрасту методы обучения и воспитания. Главной за...
Профессионально-коммуникативная активность студентов экономического вуза как элемент иноязычной среды
В статье рассматривается один из важнейших элементов иноязычной среды вуза, который способствует естественному развитию профессионально ориентированных знаний на иностранном языке — профессионально-коммуникативная активность. Некоторые составляющие э...
Педагогическая культура как составляющая профессиональной культуры учителя
В данной статье рассматривается педагогическая культура как составляющая профессиональной культуры учителя не как определенная характеристика педагога, а соединенные в единое качественные способности освоением культурных ценностей, складывавшихся на ...
Функциональная грамотность на уроках русского языка в 5–11-х классах
В данной статье рассматривается понятие и компоненты функциональной грамотности, определяется роль функциональной грамотности при обучении детей в школе, на примере уроков русского языка в 5–11 классах рассматриваются возможные методы формирования фу...