Опыт работы по применению лэпбука «Театр» для развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Майорова, О. Ю. Опыт работы по применению лэпбука «Театр» для развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства / О. Ю. Майорова, Н. К. Герасименко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 5-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/458/17394/ (дата обращения: 15.11.2024).



Театр — искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты.

К. С. Станиславский

Театрализованная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей, является хорошей возможностью для раскрытия творческого потенциала детей, способствует развитию личности, воображения, фантазии, формирует у детей целеустремленность, воображение, умение общаться друг с другом и со взрослыми. Задача воспитателя — использовать стремление детей к творчеству в полной мере, так как творческий потенциал взрослого человека зависит от того, насколько полно были использованы эти возможности. Ведь все ценности культуры, будь то музыка, картины, литература и прочее, все это является результатом деятельности творческого человека, человека способного на полет фантазии и воображения. В дошкольном возрасте у ребенка возникают потребности в творческой деятельности, реализации своего потенциала. Творчество дает ему возможность раскрыть свою личность, выразить себя.

В нашем детском саду в рамках реализации годовой задачи: совершенствование работы по развитию творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства мы решили познакомить детей с разнообразным миром театра. И не просто познакомить, а донести информацию быстро, интересно и творчески. Для этого мы создали лэпбук «Театр».

По мнению В. А. Домниковой, лэпбук — это универсальное пособие, которое может быть использовано при подведении итогов проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. [1] Он может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.

Зубарева Л. К. отмечает, что «лэпбук — это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы». [2]

Лэпбук «Театр», созданный нами, это доступное, современное, многофункциональное, мобильное средство для развития творческого потенциала детей. Он дает детям возможность развить в себе актерские данные, умение применить свой опыт, развить фантазию и воображение. Действуя с лэпбуком «Театр» дети превращают свое пребывание в детском саду в сказку. В ходе творческой деятельности с данным пособием ребенок расширяет свой эмоциональный опыт, радуется общению, творит. В работе с лэпбуком дети получают удовольствие не только от результата, но и от процесса. Эта работа позволяет детям включить полет фантазии, наладить общение со сверстниками, взрослыми, дает уникальный опыт работы со многими формами и пособиями одновременно. Работу с лэпбуком мы используем с детьми старшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте они уже имеют некоторый опыт театральной творческой деятельности.

Цель нашего лэпбука «Театр» — расширение представлений детей о театре, как одном из видов искусства, воспитание интереса к театрально-игровой деятельности.

В процессе применения данного пособия мы поставили следующие задачи.

Образовательные:

— систематизировать знания детей о театре;

— познакомить детей с театром, разновидностями театра;

— закреплять знания детей о главных театральных профессиях, элементах театра;

— приобщить детей к театральной культуре.

Развивающие:

— развивать познавательную активность, творческие способности дошкольников через театрализованные игры;

— развивать монологическую, диалогическую речь дошкольников;

— расширять кругозор через импровизацию в постановках на свободную тему;

— развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление;

— развивать художественную фантазию и вкус.

Воспитательные:

— воспитывать у детей доброжелательное отношение к собеседнику, умение контактировать;

— воспитывать театральную культуру.

Наш лэпбук «Театр» представляет собой двухстороннюю ширму из трех панелей. Они держатся на креплении.

В средней части размещены разнообразные карманы, в них наглядно –демонстрационный материал, с помощью которого дети могут узнать о разных театрах мира, познакомиться с основными театральными профессиями , а также с правилами поведения в театре . Также предложены дидактические игры «Расскажи сказку» и «Из какой сказки герой?», театральные загадки и раскраски. С помощью игр формируется доброжелательное отношение друг к другу, дети учатся правильно соединять детали в единое целое, а также отлично запоминают названия и персонажей знакомых сказок. В процессе игр они стремятся примерить на себя роль актера.

На боковых панелях расположен кармашек с настольной игрой «Собери сказку», кармашек «Кроссворды, лабиринты, головоломки, ребусы викторины по сказкам», «Часики эмоций», «Маски». Благодаря этим развивающим играм у детей расширяется словарный запас, развивается образное мышление, фантазия, воображение, интонационно-речевая выразительность, эмоциональное восприятие.

На обратной стороне панели расположены артибуты разнообразных видов театра. Дети могут поиграть в пальчиковый театр «Ходилки», театр на палочках, театр на фланелеграфе. Фигурки, расположенные в кармашках могут дополняться и меняться по желанию детей.

Для того чтобы, полет детской фантазии и творческий порыв длился как можно дольше, мы рекомендуем данное пособие и родителям. На мастер-классе мы показали им возможности лэпбука «Театр», рассказали как можно использовать наполнение лэпбука для развития речи детей, мимики, жестов, силы голоса, тембра, ритма и т. д., дали рекомендации по организации домашних театрализованных вечеров, посиделок с настольными играми, входящими в состав лэпбука. Мы показали родителям, как можно совместно с ребенком сделать подобное пособие дома своими руками, ведь дети с удовольствием включаются в работу по его изготовлению: подбирают материал, игры, картинки, прикрепляютют их на основу.

Таким образом, лэпбук «Театр» эффективно используется педагогами нашего детского сада в практике работы с дошкольниками. Дети с удовольствием используют его как для самостоятельной деятельности, так и для реализации творческих идей, предлагаемых воспитателем. В процессе работы с лэпбуком у детей сформировалось представление о видах и устройстве театра и сцены, о театральном этикете, театральных профессиях, развился познавательный интерес, творческие способности и художественно-эстетический вкус.

Литература.

  1. Домникова В. А. Методические рекомендации по использованию лэпбука в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/28/metodicheskie-rekomendatsii-po-ispolzovaniyu-lepbuka-v-obrazovatelnom
  2. Зубарева Л. К. Методические рекомендации «Современная игровая технология «Лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников». https://www.art-talant.org/publikacii/28846-metodicheskie-rekomendacii-sovremennaya-igrovaya-tehnologiya-lepbuk-kak-sredstvo-poznavatelynogo-razvitiya-doshkolynikov
  3. Доронова Т. Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей / Т. Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2004.- 127 с.
  4. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности/ М. Б. Зацепина — М.: Сфера, 2010. — 128 с.
  5. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры / О. В. Солнцева — СПб.: Сфера, 2010. — 176 с.
  6. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованнойдеятельности дошкольников и младших школьников/ Э. Г. Чурилова — М.: ВЛАДОС, 2001. — 159с.
  7. Щеткин А. В. Театральнаядеятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5–6 лет/ А. В. Щеткин — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 110с.

Похожие статьи

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Интеллектуальная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на примере авторской разработки «Умники и умницы»

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Проект интегративного подхода к развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность по мотивам народной сказки «Гуси-лебеди»

Конспект совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста с применением ИКТ на тему «Весеннее чудо»

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Опыт работы по реализации проекта «Гироботы» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием робототехнического конструктора

Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Мастерская Криворучки» с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста

Использование компонентов образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» как эффективное средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

Похожие статьи

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Интеллектуальная игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на примере авторской разработки «Умники и умницы»

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Проект интегративного подхода к развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность по мотивам народной сказки «Гуси-лебеди»

Конспект совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста с применением ИКТ на тему «Весеннее чудо»

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Опыт работы по реализации проекта «Гироботы» с детьми старшего дошкольного возраста с использованием робототехнического конструктора

Использование проектной деятельности как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Мастерская Криворучки» с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста

Использование компонентов образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» как эффективное средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников