Адаптация детей раннего возраста. Игры с песком и водой | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Токарева, Е. Л. Адаптация детей раннего возраста. Игры с песком и водой / Е. Л. Токарева, О. Г. Шестак. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 16-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/452/17293/ (дата обращения: 16.10.2024).



Адаптация ребенка к детскому саду — это сложный процесс. Целью дошкольного учрежденияявляется создание благоприятных условий социальной адаптации ребёнка и его родителей в условиях детского сада.

В задачи учреждения входит:

оказаниепомощи в преодолении стрессовых состояний у детей раннего возраста;

— в атмосфере психологического комфорта развивать игровые навыки и произвольное поведение;

— способствовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Для того, чтобы ребёнку было легче войти в жизнь группы, необходимо постараться вовлечь малыша в игру, так как игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте.

Основная задача игровой деятельности в этот период:

— сохранение эмоционального благополучия (создание настроения, повышение жизненного тонуса, снятие напряжения и внутреннего дискомфорта ребёнка).

— установление первых контактов с ребенком, налаживание доверительных отношений, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Игры можно использовать самые разные: на дыхание (с придуманным сюжетом), подвижные игры, игры с предметами (пуговицами и пробками), с платочком или салфеткой, с водой и шампунем, с крупами (и фасолью, и горохом); игры с тестом, пластилином; игры на детских музыкально-шумовых инструментах; игры с песком и водой.

Каждая игра имеет свою ценность, свои задачи (на развитие речи, мелкой и крупной моторики, и т. д.)

Воспитатель, играя, заинтересовывает ребёнка, вовлекает в игру, завладевает его вниманием. Это способствует снятию нервного напряжения. Все игровые превращения в ситуации адаптации отвлекают ребёнка от переживаний, помогают воспитателю наладить связь с ребёнком, установить социальные контакты со сверстниками, и привыкнуть к новым условиям.

Чем скорее ребёнок адаптируется к условиям детского сада, тем быстрее начнётся всесторонне развиваться.

Вода притягивает к себе маленького ребёнка. Стоит только наполнить ведёрко или тазик с водой, как руки ребёнка туда тянутся. Если вы сегодня дадите ребёнку повозиться в песке или побулькаться в воде несколько минут, то, возможно, на следующий день он придёт в детский сад с большим желанием.

Стоит во время утреннего приёма сказать плачущему малышу: «Не плачь, пойдём с водичкой поиграем!» — слёз как не бывало, бежит в группу.

Игры с песком, так же, как игры с водой, вызывают неповторимые тактильные ощущения, доставляют удовольствие, и являются исцеляющей терапией. Игры могут быть с сухим и с мокрым песком. Когда пальцы малыша касаются песка, через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу.

Итак, Центр «Вода и Песок» — прекрасный посредник для установления контакта и доверительных отношений ребёнка с воспитателем. Играть можно ежедневно, с небольшой подгруппой детей (5–6 человек), продолжительностью 8–10 минут.

Игры с водой можно разделить на контактные и игры с предметами .

Контактные — это игры, в которых ребёнок принимает непосредственное участие, трогает водичку. Например, упражнение «Здравствуй, водичка»; «Тёплая — холодная».

С предметами — игры, в процессе которых дети овладевают различными действиями (вылавливание, зачерпывание). Например, упражнение «Ловись, рыбка»; «Переливашки».

Знакомить с правилами игр и приобщать к ним не стоит ранее, чем через два занятия.

От фартуков можно отказаться, так как дети всё равно намокают, после игр с водой деток можно переодеть. А после песка необходимо вымыть руки.

Рекомендации для проведения игр с водой и песком

  1. Встать вокруг центра, для того, чтобы каждый ребёнок имел свободный доступ к воде или песку.
  2. Сделать физкультурную разминку

— Руки поднять вверх- опустить — 2 раза.

— Выполнить наклоны в стороны — 2 раза.

— Приседания — 2 раза.

  1. Самомассаж

— Присесть, постучать по бордюру ладошками.

