Развитие коммуникативных навыков учащихся через интерактивные методы обучения
Автор: Алпышева Ольга Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XXX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, май 2022)
Дата публикации: 25.05.2022
Статья просмотрена: 123 раза
Библиографическое описание:
Алпышева, О. А. Развитие коммуникативных навыков учащихся через интерактивные методы обучения / О. А. Алпышева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/446/17214/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современные дети — это уникальное явление нашего мира. Работая учителем, ты, как никто другой, подмечаешь их своеобразность: они думают иначе, их суждения отличаются смелостью и неординарностью, их поступки и действия стремительны, а вопросы могут поставить в тупик даже опытного преподавателя. Чтобы увлечь, научить и воспитать нынешнее поколение современному педагогу просто необходимо находить новые (или вспомнить традиционные) эффективные методы обучения и воспитания. Каждый урок — это вызов, напряжённая работа, которую учителю необходимо выполнить «на отлично». Чтобы учащиеся не только получали знания, но и развивали навыки коммуникации, сотрудничества, ответственности, креативности, урок необходимо строить на активном взаимодействии всех его участников. И оптимальным вариантом активного сотрудничества учителя и учеников является интерактивный урок. Такой урок, в отличие от активного или пассивного форм обучения, предусматривает вовлечение в учебный процесс всех учащихся без исключения. При этом эффективность обеспечивается активностью ученика не только в отношении учителя, но и в отношении других учащихся, позволяя им обмениваться своими идеями, знаниями, что приводит к более качественному усвоению знаний.
Применяя интерактивные методы обучения (ИМО), мы находим ряд преимуществ:
— происходит эффективное освоение материала;
— активное участие всех учащихся;
— развитие навыков сотрудничества и коммуникабельности;
— свободно выражается мнение ребёнка;
— учащиеся проявляют свою фантазию, творческое начало;
— формируется жизненная позиция ребёнка.
Но самое важное, на наш взгляд, это проявление инициативы, активности в добыче знаний самих учащихся и роли учителя только в виде направляющей, координирующей силы. Такой подход к проведению урока, несомненно, увеличивает ответственность учителя и затраченное на подготовку занятия время, но отличный результат стоит этих усилий.
Палитра ИМО довольно богата: многие из методов нам знакомы ещё со времён советской школы, что-то пришло к нам недавно из зарубежной практики, но все они направлены на активную деятельность ученика: на поиск информации, решение поставленной проблемы, выражение собственного мнения.
Наиболее популярными ИМО являются:
— «Мозговой штурм»
— «Дерево решений»
— «Карусель»
— «Денотатный граф»
— «Аквариум»
— Ролевая (деловая) игра
— «Силовое поле»
— «Лента ценностей»
— Метод проектов
— Метод кейсов
— ПОПС-формула
— «Капуста»
— «Реклама»
— «РАФТ»
Остановимся подробнее на тех методах, которые в большей степени способствуют развитию коммуникативных навыков у учащихся.
Метод «Реклама» помогает учащимся в паре или в группе оценить и охарактеризовать предмет, проявляя творческое мышление. За отведённое время (10–15 минут) учащимся необходимо создать рекламу, слоган к заданному понятию, предмету, отмечая его положительные, полезные стороны. Например, прорекламировать теорию Пифагора, Тихий океан или роман «Евгений Онегин».
Метод «Денотатный граф» основан на ассоциациях и представляется в виде графической схемы-цепочки: вверху листа А1 (или доски) пишется ключевое понятие, к нему подбираются глаголы, которые его характеризуют, от каждого написанного глагола тянется веточка-пояснение. Подобная работа может выполняться как в группах, так и в парах. Такой метод хорошо работает на развитие лексического запаса, аналитического мышления.
Метод «Капуста» отлично подходит для этапа закрепления или повторения пройденного материала, в котором участвует весь коллектив. Учащийся, сидящий на первой парте, пишет на листке бумаги вопрос по пройденной теме, далее сминает лист в комок и передаёт его соседу по парте, который обворачивает комок своим листом и также слегка сминает. Когда комок с вопросами дойдёт до последней парты, образуется большая «капуста», которая возвращается к первому ученику. Теперь учащиеся по очереди разворачивают «капусту» и отвечают на вопросы друг друга.
Метод «Аквариум» помогает развивать навыки диалога, когда малой группе учащихся нужно обсудить какую-либо проблему. Остальная часть класса не принимает участие в обсуждении, а лишь наблюдает за диалогом.
Метод «Лента (спектр) ценностей» применяется в спорных ситуациях, когда учащимся нужно принять какую-либо сторону спора и обосновать свой выбор. Для воплощения данного метода понадобится длинная бумажная лента, на концах которой написано «ЗА» и «ПРОТИВ». Учащимся предложено определиться с выбором и встать по одну сторону ленты. Когда все ученики займут свои места, наступает время для дебатов, когда участники доказывают свою точку зрения, объясняя свой выбор.
Метод ПОПС — формулы помогает учащимся выстраивать своё высказывание по определённому шаблону, что является сильным подспорьем для слабомотивированных или стесняющихся выступать учеников.
В качестве шаблона ученику даётся следующая подсказка:
П — позиция («Я считаю, что…»)
О — объяснение (или обоснование) ( «Потому что …»)
П — пример («Я могу это доказать это на примере …»)
С — следствие (или суждение) («Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»).
Применение интерактивных форм обучения — это требование времени. Богатый спектр творческих методов превращает образовательный процесс в увлекательное, нестандартное, приносящее удовлетворение всем участникам путешествие, конечным результатом которого будет личность ученика, способная к самоопределению в современном мире.
Литература:
- Болотюк Л. А., Сокольникова А. М. Применение интерактивных методов обучения на практических занятиях по теории вероятностей и эконометрике. — Науковедение, № 3, 2013.
- Лакоценина Т. П., Алимова Е. Е., Оганезова Л. М. Современный урок.
- Часть 4: Альтернативные уроки. (Научно-практическое пособие для учителей, методистов, классных руководителей, слушателей ИПК). Издательство «Учитель», 2007г.