Патриотическое воспитание современного школьника
Автор: Звеков Дмитрий Евгеньевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XXXV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)
Дата публикации: 14.09.2022
Статья просмотрена: 34 раза
Библиографическое описание:
Звеков, Д. Е. Патриотическое воспитание современного школьника / Д. Е. Звеков. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17424/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье описывается опыторганизации гражданско-патриотического воспитания в МБОУ «СОШ № 144 г. Челябинска».
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, онлайн-формат, Слет школ.
В контексте современного российского образования большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование» [1]. Проект направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Цель проекта является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Когда мы говорим о важности исторической памяти — мы понимаем приоритетную роль образовательных организаций в данном направлении.
Проекты, которые проходят в рамках гражданско-патриотического воспитания, всегда включают социальную составляющую, где цель — это поступок, так как в процессе воспитания, мы инициируем в поведении ребёнка позитивные поступки [2]. И чем больше их — тем лучше!
В городских образовательных событиях стараемся выделить для ребят ценности и позитивные качества, которые приобретается в той или иной степени: верность, жизнерадостность, забота о людях, сострадание, великодушие и другие. Причём делают это и педагоги, и родители.
Важным аспектом в сфере образования является внедрение и совершенствование мер социального партнерства. Выстраивание партнерских взаимоотношений в вопросах сохранения и преумножении исторических и культурных традиций российского общества для расширения образовательного пространства и привлечения дополнительных ресурсов согласуется с основными направлениями развития образовательной системы России.
В Челябинске традиционно в рамках городского Календаря образовательных событий проходит Слёт школ, носящих имена Героев Отечества «Имени Вашего достойны».
Слёт ориентирован на презентацию лучших социокультурных практик юных участников Сообщества именных школ «Наследники Героев», на отработку навыков военно-прикладной деятельности, на формирование патриотического сознания участников через коммуникации с социальными партнёрами и гостями мероприятия.
Два года назад Слет именных школ приобрел новый формат — онлайн-трансляции с площадок образовательных организацией и мест основных событий. Мы использовали информационно-коммуникационную образовательную платформу «Сферум» и канал школьного медиахолдинга «PROНас». Данный формат позволил расширить географию мероприятия. В 2021 году гостями Слета стали школьные команды из Москвы, Севастополя и Калининградской области.
Для внесения интерактивности в мероприятие была создана группа в социальной сети «ВКонтакте». В режиме онлайн проходят викторины, мастер-классы, фотоссесии, исполняются песни военных лет с размещением в данной группе. Так, в сети «Интернет» постепенно создается банк видеоматериалов, который используется для проведения других образовательных мероприятий.
В прямом эфире юные участники из разных школ, разных городов представляют визитки, общаются, играют, обмениваются опытом и делятся впечатлениями. Славная традиция передачи Кубка Слета именных школ была продолжена в онлайн эфире. Для ученического, педагогического и родительского сообщества также готовятся интересные выступления гостей Слета.
В 2021 году мероприятие было посвящено 80-летию Танкограда, акцент был сделан на вклад выдающихся личностей знаменитого Танкограда в историю Отечественного танкостроения.
Онлайн-формат увеличил географию Слета, что позволило включить в мероприятие еще больше ребят, педагогов и родителей из разных городов, больше рассказать об участниках Великой Отечественной войны, о городах и тружениках тыла, которые «внесли значительный вклад в достижение Победы.
В феврале 2022 в рамках совместной работы муниципальной образовательной системы на площадках школы № 144 и № 36 был проведен городской семинар «По улицам родного города: создание интерактивной образовательной экскурсии». Аудиторией были руководители музеев образовательных организаций, руководители кадетских классов и учителя истории. В ходе семинара педагоги поделились опытом использования современных интерактивных технологий для изучения родного города, включая объекты, связанные с увековечиванием памяти тружеников тыла и промышленным оборонным производством в годы Великой Отечественной войны. В программу семинара также были включены выступления специалистов Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской г. Челябинска.
Гражданско-патриотическое направление воспитательной работы школы № 144 также отражено в различных городских акциях.
Школа принимает участие в организационных этапах городской акции «Вахта памяти». Акция объединяет разные группы участников: воспитанников кадетских классов, которые несут вахту у Вечного огня; активистов школьных музеев, которые проводят образовательную экскурсию «У памяти на посту», школьников, которые посещают экскурсии и возлагают цветы к Вечному огню. Посещение участниками акции «Вахта Памяти» музеев Челябинского Тракторного Завода, Центра историко-культурного наследия города Челябинска, Государственного исторического музея Южного Урала, а также школьных музеев города Челябинска позволяет расширить знания в данной области.
