Развитие речи учащихся как важнейшее условие формирования личностных и метапредметных УУД
Автор: Кузнецова Наталья Юрьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XXXV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)
Дата публикации: 28.09.2022
Статья просмотрена: 230 раз
Библиографическое описание:
Кузнецова, Н. Ю. Развитие речи учащихся как важнейшее условие формирования личностных и метапредметных УУД / Н. Ю. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 38-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17431/ (дата обращения: 15.11.2024).
Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Но самое главное, что овладение языком, речью — необходимое условие формирования социально активной личности. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения детей считаю развитие речевой деятельности учащихся.
Цель работы:предоставление обучающимся максимума возможностей для развития устной и письменной речи через разнообразие применяемых форм и методов обучения.
Ключевые слова: речь, виды речи, речевая деятельность, речевая культура, речевые умения, условия успешного развития речи.
Речь — это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.
Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста, и ответ ученика у доски.
В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной — это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Обычно выделяют четыре основных вида речевой деятельности.
- Чтение
- Аудирование.
- Устная речь.
- Письменная речь.
С самого начала речь возникает как средство общения. Развиваясь, ребёнок пользуется всё более сложными языковыми единицами. К семилетнему возрасту, дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса — в пределах разговорного стиля. На этом этапе важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Для ребёнка хорошая речь залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности называют мотивацией речи.
Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.
Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?
Первое условие — это потребность общения, или коммуникации.
Второе условие — создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи.
Материал должен быть общественно или личностно значимым. Это третье условие речевого развития.
Проблема развития устной и письменной речи обучающихся приобретает в наши дни все большую актуальность.
Овладение языком, речью — необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения детей считаю развитие речевой деятельности.
Существует общепризнанное мнение, что основной базой для решения задач развития речевой деятельности являются уроки русского языка и литературы, а основную роль играет учебник, как ведущее средство обучения. Несомненно, неоценимым достоинством учебников являются тексты, взятые из лучших произведений классической, художественной, научно-популярной литературы, произведения устного народного творчества, тексты не только доступны и близки жизненному опыту учащихся, но и оказывают определённое воздействие на душу ребёнка, заставляют его улыбнуться, погрустить и задуматься над некоторыми сторонами жизни. В учебниках присутствует система заданий и специальных упражнений, позволяющих развивать все виды речевой деятельности школьников, а также умение детей свободно пользоваться разным языком в различных ситуациях общения. В учебниках вполне достаточно упражнений, формирующих специальные речевые умения: различать текст, типы текстов, определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выделять части текста и композиционно правильно строить текст, и др.
Помощь в работе учителю оказывают помещённые в конце учебника словари. При изучении любой темы внимание учащихся может быть привлечено к работе со словарём.
Словарная работа в моем классе проходит каждый день. Дети пишут в классной работе от 3 до 5 словарных слов в зависимости от возраста и обозначают в них все орфограммы. Затем выполняют с одним из слов разные виды заданий.
Пон.- фонетический разбор
Вт.- разбор слова по составу
Ср.- подбор цепочки однокоренных слов
Чт.- морфологический разбор
Пт.- составление предложения и его синтаксический разбор
Но несмотря на все это, я считаю, что развитие речи детей происходит на всех уровнях обучения: и естествознания, и музыки, и математики и др. Речь ребенка необходимо развивать не в строго отведенное для этого время и. проводя только определенные программой виды работ, а стараться на каждом уроке использовать любую возможность для достижения поставленной цели, повышая КПД любого задания.
На уроках математики меня волнует развитие математической речи детей.
– Прежде, чем записать цифру 7, учащиеся рассказывают все, что знают о числе 7: однозначное, натуральное, предыдущее для числа 8, последующее для числа 6.
– квадрат- дай все названия данной фигуре- многоугольник, четырехугольник, квадрат, замкнутая ломаная линия.
– Чтение математических выражений- 5 вариантов: 3 плюс 2, 3 прибавить 2, 3 увеличить на 2, сумма чисел 3 и 2, первое слагаемое 3 второе слагаемое 2.
На уроках окружающего мира дети учатся писать стихи из 5 строк- синквейны.
На литературном чтении дети выполняют большое количество работ, направленных на развитие речи. Чтобы поддерживать живой интерес, я использую творческие задания. Н-р, составление кроссвордов по прочитанным произведениям, реклама прочитанной книги, создание книжек-малышек и т. д.
А также выпуск стенгазет, например мы выпустили Литературную газету на тему «СТИХИ О ДРУЖБЕ», составленную из стихов собственного сочинения.
Упражнения, применяемые мной на учебных занятиях, решают основные задачи речевого развития младших школьников гораздо глубже и шире, чем если бы я ограничилась работой только по учебному комплекту.
Я сделала важные выводы, которые могут представлять интерес для других педагогов:
– Работу над развитием письменной речи необходимо вести в определённой системе.
