Организация обучения устно-профессиональному общению на занятиях английского языка
Автор: Ибатулина Дарига Жомартовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
XXXI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2022)
Дата публикации: 09.06.2022
Статья просмотрена: 25 раз
Библиографическое описание:
Ибатулина, Д. Ж. Организация обучения устно-профессиональному общению на занятиях английского языка / Д. Ж. Ибатулина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 19-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/449/17081/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время приоритетным становится профессионально-ориентированное обучение иностранному языку. Иностранное общение становится важной составляющей профессиональной деятельности специалистов. Знание английского языка еще важнее для профессионального роста. Перед студентами стоит задача не только овладеть навыками общения на иностранном языке, но и получить знания по специальности.
К современному выпускнику учебного заведения с геологической направленностью предъявляется много требований. Так как в нынешнее время учебные заведения сотрудничают с ведущими иностранными компаниями, осуществляющими работы в геологической и нефтегазовой отраслях, необходимы специалисты не только с хорошим техническим образованием, но и умеющие общаться с зарубежными коллегами на английском языке.
В последнее время изучение вопросов формирования профессионально-ориентированной иноязычной компетентности у студентов неязыковых факультетов привлекает все больше внимание исследователей. На анализ данной проблемы большое влияние оказали научные труды Ф. Б. Абаевой, Г. В. Артамоновой, И. Г. Бакановой, А. П. Гречухиной, Ю. В. Гусаровой, Е. А. Данилиной, Е. А. Нелюбиной, Л. Г. Петрановской, Е. С. Полат, Н. В. Сидаковой и др. Однако многие вопросы, связанные с процессами формирования профессионально-ориентированной иноязычной компетентности у студентов неязыковых факультетов, остаются неизученными вообще, или изучены не в полной мере. На наш взгляд, недостаточно изученными являются причины возникновения тех или иных языковых особенностей Интернет-дискурса, а также влияние лингвистических особенностей общения в виртуальной среде на результат этого общения [1, с. 102–106]. Языковая подготовка, как отмечают некоторые ученые (Г. В. Артамонова [2], И. Г. Баканова [3], Е. А. Данилина, И. Ю. Жданкина [4], Ю. Ю. Сысоева, Е. А. Шамин, направлена на адаптацию специалистов к быстро меняющимся условиям функционирования современного рынка, на формирование способностей к установлению контактов с представителями зарубежных фирм, носителями иностранного языка и другой культуры».
Основной целью обучения профессионально-ориентированному иностранному языку является увеличение уровня владения иностранным языком, достигнутого на начальном этапе обучения, и овладение студентами необходимым уровнем коммуникативной компетенции для решения профессионально важных задач при общении с зарубежными коллегами. Для реализации этой цели в учебном процессе преподавателям необходимо скорректировать ведущие методы, приемы, технологии, средства и содержание обучения иностранному языку.
Основной проблемой при обучении устному общению на иностранном языке является небольшое количество учебных часов и большая загруженность студентов занятиями по специальным дисциплинам. В связи с этим преподаватели уделяют большое внимание развитию письменной речи на уроках иностранного языка: конспектирование, написание слов, написанию топиков или эссе, выполнению упражнений и других.
В КГКП «Геологоразведочный колледж» существуют группы с углубленным изучением английского языка. Рабочий учебный план составлен с учетом большого количества часов английского языка. Особое внимание уделяется изучению профессионального иностранного языка. Основной целью обучения английскому языку в среднепрофессиональном учебном заведении является практическое владение языком, что подразумевает умение работать с оригинальной технической литературой — владение ознакомительным, просмотровым (без словаря) и изучающим (со словарем) видами чтения, развитие навыков устной речи (темы, связанные с жизнью студента, страны изучаемого языка и будущей специальности), накопление лексического запаса. Профессиональный иностранный язык преподается со 2 по 4 курс.
Цель обучения английскому языку на 2–4 курсах — развитие навыков говорения, чтения профессиональных текстов и письма, аудирования (умение воспринимать информацию на слух). Задачи изучения — развитие навыков работы со словарем, чтения и перевода профессиональных текстов, накопление лексического запаса, закрепление активного грамматического минимума, развитие навыков устной речи.
Для совершенствования навыков работы с текстом и развития тех или иных языковых навыков и речевых умений на занятиях предлагаются следующие упражнения:
- Read and translate the text.
- Make up an outline of the text and retell the text.
- Make up problem questions and answer them in pairs.
- Discuss this problem with a partner who has a different point of view on this problem from yours.
- Act out the work of the round table and the exchange of views on this issue, expressing your opinion.
- Act as an interpreter. Work in pairs.
- Compare the formulation and solution of this problem in Kazakhstan and abroad.
- Organize a conference on the topic.
Важнейшим упражнением является работа над словом, успешным усвоением лексики, где основным материалом является сам текст. Текст же используется и для работы над языковыми явлениями.
Для любого профессионала иностранный язык является необходимым средством общения в профессиональной среде. Наибольшую актуальность приобретает деловой письменный иностранный язык. При этом важно иметь опыт делового письменного общения, так как можно выделить ряд конкретных преимуществ обучения деловому общению на иностранном языке. На сегодняшний день специалист любого профиля должен обладать умениями, необходимыми для ведения деловой переписки, поэтому возникает необходимость подготовки специалистов по навыкам ведения письменного делового общения.
Таким образом, студенты геологических специальностей должны демонстрировать использование иностранного языка в межличностном общении и профессиональной деятельности, обладать навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке, а также навыками публичной речи, аргументации и ведения дискуссии.
Литература:
- Амитрова М. В., Гусарова Ю. В., Нелюбина Е. А. Анализ процесса обучения иностранному языку и его влияние на формирование социально значимых качеств для профессиональной деятельности //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 102–106.
- Артамонова Г. В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка //Азимут научных исследований. 2015. № 3. С. 7–9.
- Баканова И. Г. Профессионально-личностное развитие студентов-будущих экономистов средствами иностранного языка //Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 5/1 (64). С. 106–111.
- Жданкина И. Ю., Сысоева Ю. Ю., Шамин Е. А. Активизация деятельности студентов направления подготовки высшего образования в процессе обучения в неязыковых образовательных организациях (на примере дисциплины «иностранный язык») //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 2. С. 88–90.