Нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

XXXV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)

Дата публикации: 27.09.2022

Статья просмотрена: 621 раз

Библиографическое описание:

Боробова, Е. В. Нравственное воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Е. В. Боробова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 62-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17433/ (дата обращения: 15.11.2024).



Нравственное воспитание личности было и остаётся важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Проблема формирования положительно ориентированной личности ставится не только в массовых образовательных школах, но и в коррекционных. С каждым годом этот вопрос становится всё более актуальным. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно — нравственного развития,

гражданского становления подрастающего поколения. К сожалению, в последнее десятилетие всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается определённый стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу, служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность. Принципы гуманистического характера образования, сформулированные в Федеральном законе «Об образовании», выражают современную государственную политику в области воспитания. Её основу составляют цели и задачи всестороннего развития способностей, самоопределение личности, создание условий для её самореализации, взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений. В основополагающем государственном документе в сфере образования — Национальной доктрине образования Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ 4 октября 2000г. № 751) — впервые за многие десятилетия определены основные цели воспитания, пути их достижения, ожидаемые результаты развития системы образования из несколько десятилетий. Социальный заказ государства на воспитание человека — современного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны нашёл своё отражение и в других важнейших документах — Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования до 2030 года.

На комплексное решение обозначенных в этих документах задач сегодня должна быть направлена деятельность всех учреждений системы образования, в том числе и коррекционной школы. Для этого необходимо создание благоприятной образовательной среды, содействующей разностороннему индивидуальному развитию и духовно — нравственному становлению личности школьника, а именно, атмосферы любви, внимания к каждому ребёнку и взаимопонимания между всеми участниками педагогического процесса; личный пример взрослого, приоритет нравственных ценностей как важнейшего фактора эффективного внимания, творческое содружество и взаимодействие детей и взрослых. Перед коррекционной школой 8 вида в числе наиболее важных, стоят задачи формирования базовой культуры личности, высоких нравственных качеств; основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, любви и бережному отношению к природе, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов, коллективизма, организованности, успешной социализации в обществе, формирования основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни, на основе которого вырабатывается интерес к труду, трудолюбия, развиваются навыки самообслуживания с целью подготовки к самостоятельной жизни.

Задача нравственного воспитания состоит ещё и в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство Эти задачи решаются путём проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития умственно отсталых детей, на формирование личности и социальную адаптацию. Большую часть времени учащиеся проводят в стенах школы, поэтому особенно остро стоит вопрос о создании сферы, т. е. того микроклимата, который будет формировать у ребёнка положительные качества личности — доброты, справедливости, уважения к старшим, порядочности по отношению к окружающим, бережливости, трудовой активности и. т. д.

Воспитательную работу в классе я планирую совместно с моей напарницей и классным руководителем. На мой взгляд основное содержание воспитания культуры поведения умственно отсталых школьников — это воспитание у них культуры внешнего вида, культуры речи и культуры общения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

С первого года пребывания детей в школе я старалась научить их приёмам самообслуживания. Перед началом утренней, вечерней личной гигиены в младших классах показывала, советовала и приучала детей к опрятности и чистоте. Для того, чтобы быть всегда чистым и опрятным, надо иметь немногое; воду, мочалку, мыло и полотенце. Всё остальное зависит от самого себя. Хочу рассказать об одной девочке из моего класса, которая воспитывается в интернате, потому что мама её бросила. Ш. Алсу очень трудно приучалась выполнять правила личной гигиены. Потребовалось время, чтобы убедить и приучить её соблюдать элементарные гигиенические правила. До сознания девочки старалась довести, сведения о том, что правила гигиены, опрятности и аккуратности нужно выполнять постоянно, самостоятельно на основе самодисциплины, а не только по указанию и по требованию взрослых.

Неоднократно проводила с детьми беседы «Чистота — залог здоровья», «Режим дня», «Как я чищу зубы», «Зачем человек ест», «Красивые зубы — красивая улыбка» и практические занятия «Как нужно умываться, чистить зубы» и др. С детьми инсценировали сказку К. Чуковского «Мойдодыр». Прочитали и обсудили рассказ Воронковой

«Маша — растеряша», сказку К. Чуковского «Федорино горе» и. т. д. Во время уборки в спальнях и классе показывала приёмы труда, советовала детям, как лучше организовать уборку в классе.

Теперь дети выросли и учатся уже в 6 классе, они овладели необходимыми навыками, поэтому перед работой я ставлю перед ними конкретные цели и задачи.