— Боковой стороной ладони.

— Кулачками.

— А затем погладить кисти рук и опустить руки в воду или в песок. (Поздороваться с водой или песком: «Здравствуй водичка»; «Здравствуй песочек»).

— Переливать воду из одной руки в другую; пересыпать песок из одной руки в другую.

— Хлопать по воде и песку.

Специально подобранная музыка в момент игр гармонизирует психоэмоциональное состояние ребёнка.

Присутствие игрового персонажа, его поддержка, добрый голос — настраивает детей на эмоционально-позитивную атмосферу.

Разнообразие игрового материала позволяет сделать игры увлекательными, побуждает детей к активному исследованию и самостоятельному решению задач.

При проведении первых адаптационных игрсводой и песком не обязательно придерживаться жёсткой структуры.

В играх обязательно должны присутствовать сюрпризные моменты.

Работа с родителями.

Как театр начинается с вешалки, так и работа с детьми раннего возраста начинается с приёмной:

— Обязательно сообщить родителям о проведении игр.

— Провести беседу и консультации по теме «Песок и вода — деток маленьких друзья».

— Изготовить буклеты и организовать фотовыставку.

При посещении детского сада малыши перестают плакать, проходят в группу с удовольствием. Хорошо идут на контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Как правило, у них хороший сон и аппетит. Дети активнее участвуют в различных игровых ситуациях.

В период адаптации игры с песком и водой имеют особое значение, так как обладают мощным ресурсом в сложном процессе привыкания, облегчают стрессовую ситуацию, тем самым оказывая существенное влияние на сохранение эмоционального и физического здоровья, и способствуют мягкой, успешной адаптации к новым для малыша условиям детского сада.

Литература:

  1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста /Н. М. Аксарина — М.: Просвещение, 1991.
  2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/Л. В. Белкина — Воронеж: Учитель, 2006
  3. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ — М.: Просвещение, 2003.-№ 3.
  4. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей / Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Губанова Г. В. — М.: Просвещение, 2003. — 80 с.

Похожие статьи

Тематическое занятие для воспитанников подготовительной к школе группы «Музыка Н. А. Римского-Корсакова в сказках А. С. Пушкина»

Кряжева Н. А. «Развитие эмоционального мира детей»./ Ярославль «Академия развития» 2010 г. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»/ Дубна: Феникс +, 2014. Радынова О. П. «Музыкальные ...

Возможности использования технологий социальной работы с детьми-сиротами по их устройству в семью

Рыбинский, Е. М. Управление системой социальной защиты детства. Социально-правовые проблемы [Текст] / Е. М. Рыбинский. — М.: «Прогресс», 2004. — 180 с. Холостова, Е. И. Технология социальной работы [Текст] / под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононово...

Малые формы детского русского народного фольклора как средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. А. Апполонова // Дошк. воспитание. –1992. — № 5–6. — С.5–8. Мацкевич А. Я. Малые формы фольклора — дошкольникам // Работа с книгой в детском саду / Сост.: В. А. Богуславск...

Фразеологические единицы с компонентом — именем числительным «два»: лингвокультурологический и семантический аспекты

Ключников С. Ю. Священная наука чисел / Ключников С. Ю. — М.: Беловодье, 1996. — 192 с. Маслова, В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В. А. Маслова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Акаде...

Эффективность и качество социальных услуг

Воронцова Татьяна Владимировна. Бытовое обслуживание в городе: состояние и перспективы развития // Проблемы развития территории. 2012. № 6 С. 45-53. Маяцкая И. Н. Эффективность и качество предоставляемых услуг в учреждениях социального обслуживания ...

Проблемы организации контрольной среды на предприятии

1. Герчикова З. Критерии эффективности диктует бизнес // Управление компа-нией. — 2009. — N9.- С.48–51. 2. Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 784 с. 3. Аудит: Практикум. Учебное...

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей, воспитывающихся в кадетской школе

Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с. Митяев А. М. Здоровьсберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяев 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с. Формирование здор...

