Произведение живописи на уроке изобразительного искусства
Автор: Евсюткина Полина Александровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
XXXV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)
Дата публикации: 16.08.2022
Статья просмотрена: 43 раза
Библиографическое описание:
Евсюткина, П. А. Произведение живописи на уроке изобразительного искусства / П. А. Евсюткина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17411/ (дата обращения: 15.11.2024).
Уроки изобразительного искусства действительно нужны и важны в современной школе. Отсюда их огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Художественное воспитание является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности. Урок изобразительного искусства должен увлечь школьников.
Поэтому изобразительное искусство позволяет ученикам младшей школы, опираясь на цветовое решение картины, сделать вывод о переданном художником настроении, чувствах изображённых героев, самостоятельно подойти к трактовке сюжета произведения. Обращение к картине с точки зрения колорита — необходимое, но недостаточное звено анализа, особенно для произведений бытового, исторического и сказочного жанров. Определив пафос полотна и приняв его основные акценты, важно продолжить работу. На наш взгляд, наиболее полный анализ состоит в интеграции следующих компонентов: ознакомление с цветовой гаммой полотна; обращение к традициям и обрядам народа; выявление исторических и религиозных событий.
Почему именно эти компоненты предложены как структура анализа?
Каждое произведение искусства интегративно. С одной стороны, в нём отражены определенные представления общества и конкретного человека о том или ином явлении, в другой — замысел выражается образами посредством цвета. Поэтому в анализе должно быть уделено внимание как основному средству выразительности — цветовому решению картины, так и отражению в полотне тех или иных сторон развития общества. Если анализ цветового решения определяется формой произведения, то обращение к выражению тех или иных представлений касается непосредственно содержания картин. Проанализировать содержание с точки зрения отраженных в нем идей — значит непосредственно обратиться к анализу тех традиций, исторических и религиозных основ, которые и составляют систему представлений, существующую в том или ином социуме. Но в разных жанрах по-разному отражаются те или иные представления. Только одни полотна это предлагают с достоверной точностью деталей и фрагментов (произведение исторического и сказочного жанров), другие — только намекают на те или иные моменты в развитии общества (например, произведения бытового жанра, портреты), третьи — выражают определённые идеи опосредованно (например, пейзажи, произведения декоративно-прикладного искусства). Таким образом, в каждом произведении живописи отражены представления об определенных традициях и обычаях, об исторических и религиозных событиях, но по-разному.
Анализ произведения искусства означает восприятие, адекватное замыслу автора, поэтому произведения различных жанров должны рассматриваться с учётом того, что хотел выразить в них художник. Хотя обращение к колориту полотна будет всегда присутствовать при анализе, некоторые акценты будут смещаться в зависимости от того, какую цель ставит автор при создании того или иного произведения.
Выделив три компонента анализа, необходимо определить доминирующую роль каждого из них при обращении к произведениям различных жанров. Так, ознакомление с цветовой гаммой полотна будет основой анализа для пейзажа и натюрморта. Обращение к традициям и обрядам — для произведений декоративно-прикладного искусства и полотен сказочного жанра, выявление исторических и религиозных основ — для картин исторического и бытового жанра, икон, но превалирование названных компонентов не означает отсутствие остальных, на них также обращается внимание при анализе.
Определив особенности анализа произведений различных жанров, обратимся к непосредственному рассмотрению полотен.
Иван Шишкин «Лесные дали»
Обращение к этому произведению может быть предложено на уроках изобразительного искусства и чтения, при ознакомлении с поэзией, посвящённой временам года.
Ознакомление с цветовой гаммой полотна
Дети рассматривают репродукцию картины, название не сообщается.
Какими красками написано полотно? (На переднем плане — светлыми, на заднем — тёмными.)
А почему? (На переднем плане — лесная поляна, от которой постепенно «растекаются» вдаль лесные массы.)
Представьте, что вы оказались на тропинке, изображённый на полотне, какое бы состоянии вы испытывали? (Спокойствие.)
Почему? (Потому что там тихо и свежо.)
А как краски передают спокойное е состояние? (Природа, не тронутая человеком).
Вы правы, с помощью красок мы ощущаем спокойствие. Давайте внимательно разглядим произведение; что нас привлекает на переднем плане? (Привлекает одиноко стоящая старая сосна, странно вытянувшаяся вверх на пустом пространстве). Обычно нетрадиционные формы ветвей характерны для деревьев, растущих в тесноте.
От нее на среднем плане справа налево идет полоса деревьев, постепенно увеличивающихся по высоте. Такая необычная композиция придает картине определенную степень реализма.
Если присмотреться, мы увидим с вами явление природы, какое? (Туман над озером.)
Да, леса тонут в сизоватой дымке утреннего тумана. А где-то возле горизонта видны поросшие хвойными лесами невысокие горные хребты. Они сообщают картине величавость, размеренность, широту.
Иван Шишкин написал своё произведение в XIX веке. Каждый художник в картине старался выразить своё отношение к Родине. Все это делали по-разному. Иван Шишкин писал русские пейзажи. Он показывал, как красива наша природа в любое время года. Смотришь на его картины и понимаешь, что невозможно не любить Русь, невозможно не любить эти леса, поля и равнины. Так художник выразил своё отношение к своей стране.
Расскажите, как он относится к ней? (Очень любил, восхищался её красотой.)
