Концертная деятельность как средство развития общекультурных компетенций учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

XXXIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июль 2022)

Дата публикации: 06.07.2022

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Доброва, Е. Ю. Концертная деятельность как средство развития общекультурных компетенций учащихся / Е. Ю. Доброва. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 6-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/455/17374/ (дата обращения: 16.11.2024).



Изменение парадигмы современного музыкального образования вызывает необходимость реализации новых решений проблемы обучения и воспитания. Характерной чертой такого образования является гуманитаризация, призванная формировать духовность, культуру, целостное развитие всех сторон личности [1].

В Беларуси, как и в России, наблюдается кризис воспитания, обострившийся в связи с политическими и социально-экономическими событиями, изменением функции семьи. В условиях кризиса воспитания возникла угроза формирования негативных черт растущей личности: социальная зависть, агрессивность, нетерпимость по отношению к противоположным взглядам, мнениям, низкий уровень культуры и другие. Прослеживается риск чрезмерной виртуализации социально-культурной активности молодежи [1]. В то же время, современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые и компетентные личности [1].

Таким образом, одной из основных задач, стоящих перед современным учителем, является повышение уровня нравственной культуры личности учащихся. Очень важно найти соответствующие подходы, формы и способы воздействия на их нравственную и эмоциональную сферы.

Одним из ключевых подходов в современном образовании признан компетентностный. Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии А. В. Хуторской (г. Москва) выделяет семь групп ключевых компетенций для общего образования, среди которых есть и общекультурные компетенции. Их формирование предполагает не только овладение культурными знаниями, но и осуществление деятельности, способствующей трансформации этих знаний в нравственно-этические убеждения, в умения и навыки творческой деятельности, в способность ориентироваться в пространстве культуры [2].

Такая деятельность может осуществляться и вне школы — в социокультурном пространстве большого города. Школа в таком социокультурном контексте — это школа, преодолевающая свою закрытость, «читающая» текст социума, культуры, жизни. В таком случае, реализация педагогического потенциала социокультурной среды города дает возможность активно влиять на развитие личности. В этом случае, с одной стороны, социокультурная среда рассматривается как условие формирования и социализации личности, с другой стороны, она предполагает деятельностную активность человека по освоению и формированию своего жизненного пространства. Следовательно, в рамках образовательного учреждения необходимо обеспечить широкий спектр видов учебной и внеучебной деятельности, способствующих развитию личности, ее творческих способностей и необходимых компетенций.

Одной из таких видов деятельности может являться концертная деятельность учащихся, осваивающих факультативные занятия музыкальной направленности, за пределами школы — в музеях, библиотеках, художественных галереях, православных храмах, вузах города.

В практике преподавания духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей может осуществляться за счет расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами, в том числе традиционными религиозными общинами [3]. В Республике Беларусь такая деятельность возможна в рамках Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020–2025 годы. В перечень мероприятий этой программы входят, в том числе, духовно-просветительский проект «Святую Софию восхвалим!» и Дни православной культуры «Хвалите имя Господне!» [4].

Каждый из проектов имеет свои особенности — формат, количественный и качественный состав участников, место проведения, особую атмосферу.

Центральным событием может стать открытие фотовыставки, творческий вечер поэта, лекция. В каждом фестивале обязательно принимают участие клиросные хоры православных приходов г. Минска, звучит духовная поэзия.

Местами встреч слушателей и зрителей становятся залы библиотеки, музеев, художественной галереи, факультетов ВУЗов, территории православных храмов.

Однако методика накопления учащимися общекультурных компетенций не является репродуктивной, а включает в себя обязательный активно-деятельностный компонент — концертное выступление.

Выступления перед столичной публикой, владеющей слушательской культурой, тематика фестивалей, ее направленность на серьезную музыку, вызвали необходимость обогатить репертуар учащихся более сложными в смысловом и исполнительском отношениях произведениями композиторов — классиков: И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. Вавилова, Е. Доги, Г. Свиридова, Е. Глебова и других.