На мой взгляд, успех всей учебной и воспитательной работы в группе зависит и от того, насколько быстро мы сумеем у детей пробудить чувства коллективизма и сплочённости. Хорошо организованный коллектив — это большая сила. Сплочение детского коллектива я начала с установления согласованности единых педагогических требований учителя и воспитателя к учащимся, потому что считаю, что чёткая, слаженная работа классного руководителя и воспитателей — необходимое условие формирование коллектива. В школе-интернате эта согласованность и целеустремлённость особенно нужны. Большое значение в воспитании у детей чувства коллективизма и ответственности перед коллективом имеют поручения, поэтому я стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик обязательно выполнял какое-либо поручение, активно участвовал в жизни класса и школы, а не стоял в стороне. Для этого стараюсь поручения ребятам давать не навязчиво, с учётом их желания. Дети сами распределяют обязанности, я подсказываю, советую, чем и как следует заняться, кому лучше дать то или иное задание. Мои советы, как правило, принимаются. Формирую мнение, что распределение поручений — дело самих ребят.

Основой сплочения детей на мой взгляд является и совместный коллективный труд, практический опыт самих ребят. Я особо тщательно продумываю виды и организацию труда детей.

Трудятся ребята по трём категориям;

1) труд по самообслуживанию, когда дети сами убирают класс, спальни, столовую, моют посуду, приводят в порядок свои вещи, обувь, бельё, одежду, стирают и гладят и. т. д.;

2) труд на пришкольном участке. Учащиеся весной занимаются посадкой овощей, цветов. Летом прополкой травы. Осенью убирают урожай;

3) труд общественно полезный. Дети убираю свой участок, следят чтобы не было сорняков. Участвуют в очистке улиц посёлка, помогают пожилым в их быте.

Важно с первых же дней увлечь детей разнообразной деятельностью, создать такие условия, чтобы каждый воспитанник мог заняться в свободное время полезным делом и быть организатором, примером, вдохновителем, вовлекая в него других.

Учащийся нашего класса Миша С. заинтересовался вязанием на спицах и стал потихоньку овладевать навыками вязания носков. На его примере и другие научились этому увлекательному занятию. На сегодняшний день все 11 учащихся владеют техникой вязания, а 8 учащихся овладели ещё и навыками вязания крючком салфеток, косынок, шляпок, сумочек. Кроме того, все дети с удовольствием вышивают швом «Верёвочка». Ребята класса активно участвуют в школьных конкурсах и неоднократно являлись их призерами с учётом их желания. Дети сами распределяют обязанности, я подсказываю, советую, чем и как следует заняться, кому лучше дать то или иное задание. Мои советы, как правило, принимаются. Формирую мнение, что распределение поручений — дело самих ребят.

A. С. Макаренко подчёркивал, что игра имеет важное значение в жизни человека, она является подготовкой к труду, должна постоянно заменяться трудом». Игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, возникновению чувства симпатии и антипатии. Безусловно, активность не у всех детей одинаковая, и это я стараюсь учитывать во время проведения игр.

Например, Алсу Ш. и Вова Ж. старались играть поодиночке в стороне. Во время организации игры я ненавязчиво, не приказывая, включала этих ребят в игру. Алсу и Вова сейчас с желанием стали принимать участие в коллективных играх. Избираем помощников — хозяйственников. В их обязанности входит получение, доставка, хранение продуктов, воды и обеспечение питанием во время похода.

Санитары запасают медикаменты, консультируются с медсестрой. Игровики и физорги подбирают игры, планируют проведение соревнований по бегу, прыжкам. Назначаются повара, официанты. Таким образом, ещё до похода все ребята знают кому, что и как делать. Без такой предварительной подготовки поход не даёт желаемого результата. Во время похода обращаю внимание ребят на пение птиц, и на голубизну неба, на постройки видные вдали, на сады и. т. д. Зоркие глаза и чуткие уши ребят всё это живо воспринимают. У ребят приподнятое, радостное, бодрое настроение. Походы их особенно сближают. Сильно влияют на развитие чувств коллективизма экскурсии на производственные предприятия.

Цель каждой экскурсии я серьёзно продумываю, заранее договариваюсь с руководством посещаемого предприятия и отдельными рабочими о содержании выступления. Так, шестиклассников мне хотелось убедить, что без знаний нет творческого труда. Во время экскурсии на хлебозавод ребята узнали о точных расчётах муки, дрожжей, соли, песка, воды для теста на хлеб, увидели рабочие места лучших мастеров цеха. Учащихся поразила необыкновенная чистота, порядок, аккуратность, вкусный запах и аппетитный хлеб, которым угостили детей. Как прав. И до встречи с рабочими на их рабочем месте заставляют ребят серьёзно относиться к своим поступкам, к своей жизни в интернате. В классе мы организовали кружок «Путешествие в мир сказок». Моя работа продолжается в течении 5 лет. За это время мы с детьми прочитали, обсудили и инсценировали много сказок. Чтение и обсуждение прочитанного способствуют развитию навыка диалогической речи, умению формулировать собственные мысли и чувства, доказывать свою точку зрения.