– Работу над развитием письменной речи надо начинать с 1 класса и опираться на развитие устной речи.
– Обучение письменной речи младших школьников должно происходить в ситуациях словесного творчества и общения младших школьников.
– Во время обучения, отношения между учителем и учащимися должны строиться в духе сотрудничества и взаимного доверия.
Подводя итог , надо заметить, что речевые упражнения как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учителя и учащихся. Временные неудачи не должны пугать ни тех, ни других.
Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху.
Как показывает практика, сформированность навыков речевой деятельности влияет на:
– сформированность личностных и метапредметных УУД;
– повышение качества успеваемости;
– сохранение качества успеваемости при переходе на вторую ступень обучения.
Литература:
- Михеева Т. Б., Печкурина О. В. Уроки развития речи в начальной школе. Книга для чтения. М. ООО РС 2005г.
- Обнорская О. А. Почему мои дети любят читать. Нач. шк. № 2 2000г.
- Шишкина Т. В. Новые методы и приемы в работе по развитию речи. Уроки развития речи в 4-ом классе. Нач.шк. № 9, 2006г.
- Югай Л. С. Формирование русского речевого этикета в начальной школе. Завуч нач. шк. № 6, 2003г.
Ключевые слова
речевая деятельность, речь, речевые умения, речевая культура, виды речи, условия успешного развития речиПохожие статьи
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста
Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...
Связь уроков русского языка и литературы при работе над выразительным чтением
Главная цель школьного обучения — формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современн...
Театрализованная деятельность в решении педагогических задач у старших дошкольников
В результате участия дошкольников старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности отмечается существенный скачок в динамике интеллектуального развития ребенка, развития их способности к речевой деятельности, которая в последствие перера...
Формирование языковой личности подростков
Языковая личность подростков — это совокупность способностей и различных характеристик, нацеленных на восприятие и создание продукта речевого процесса. Процесс развития языковой личности необходимо корректировать при помощи педагогических и психологи...
Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе
Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...
Речевое развитие младших школьников
Работа по развитию связной речи в начальных классах закладывает основы важнейших интеллектуально-речевых умений, имеющих большое значение на дальнейшее развитие социально-активной личности.
Особенности работы над лексикой на уроке русского языка в 6-м классе
Данная статья посвящена проблеме развития лексических навыков у учащихся 6 класса в контексте обучения русскому языку в общеобразовательных школах Казахстана. Изучение лексики является неотъемлемой частью языкового образования, способствуя формирован...
Программа внеурочной деятельности «Будь здоров!». Направление: безопасность жизнедеятельности
Одной из важнейших проблем человечества является восприятие и отработка лавинообразного потока информации в любой отрасли его жизнедеятельности, умение адаптироваться в окружающем нас мире и выжить. Но в наше время появилась возможность нового вида д...
Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством
В статье описан опыт работы по воспитанию и формированию звуковой культуры речи, раскрываются навыки и механизмы речи, этапы в работе над произношением речи, представлены дидактические игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, слуховог...
Похожие статьи
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста
Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена изучению особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Целью речевого развития является оказание помощи ребенку в овладении им грамотной, красивой, выразительной устной речи на родном язык, передавать в речи свои мысли, ...
Связь уроков русского языка и литературы при работе над выразительным чтением
Главная цель школьного обучения — формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современн...
Театрализованная деятельность в решении педагогических задач у старших дошкольников
В результате участия дошкольников старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности отмечается существенный скачок в динамике интеллектуального развития ребенка, развития их способности к речевой деятельности, которая в последствие перера...
Формирование языковой личности подростков
Языковая личность подростков — это совокупность способностей и различных характеристик, нацеленных на восприятие и создание продукта речевого процесса. Процесс развития языковой личности необходимо корректировать при помощи педагогических и психологи...
Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе
Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...
Речевое развитие младших школьников
Работа по развитию связной речи в начальных классах закладывает основы важнейших интеллектуально-речевых умений, имеющих большое значение на дальнейшее развитие социально-активной личности.
Особенности работы над лексикой на уроке русского языка в 6-м классе
Данная статья посвящена проблеме развития лексических навыков у учащихся 6 класса в контексте обучения русскому языку в общеобразовательных школах Казахстана. Изучение лексики является неотъемлемой частью языкового образования, способствуя формирован...
Программа внеурочной деятельности «Будь здоров!». Направление: безопасность жизнедеятельности
Одной из важнейших проблем человечества является восприятие и отработка лавинообразного потока информации в любой отрасли его жизнедеятельности, умение адаптироваться в окружающем нас мире и выжить. Но в наше время появилась возможность нового вида д...
Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством
В статье описан опыт работы по воспитанию и формированию звуковой культуры речи, раскрываются навыки и механизмы речи, этапы в работе над произношением речи, представлены дидактические игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания, слуховог...