После тщательного отбора репертуара, начинается работа над произведениями. Задача педагога — глубоко изучить нотный текст, содержание, форму и стиль, найти необходимые звуковыразительные и технические средства для воплощения намеченной интерпретации. В целом работа над раскрытием содержания произведения — это работа над качеством звука, фразировкой, формой. Конечная цель такой работы с учащимися — найти и претворить в исполнении музыкальный образ, сформировать особое состояние души слушателя, установить контакт между сценой и залом.

На концертах духовной музыки и поэзии царит особая атмосфера, одухотворенное настроение, требующее и от исполнителей, и от зрителей соответствующего настроя, внимания и сосредоточенности. Глубина, высота — такие критерии исполнения интересуют слушателей, именно это привлекает в духовной музыке. Люди тянутся к красоте, пытаются найти духовную составляющую, в которой главное не земная эмоция, а нечто более высокое, внутреннее. Задача исполнителя — найти зерно, заложенное композитором, раскрыть мысль с помощью средств художественной выразительности, а задача слушателя — принять этот посыл, получить отклик в душе.

Культурно — образовательное пространство фестивалей отличается большим разнообразием, что позволяет широко использовать его возможности для решения воспитательных задач.

Музей, художественная галерея это пространство, аккумулирующие эстетический опыт человечества и предоставляющее индивиду возможность самоидентификации. Музей формирует эмоциональную культуру, художественный вкус, воспитывает бережное отношение к культурным ценностям, способствует адекватному восприятию предметов искусства. В музее формирование компетенций осуществляется через ценностное отношение личности и расширение чувственного опыта в процессе общения с памятниками культуры — музейных предметов и музейной среды, образного языка экспозиции и произведений искусства, обращения к культурным эталонам. Ежегодно учащиеся выступают с концертами в Национальном художественном музее Республике Беларусь, его филиале — Доме-музее Ваньковичей, художественной галерее «Университет культуры».

Современный православный храм, насыщенный христианской и национальной духовной символикой, представляет собой синтез искусств — архитектуры, поэзии, живописи, музыки. Сакральное искусство православного храма несет в себе, помимо духовного, еще и ряд социокультурных значений, таких как: мировоззренчески-ценностное, образовательно-просветительское, музейное, мемориальное, эстетическое. Поскольку тематика фестиваля насыщена православной культурой, учащиеся имеют возможность познакомиться и с духовной поэзией в исполнении авторов, и с духовной музыкой в исполнении клиросных и светских хоров, и с иконописным творчеством через лекции художников-иконописцев.

Специфику библиотечного пространства определяет библиотечно-информационная деятельность, ее культурные смыслы. В дни фестиваля для учащихся городские библиотеки становились центром творческого развития, площадкой, предоставляющей условия для общения между людьми различных поколений. Мы принимали участие в открытии художественных и фотовыставок, играли на вечерах духовной музыки и поэзии. Камерность обстановки, позволяющая создать эмоционально-позитивную творческую атмосферу, использование культурно-информационного фонда библиотеки как хранителя памяти, традиций, встречи с писателями, поэтами — все эти условия способствовали накоплению у учащихся собственного опыта вхождения в культурный социум общества, развивали эстетический вкус.

Выступления учащихся на факультетах вузовстановились для них своеобразными экскурсиями в возможную будущую профессию, предоставляли возможность окунуться в атмосферу студенческой жизни, «примерить» на себя роль студента. Концерты в высших учебных заведениях способствовали расширению кругозора, социальной адаптации, развитию коммуникативных навыков учащихся.