Обращение к приданиям древних времен
На картине изображено состояние природы. Давайте вспомним, как люди в древности относились к этому явлению природы. Почему они боялись тумана? (В славянском мире распространено верование, что «душа — это невидимый или едва видимый, прозрачный воздух, пар, туман, дым, дуновение ветра» и т. д.)
В религиозных традициях туман считают субстанцией души. Такое представление повсеместно отмечено во всем мире. В народных русских загадках туман — это Сивые кабаны (все поле залегли); Бела вата (плывет куда-то); Что подымается к небу без крыльев и без лестницы?)
В заключение дети ещё раз высказывают их отношение к полотну, говорят о чувствах, которые оно вызывает.
Анализ произведения декоративно-прикладного искусства.
На уроках изобразительного искусства или трудах, окружающего мира и др., в темах, посвящённых декоративно-прикладному искусству, учащиеся под руководством учителя рассматривают в качестве образца гребень (или фотографию) и отвечают, что в русских народных сказках гребень символизировал защиту: кинешь через плечо, и поднимется позади чаща густая. А поскольку волосы считались вместилищем особой силы, и даже души — состричь их было равносильно потери жизни, — то и расчесывать их должен был предмет, наделенный такой же большой силой. Учитель кратко объясняет принципы изготовления гребня, выбор и создание форм и украшений и росписи, технологии изготовления гребня.
Ознакомление с цветовой гаммой изделия
Какие цвета выбрал художник для украшения изделия? (Коричневый или белый, желтый.)
Почему он выбрал именно эти цвета? (Самые первые гребни делали просто — брали рыбий скелет, и использовали по назначению. Позже появились гребни из кости и дерева.)
Всем известны русские обряды, связанные с расплетанием косы невесты. Подружки расчесывали гребнем ее волосы и прощались с ней в девичестве, ведь в замужестве ее прическа будет спрятана под головным убором. А еще невесте дарили на счастье гребень с семью зубьями и изображением двух коньков. Гребни украшали различными животными или элементами природы (веточки с листьями, цветами, орнаментом и т. п.).
Обращение к приданиям древних времен
Гребни служили и для чесания — расчесывания — шерсти. Гребни были не просто украшением для волос, а еще и оберегом своего хозяина и его жилища от непрошенных гостей.
На самом деле он действительно производит сильное впечатление — этакий сказочный предмет, наделенный некой мощной незримой силой...
Вы правы, изделия получилось весёлым, радостным. Давайте посмотрим, что же изобразил на нём художник? (дети называют изображённый персонаж, даёт объяснение каждому символу на основе языческих представлений).
Птицы — добрые существа, приносящие на крыльях тепло и любовь. Они изображаются как пожелания тепла семейного счастья в тот дом, где будет находиться гребень, расческа.
Древожизни — старинный символ плодородия, бесконечности рождения. Этим изображением автор хотел пожелать хозяйке рождения детей. Кроме того, растения — постоянные спутники земледельца, его помощники. От плодородия земли зависит их рост, а значит, и жизнь самого крестьянина. Изображая растения, автор рассказывает о плодородии земли и благодарит землю-матушку за это.
Кони — древний добрый знак. Лошадей сравнивали с облаками, которые так же быстро передвигаются, как и эти животные. Облака приносят дождь, дающий возможность урожаю расти и созревать. Значит, облако — это добрая сила, и коней считали добрыми животными. Они помогали земледельцам в труде, войне, в бою, в доме по хозяйству. Конь — это животное, приносящее добро.
Рассмотрение символики на гребне, расческе можно привести в форме беседы, где дети отвечают на вопросы учителя. Если ученики не подготовлены к такой беседе, учитель просит называть изображённых персонажей и сам даёт им краткую характеристику. Подробное ознакомление с росписью позволяет раскрыть перед детьми некоторые представления древних людей об их жизни, которые нашли отражение в обычаях русского народа.
Птицы — прилёт птиц на Руси отмечается как праздник, что связано с представлением о перенесении ими тепла на крыльях. Тепло связывалась началом посева, полевых работ, от которых зависела жизнь земледельцев.
Растения награждались многозначительной символикой: поклонение им связывалось с пробуждением Земли от зимней спячки. Празднование Нового года — с елью, поклонение вербе — первому распустившемуся весной дереву, христианский праздник —Вербное воскресенье. Деревья олицетворяли жизнь (берёзу и рябину сажали рядом с домом как деревья, обеспечивающие жизнеспособность), помогали в излечении болезней (применение растений как лекарств).
Конь как добрая сила, охраняющая от злых духов, появился на крыше в виде конька-защитника дома от бед и напастей. Традиции вешать в доме подкову лошади тоже связано с наделением этого символа доброй силой.
Литература:
- Зотов А. И. Народные основы русского слова. — М.: Изд. Акад. Худ., 1963,-Т.2.
- Дмитриева Н. А. Изображение и слово. — М.: Изд.Искусство, 1962.
- Ванслов В.В О станковом искусстве и его судьбах
- Колокольцев Е. Н. Бытовая картина на уроке
- Колокольцев Е. Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. — М.:Изд. Просвещение,1992.
- Порудоминский В. И. Половина жизни моей... — М.:Изд. Просвещение,1987.
- Стасов В. В. Избранные статьи о русской живописи. — М.: Детгиз, 1962.
- Суздалев П. К. История советской живописи: Альбом — каталог. — М.: Советский художник, 1972.