Пути формирования экологической исследовательской культуры учеников через кружковую работу
Авторы: Басыгараев Жандос Махаббатович, Альтаева Айганым Бауржановна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
XXIX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2022)
Дата публикации: 17.05.2022
Статья просмотрена: 62 раза
Библиографическое описание:
Басыгараев, Ж. М. Пути формирования экологической исследовательской культуры учеников через кружковую работу / Ж. М. Басыгараев, А. Б. Альтаева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 33-38. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/443/17185/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье авторы рассматривают экологическое образование через дополнительное образование. Основной объект — экологический кружок. Авторы пути повышения экологической культуры и грамотности школьников через экологические клубы. Определяет понятий экологических терминов.
Ключевые слова: допольнительное образование, экологический кружок, экологическое образование, экологическая культура, экологическая грамотность, общее среднее образование.
Понятия природа, родина синонимичны и содержательны. Вот почему гражданским долгом каждого человека является любить, уважать и ценить прекрасную природу нашей Родины.
Многие педагоги и ученые говорят, что любовь человека к природе напрямую связана с образованием, полученным им в юном возрасте. Можно сказать, что охрана окружающей среды является ключевой частью педагогических вопросов. Эта ситуация сейчас часто упоминается в прессе как экологическая культура.
Экологическое образование началось в 1970 году с принятием программы Организации Объединенных Наций (ЮНЕСКО) «Человек и биосфера».
Впервые на международном уровне была разработана и подробно описана программа по охране и рациональному использованию природных ресурсов. В 1971 г. в Швейцарии прошла Европейская конференция, на которой были подняты вопросы экологии и охраны окружающей среды [7, с.21].
В 1972 г. в Стокгольме прошла общественно-просветительская конференция по охране окружающей среды. В 1977 г. в Тбилиси Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и ЮНЕП приняли более 40 решений по экологическому просвещению и утвердили свои глобальные стратегические планы. Дальнейшими этапами развития экологического образования являются знаменитые Найробийский (1982 г.), Бечский (1983 г.), Московский (1987 г.) и другие. Известно, что она продолжилась на конференциях в городах Казахстана.
В связи с этим Верховным Парламентом и Правительством суверенного государства были приняты такие важные документы, как Закон об охране окружающей среды (1997 г.), Национальный экологический план в Республике Казахстан (1996 г.), Программа экологического образования (1999 г.) и другие. [стр. 7, 22]
В сфере экологического образования в науке экологии сформировались новые концепции и представления. Основными из них являются: «Экологическое образование», «Экологическая грамотность», «Экологическая культура», «Экологическая этика» и др.
Каждый школьник должен знать сущность экологических понятий. Понимание понятий развивает отношение учащегося к природе, открывает путь к овладению наукой экологии, развивает отношение учащегося к предмету и повышает интерес к нему.
Экологическое сознание — это совокупность отношений, знаний, убеждений и умений человека к природе, а экологическое мышление — это научная оценка изменений в природе, открытие и глубокое понимание их причин. Думая ответственно, люди предотвращают стихийные бедствия.
Экологическая грамотность — приобретение экологических знаний, позволяющих эффективно использовать природные ресурсы, и экологическая этика — формирование поведения человека, неукоснительное соблюдение навыков поведения дома, в пустыне, на природе. Они основаны на вышеизложенных концепциях.
Экологическая культура — экология отражает плоды образования и воспитания, состоятельность уровня понимания и осмысления человеком вышеприведенных экологических понятий. [стр. 7, 22]
Проблемы экологической культуры в методике преподавания биологии обсудили методисты-биологи Н. М. Верзилин, И. Д. Зверев, А. П. Сиделковский, А. Н. Захлебный, И. Т. Суровегина, И. Н. Пономарева, К. Стошкус и другие. опубликованы в их произведениях. Однако в исследовательской работе этих ученых «экологическая культура» находит свое отражение только в виде отдельных правил.
На основании теоретического анализа приведенных выше определении экологической культуры делаем вывод, что экологическая культура — это особая черта человека, которая находит отражение во всей духовной жизни и деятельности, является важной частью культуры человека и понимает ценность природы. 3, стр. 27]
Дополнительное образование имеет важное значение в формировании экологической культуры учащихся. Дополнительное образование можно рассматривать как инструмент развития личности. Ведь она серьезно развивает индивидуальные способности, мотивацию, интересы, ценности учащегося, регулирует личностное поведение личности. Сочетание детей и взрослых обеспечивает педагогическую поддержку, а подростки имеют возможность проявить себя в социальном и профессиональном плане.