Школа № 144 активно включилась в музейную акцию «Делаем музей вместе» — новый медийный продукт Музея образовательной системы города Челябинска, где участники размещают фотографию семейной реликвии и пишут легенду вещи, а также есть раздел образовательных видеоэкскурсий. Материалы располагаются на всероссийском портале музейвместе.рф и создают интересный виртуальный продукт.
Совместно с социальным партнером, Межрегиональной научно-просветительской общественной организацией «Урало-Сибирский Дом Знаний», школа № 144 участвует в проекте «Дорогами памяти». Мероприятие подразумевает разработку образовательных маршрутов по изучению памятников, связанных, в том числе, с тружениками тыла, распространению значков с информацией о проекте в виде пятиконечной звезды и QR-код с переходом на видеоконтент учредителя проекта.
В мае 2022 года Комитетом по делам образования города Челябинска школа № 144 удостоена правом представить опыт муниципальной образовательной системы в г. Москва на Круглом столе «Города трудовой доблести: ваша история — история трудовых подвигов». Флагманской темой встречи стало информационное продвижение бренда и проектов городов трудовой доблести.
Мы поделились опытом проведения Слёта школ, носящих имена Героев Отечества «Имени Вашего достойны», а также представило идею о проведении Всероссийского слёта актива городов трудовой доблести в онлайн-режиме, который может стать продолжением серии патриотических мероприятий, нацеленных на сохранение исторической памяти. Онлайн-площадка, которая соберет ребят из разных городов, позволит привлечь молодое поколение, расширить и углубить их знания о массовом трудовом героизме и самоотверженности в годы войны.
Литература:
1. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» рассмотрен и одобрен на объединенном заседании проектных комитетов по национальным проектам «Образование», «Наука», «Демография» и «Здравоохранение»; протокол от 21 октября 2020 года № 7/5/11/7
2. Методические рекомендации по организации работы региональных органов управления образованием по внедрению института специалистов по воспитательной работе на основе опыта пилотных регионов. — М.: Федеральный институт оценки качества образования, 2021
Похожие статьи
О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)
В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».
Воспитание гражданственности и патриотизма в современной школе
В статье авторы описывают опыт работы МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода в воспитании нравственности и патриотизма.
Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»
В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.
Педагогические условия использования цифровых образовательных ресурсов в процессе развития умений и навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках математики
В статье представлено исследование уровня самостоятельности младших школьников в МКОУ «Маломинусинская СОШ № имени Героя Советского Союза Н. И. Михайлова» с. Малая Минуса Красноярского края.
Организация экологического воспитания в школе (на примере МОУ «Гимназия № 53» г. Магнитогорска)
Статья посвящена опыту организации экологического воспитания в МОУ «Гимназия № 53» как части урочной, внеурочной и воспитательной деятельности с целью формирования экологической культуры обучающихся.
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.
Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте
Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...
Похожие статьи
О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)
В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».
Воспитание гражданственности и патриотизма в современной школе
В статье авторы описывают опыт работы МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода в воспитании нравственности и патриотизма.
Воспитание у детей 6-7 лет патриотизма в рамках работы кружка «Мой любимый город Киров»
В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Знакомство с родным городом в рамах кружковой работы для формирования нравственных качеств.
Педагогические условия использования цифровых образовательных ресурсов в процессе развития умений и навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках математики
В статье представлено исследование уровня самостоятельности младших школьников в МКОУ «Маломинусинская СОШ № имени Героя Советского Союза Н. И. Михайлова» с. Малая Минуса Красноярского края.
Организация экологического воспитания в школе (на примере МОУ «Гимназия № 53» г. Магнитогорска)
Статья посвящена опыту организации экологического воспитания в МОУ «Гимназия № 53» как части урочной, внеурочной и воспитательной деятельности с целью формирования экологической культуры обучающихся.
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.
Формирование первых чувств патриотизма в дошкольном возрасте
Статья посвящена обсуждению сущности понятия «патриотическое воспитание» в дошкольном возрасте. В ней отдельно рассматриваются современные подходы к организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в детских садах. А также в статье п...