Одним из важных условий эффективности является насыщение воспитательной среды носителями духовно — нравственной культуры, которые создают поле «культурного напряжения», в котором учащийся ощущает живую связь поколений, познает себя через другого человека, расширяет сферу реального общения. Русский философ XX века Павел Флоренский утверждал, что «культура есть среда, растящая и питающая личность». Идентификация с образами личностей, персонифицирующих духовно-нравственные ценности, является ключевым условием саморазвития. На протяжении фестивальных дней учащиеся имели возможность творческого общения с такими личностями — настоятелем Прихода храма праведной Софии Слуцкой в г. Минске отцом Анатолием Мазолевским, поэтами, членами Союза писателей Беларуси Еленой Михаленко, Елизаветой Полеес, Ольгой Шпакевич, фотографом Константином Мельником, художниками — иконописцами Виктором Довнаром, Василием Бируком, актрисой театра и кино Еленой Шабат, дизайнером Людмилой Баировой, коллекционерами В. Колесинским, И. Судником и другими деятелями искусства.

Следовательно, в процессе освоения учащимися культурного пространства происходит формирование духовно — нравственных идеалов и ценностей с опорой на традиции православной культуры, постепенное накопление опыта общения с культурными ценностями. Показатели развития общекультурных компетенций учащихся представлены в таблице 1.

Таблица 1

Признаки общекультурных компетенций у учащихся

Когнитивный компонент

Ценностно-ориентационный компонент

Коммуникативно-деятельностный компонент

Показатели развития

Владение теоретическими знаниями в области культуры;

Способность оценить объект с точки зрения культуры;

Осознание своей идентичности современной культуре;

Осознание себя как продолжателя и хранителя культурных традиций своей страны.

Показатели развития

—Проявление интереса к социокультурным учреждениям;

—Разнообразие, регулярность их посещения;

—Способность эмоционально воспринимать и ценностно присваивать культурное наследие;

—Способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию, удовольствию от общения с культурными ценностями;

—Способность эмоционально оценивать произведения искусства, выражая к ним свое отношение;

—Культура поведения за музыкальным инструментом;

—Способность доносить до слушателя музыкальный образ;

—Способность управлять собственными эмоциональными состояниями в условиях творческой деятельности.

Показатели развития

—Владение навыками общения с культурными ценностями: умение вести себя в социокультурном учреждении, культура поведения и выражения эмоций;

—Способность сохранять устойчивое внимание при осмотре экспозиции, во время выступлений других участников фестиваля;

—Способность воспринимать предоставляемую информацию;

—Способность использовать информацию для самообразования, самопознания, творческой деятельности;

—Способность делиться этой информацией с родителями, друзьями;

—Способность к творческому общению с другими участниками ансамбля, оркестра, хора.

Таким образом, формирование общекультурных компетенции в социокультурной среде города посредством концертной деятельности учащихся обеспечивает не только функцию социально-культурного просвещения, но и вовлекает учащихся в культурную деятельность, которая способствует обогащению знаний о культуре, трансформацию этих знаний в нравственно-эстетические убеждения, нормы и принципы жизни, в умения и навыки творческой деятельности как важного фактора развития. Постепенно ключевые образовательные компетенции становятся средствами развития личных качеств и личных смыслов учащихся.

Литература:

  1. Концепция развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года.URL: https://edu.gov.by/kontseptsiya-do-2030-goda/ (дата обращения: 04.07.2022).
  2. Хуторской, А. В. Модель компетентностного образования / А. В. Хуторской // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-kompetentnostnogo-obrazovaniya/((((дата обращения: 19.05.2022).
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://pravobraz.ru/rasporyazhenie-pravitelstva-rf-ot-29–05–2015-n-996-r-ob-utverzhdenii-strategii-razvitiya-vospitaniya-v-rossijskoj-federacii-na-period-do-2025-goda/ (дата обращения: 04.07.2022).
  4. Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020–2025 годы. URL: https://adu.by/images/2021/02/pr-sotrud-MO-RB-Bel-pravosl-tserkov-2020–2025.docx/ (дата обращения: 10.05.2022).

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Декоративно-прикладное искусство как часть развития интеллекта учащихся

Поэтапное включение учащихся в различные виды творческой деятельности на уроках музыки

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Декоративно-прикладное искусство как часть развития интеллекта учащихся

Поэтапное включение учащихся в различные виды творческой деятельности на уроках музыки