Результаты образовательных учебных заведений на разных уровнях могут различаться. Однако механизм воспитательного развития личности остается прежним. То есть человек стремится к постоянному самосовершенствованию, образованию, самопознанию. Воспитание такой потребности является конечной целью всех систем дополнительного образования.
Добровольные объединения дополнительного образования способны создавать диалогические и субъект-субъектные отношения. В результате дети и взрослые учатся друг у друга образовательным, профессиональным и культурным ценностям. Причина этого в том, что только в дополнительном образовании можно будет свободно заниматься научно-исследовательской работой. Это в свою очередь, способствует личностному росту ребенка, раскрытию его творческого потенциала в жизни и так далее. характеристики. По мнению Б. Герщунского, функциональная грамотность позволяет достичь профессиональной компетентности и личностной культуры [С. 6,37].
Учитывая, что экология не преподается как специальный предмет во всех школах, в течение ограниченного времени на предметных уроках как география, естественные науки и т. учащиеся изучают только некоторые разделы экологической науки.
После урока учащиеся просят учителя рассказать им больше о том, что их беспокоит. Для удовлетворения интересов учащихся и повышения их познавательных способностей учителю следует привлекать учащихся к внеурочной деятельности. К внеурочной и внеклассной работе относится работа кружков, секций, клубов, студий.
Кружки — распространенная и регулярная форма внеурочной деятельности или дополнительного образования. Ученики могут участвовать в клубе на добровольной основе. Мы уже упоминали о значении экологических клубов в обучении и воспитании школьников. Моожно организовать экологические кружки как «Юный эколог», «Зеленая планета», «Юные защитники природы» и другие.
Экологический кружок в этомһй статье называется «Молодой исследователь». Внешкольный клуб возобновил свою работу на базе районного Дома студентов в 2019 году под названием «Молодой исследователь». В клубе в основном участвуют учащиеся 5–9 классов. В учебную программу клуба входят основы экологии, изучение биосферы, экология растений и животных, рациональное использование и охрана природных ресурсов, экология родного края, прикладная экология, экология человека, социальная экология, экологическое право, экология Казахстана.
Известно, что работа ведется с одной целью. При организации кружка были поставлены следующие основные цели:
Формирование особой черты личности, которая находит отражение во всей духовной жизни и деятельности, важной составляющей культуры человека и понимания ценности природы, характеризуется системой экологического воспитания, природоохранной деятельностью, с добрым отношением к окружающей среде.
Цели кружка:
– Формирование взглядов учащихся на окружающий мир, развитие их знаний по естественным наукам;
– Пополнение и расширение знаний учащихся на научной основе;
– Повышение интереса учащихся к открытию различных научных открытий;
– Вовлечение учащихся в экологическую исследовательскую и творческую работу.
– Усложнение системы образования с учетом возрастных особенностей учащихся, психолого-педагогических особенностей восприятия знаний;
В кружке организуются и проводятся следующие мероприятия.
Занятии: дискуссии, ролевые игры, дебаты, конференции, вечеринки, встречи, практические занятия, экскурсии на природу;
Природоохранный уголок: учащиеся подводят итоги своей работы. Работы студентов в области охраны природы можно сгруппировать следующим образом.
– Информационная;
– Образовательная.
Исследовательская работа: члены кружка выбирают темы исследования в соответствии со своими интересами и проводят исследование.
В настоящее время в работе кружка задействовано около 15 студентов. Члены кружка за время работы проводили научные исследования, участвовали в различных научно-практических конференциях на районном, областном, республиканском и международном уровнях и занимали призовые места. В частности, члены кружка: Танирбергенова К., Ералханова А., Искакова Ж., Конырова У., Тунгышпай А., Олжасович Р., Акылбек А. приняли участие в областном конкурсе исследований и проектов, заняли призовые места и были награждены дипломами.
Члены кружка находятся в тесном контакте с учеными КазНУ им. аль-Фараби во время проведения исследований. Ученые этих университетов курируют студентов. Темы исследований членов кружка сосредоточены на различных экологических проблемах.