Здоровье обучающихся в образовательных учреждениях

Бальсевич, В.К., Лобышева Л. И. Физическая культура, молодежь и современность. Теория и практика физической культуры, — 1995. — № 4 Варламов Д. Б., Егорычева Е. В., Чернышева И. В. Значение физической культуры для детей школьного возраста // Научное...

Технология деятельностного метода как эффективное средство реализации требований новых образовательных стандартов

Закон РФ «Об образовании». Выготский Л. С. Антология гуманной педагогики. М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…». – М.: 2007. Винокурова Н. К. Развиваем позн...

Компьютерная безопасность в сети

Школьная Энциклопедия. Персональный компьютер. Ю.Л. Кетков, А.Ю. Кетков, Д.Е. Шапошников. М., "Дрофа", 1997. В.Э. Фигурнов. IBM PC для пользователя. Изд. 6, М., "Инфра-М", 1995.

Похожие статьи

Тематическое занятие для воспитанников подготовительной к школе группы «Музыка Н. А. Римского-Корсакова в сказках А. С. Пушкина»

Кряжева Н. А. «Развитие эмоционального мира детей»./ Ярославль «Академия развития» 2010 г. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»/ Дубна: Феникс +, 2014. Радынова О. П. «Музыкальные ...

Возможности использования технологий социальной работы с детьми-сиротами по их устройству в семью

Рыбинский, Е. М. Управление системой социальной защиты детства. Социально-правовые проблемы [Текст] / Е. М. Рыбинский. — М.: «Прогресс», 2004. — 180 с. Холостова, Е. И. Технология социальной работы [Текст] / под ред. Е. И. Холостовой, Л. И. Кононово...

Малые формы детского русского народного фольклора как средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. А. Апполонова // Дошк. воспитание. –1992. — № 5–6. — С.5–8. Мацкевич А. Я. Малые формы фольклора — дошкольникам // Работа с книгой в детском саду / Сост.: В. А. Богуславск...

Фразеологические единицы с компонентом — именем числительным «два»: лингвокультурологический и семантический аспекты

Ключников С. Ю. Священная наука чисел / Ключников С. Ю. — М.: Беловодье, 1996. — 192 с. Маслова, В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В. А. Маслова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Акаде...

Эффективность и качество социальных услуг

Воронцова Татьяна Владимировна. Бытовое обслуживание в городе: состояние и перспективы развития // Проблемы развития территории. 2012. № 6 С. 45-53. Маяцкая И. Н. Эффективность и качество предоставляемых услуг в учреждениях социального обслуживания ...

Проблемы организации контрольной среды на предприятии

1. Герчикова З. Критерии эффективности диктует бизнес // Управление компа-нией. — 2009. — N9.- С.48–51. 2. Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009. 784 с. 3. Аудит: Практикум. Учебное...

Ценностное отношение к здоровому образу жизни у детей, воспитывающихся в кадетской школе

Лисицын Ю. П. Слово о здоровье. М., 1986, 192 с. Митяев А. М. Здоровьсберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяев 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192 с. Формирование здор...

Здоровье обучающихся в образовательных учреждениях

Бальсевич, В.К., Лобышева Л. И. Физическая культура, молодежь и современность. Теория и практика физической культуры, — 1995. — № 4 Варламов Д. Б., Егорычева Е. В., Чернышева И. В. Значение физической культуры для детей школьного возраста // Научное...

Технология деятельностного метода как эффективное средство реализации требований новых образовательных стандартов

Закон РФ «Об образовании». Выготский Л. С. Антология гуманной педагогики. М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…». – М.: 2007. Винокурова Н. К. Развиваем позн...

Компьютерная безопасность в сети

Школьная Энциклопедия. Персональный компьютер. Ю.Л. Кетков, А.Ю. Кетков, Д.Е. Шапошников. М., "Дрофа", 1997. В.Э. Фигурнов. IBM PC для пользователя. Изд. 6, М., "Инфра-М", 1995.