Обыгрывание различных ситуаций воспитывает в детях умение находить выход из них. Например, при чтении сказки «Два жадных медвежонка» дети обыграли ситуацию и высказали своё мнение о поведении этих героев, привели примеры из собственной жизни. Осуждали жадность. Во время подготовки и проведении открытых мероприятий: сказки «Репка», «Кукольного театра», «Праздника Букваря», утренников «В мире сказок», «Мир волшебный, мир чудесный», «На балу у Золушки», «Путешествие в сказку» я с ребятами обсуждала сюжеты и жизненные ситуации героев, дети давали характеристики каждому герою и отмечали их положительные и отрицательные качества. После таких обсуждений детям легче. На основании вышеизложенного мне хочется сделать следующие выводы. Нравственное воспитание личности умственно отсталого ребёнка — одна из важных задач коррекционной школы и это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности умственно отсталого ребёнка, и предлагает становление его отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания формируются у умственно отсталых школьников чувства патриотизма, интернационализмов, товарищества, коллективизма, активное отношение к действительности, глубокое отношение к людям труда. Общественная направленность коллективной деятельности пробуждает у детей желание замечать, что же можно сделать, чтобы жизнь стала лучше.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как, долг, честь, совесть, достоинство. Решающее значение имеет положительный опыт детей. Воспитание протекает главным образом и прежде всего в повседневной жизни ребёнка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам принципам и где он может сам убедиться в их необходимости.

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед воспитателем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей.

Особенное значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность школьников в небольших группах сверстников, которые могут специально создаваться воспитателем или возникать сами.

Воспитательный процесс должен обеспечить осознание детьми нравственной стороны поведения и отношений. Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и самооценку.

На этом я никак не завершаю разговора о развитии нравственных качеств личности у умственно отсталых детей. Наоборот, хочу ещё раз обратить внимание, что необходимо серьёзно задуматься над этой проблемой и учителям, и воспитателям, и родителям. Ведь в наших руках судьба будущего поколения. Мы — творцы. И нам нужно стараться совместными усилиями создавать то общество, в котором нам самим хотелось бы жить.

Литература:

  1. Каирова И. А. и канд. пед. наук. Богдановой О. С. Азбука нравственного воспитания. Под ред. Д. А35 чл. АПН СССР Изд. 2е, перераб. И доп. М., «Просвещение», 1975.320 с… (Б-ка учителя нач. классов.).
  2. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Соч, в 7- ми т., т.4, М 1957, c. 383.
  3. Богданова О. С., Калинина О. Д. Содержание и методика нравственно — этических бесед с старшим школьниками. Пособия для учителя — 2-е изд., дораб. — М., «Просвещение» 1985 -176 с.
  4. Никитин А. Ф. Нравственно-правовое воспитание учащихся. Из опыта H86 работы: Кн. для учителя. — М.: «Просвещение», 1986–143 с.
  5. Бычкова С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. — 2е изд., испр. и доп. — М.; АРКТИ,2003.- 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  6. Островская Л. Ф. Беседы о нравственном воспитании дошкольника; Кн.для воспитателей дет. сада. — М., «Просвещение» 1987–144 с.
  7. Плещаков А. А., Александрова В. П., Борисова С. А. Зелёный мир вокруг нас. Методическое пособие Изд-во «Просвещение» 2002.
  8. Оверчук Т. И. Мой родной дом. Программа нравственно патриотического воспитания. — М., 2004–136 с.
  9. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации то 4 октября 2000г. № 751.
  10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской федерации от 29 декабря 2001г. № 1756 -р.
  11. Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002–2004 годы. Приложение № 1 к приказу Минобразования России от 2001. 02 № 193.
  12. Блюмина М. Т. Журнал «Дефектология». Изучение аномальных детей. № 3 1984г. ст.19–23.
  13. Морозова Н. Г. Журнал «Дефектология». Особенности поведения и развития нравственных отношений умственно отсталых школьников.№ 1 1989г. ст.63.
  14. Борщанская М. К. Журнал «Дефектология». Создание воспитательной системы в школе 8 вида. Развитие положительных качеств у детей с интеллектуальной недостаточностью. № 4 2004 г. ст. 39–45.

Похожие статьи

Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Развитие двигательной активности у обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Личностное развитие и социальная адаптация детей с умственной отсталостью и инвалидностью в дополнительном образовании

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Социализация детей с умственной отсталостью, проживающих в условиях учреждения интернатного типа

Экологическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях специального образовательного учреждения

Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду

Похожие статьи

Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Развитие двигательной активности у обучающихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Личностное развитие и социальная адаптация детей с умственной отсталостью и инвалидностью в дополнительном образовании

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Обучение детей со сложным дефектом в условиях образовательного учреждения

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Социализация детей с умственной отсталостью, проживающих в условиях учреждения интернатного типа

Экологическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Воспитание и обучение детей со сложным дефектом в условиях специального образовательного учреждения

Нравственное воспитание детей 5-6 лет в детском саду