Сегодня возросло значение экологического образования и воспитания учащихся через организацию природоохранной деятельности. Путем организации дополнительного образования с высоким педагогическим мастерством необходимо воспитывать особую личность, характеризующуюся системой экологических знаний и действий, понимающих ценность природы, важной части культуры человека, отражающейся во всей духовной жизни и деятельности..
Литература:
- Г. С. Оспанова, Г. Т. Бозшатаева — «Экология» г.Алматы. Экономика. 2002 г.
- Оспанова Г. С., Бозшатаева Г. Т. — «Учебник экологии — учебник» Алматы. Экономика. 2002 г.
- Исламова К. — Казахстанская школа «Экологическая культура для всех» 2000 № 5,6 стр. 26–27
- Орынбаева Г. — «Экологическое воспитание школьников» г. Алматы. Рауан 1993
- С. Каженбаев, С. Махмутов — «Охрана природы» Алматы. Родной язык 1992 г.
- Жолдасбеков А. — Казахстанская школа «Дополнительное образование» 2004 № 9 стр. 37–38
- Ж.Шильдебаев — «Основы и практика экологического образования» Казахстанская школа 2004 № 7 стр. 21–23
- Родзевич Н. Н., Пашканг К. В. — Охрана природы и благоустройство. Алматы. Школа, 1984 г.
Ключевые слова
экологическая культура, экологическое образование, Общее среднее образование, экологическая грамотность, допольнительное образование, экологический кружокПохожие статьи
Формирование экологического мышления у студентов средних профессиональных образовательных учреждений
В статье рассматриваются причины низкой эффективности экологического воспитания, а также пути формирования экологического мышления и культуры у студентов среднего профессионального образования.
К вопросу о формировании экологической культуры младших школьников
В статье рассматриваются философские и психолого-педагогические проблемы формирования экологической культуры младших школьников.
Учебная исследовательская деятельность современных школьников
В статье авторы выявляют значение исследовательской деятельности школьников в современном образовании.
Система сотрудничества педагогического коллектива с родителями, как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников
В статье представлен опыт работы в организации системы сотрудничества педагогов ДОУ с родителями по экологическому воспитанию дошкольников, подчёркивается необходимость создания данной системы.
Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.
Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.
Школьное методическое объединение как фактор профессионального роста учителя
В статье автор пытается определить фактор профессионального роста учителя в системе школьного методического объединения.
Теоретические основы профессионального просвещения младших школьников как предмет психолого-педагогических исследований
В статье рассматривается понятие профессионального просвещения младших школьников как предмет психолого-педагогических исследований.
Формирование патриотизма у обучающихся посредством проектной деятельности
В статье рассматриваются понятия «патриотизм» и «проектная деятельность», также описывается опыт работы по формированию патриотического воспитания школьников.
Проект как средство экологического образования младших школьников
Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирова...
Похожие статьи
Формирование экологического мышления у студентов средних профессиональных образовательных учреждений
В статье рассматриваются причины низкой эффективности экологического воспитания, а также пути формирования экологического мышления и культуры у студентов среднего профессионального образования.
К вопросу о формировании экологической культуры младших школьников
В статье рассматриваются философские и психолого-педагогические проблемы формирования экологической культуры младших школьников.
Учебная исследовательская деятельность современных школьников
В статье авторы выявляют значение исследовательской деятельности школьников в современном образовании.
Система сотрудничества педагогического коллектива с родителями, как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников
В статье представлен опыт работы в организации системы сотрудничества педагогов ДОУ с родителями по экологическому воспитанию дошкольников, подчёркивается необходимость создания данной системы.
Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.
Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.
Школьное методическое объединение как фактор профессионального роста учителя
В статье автор пытается определить фактор профессионального роста учителя в системе школьного методического объединения.
Теоретические основы профессионального просвещения младших школьников как предмет психолого-педагогических исследований
В статье рассматривается понятие профессионального просвещения младших школьников как предмет психолого-педагогических исследований.
Формирование патриотизма у обучающихся посредством проектной деятельности
В статье рассматриваются понятия «патриотизм» и «проектная деятельность», также описывается опыт работы по формированию патриотического воспитания школьников.
Проект как средство экологического образования младших школьников
Статья посвящена проблеме экологического образования в школе посредством проектной деятельности. Автором разработан комплекс проектов экологической направленности, направленный на повышение у младших школьников уровня экологических знаний и формирова...