Нейропсихологические методы и приемы в работе учителя-дефектолога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Виноградова, С. И. Нейропсихологические методы и приемы в работе учителя-дефектолога / С. И. Виноградова, Ю. В. Хомякова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 69-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17435/ (дата обращения: 15.11.2024).



В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей со сложной структурой дефекта. Справиться с возникшими проблемами при помощи коррекционных игр и упражнений детям и взрослым помогают учителя-дефектологи.

Если возникают трудности с восстановлением какой-либо нарушенной функцией, специалист ищет способ эту функцию компенсировать (заместить другой). При этом замечается, что в современном меняющемся мире традиционные психолого-педагогические методы уже не так справляются со своей задачей, как раньше. Поэтому на помощь традиционным методам приходят новые, например, такие как нейропсихологические.

Работа нейропсихолога направлена на те же проблемы детей, что и дефектолога, однако ищет их причину он в соответствующих зонах головного мозга. Благодаря выявленным причинам отклонений, специалисты эффективнее справляются с дефектами.

Поэтому современные дефектологи все чаще применяют на своих занятиях нейропсихологические методы и приемы. Конечно, учителям-дефектологам образовательных организаций под силу воплотить лишь часть нейропсихологической коррекции. Ведь полноценную нейропсихологическую коррекцию может провести только нейропсихолог.

Тем не менее, внедрение в коррекционную работу новых специальных методик актуально для детей любого возраста. Тем более применение нейропсихологических методик дает положительную динамику при коррекции любых нарушений.

Еще одна проблема современности заключается в плохой школьной успеваемости детей. Учителя и родители бьют тревогу. Наиболее частая причина этого явления — несформированные определенные структуры головного мозга детей. В итоге школьники просто не справляются с учебной нагрузкой.

Бывает такое, что ребенок здоров и психически, и физически, но незрелость определенных структур головного мозга приводит к неуспеваемости в школе. Чтобы помочь таким детям преодолеть возникшие трудности, педагогам необходимо знание нейропсихологии. Решить эту проблему помогут нейропсихологические упражнения с детьми. Они не только разовьют нужные психические функции, но и будут стимулировать и гармонизировать работу правого и левого полушарий.

С каждым годом растет количество школьников, испытывающих трудности. Ранее за основные причины школьной неуспеваемости принимали неправильное воспитание и проблемную социальную среду. Сейчас же видно, что зачастую испытывают трудности дети из благополучных семей.

В то же время успешные в школе дети зачастую страдают головными болями, проблемами с желудочно-кишечным трактом и различными невротическими проявлениями. Они, можно сказать, жертвуют своим здоровьем ради хорошей школьной успеваемости.

Самыми трудными в освоении являются такие предметы, как русский язык, литература (чтение) и математика.

Если прислушаться к жалобам детей, можно понять, с какой проблемой мы имеем дело. Например:

  1. Ребенок часто акцентирует внимание на то, что не может запомнить материал, никак не получается что-то выучить, часто забывает информацию. Очевидно, что у него проблемы с памятью.
  2. Ребенок часто чего-то не замечает, пропускает, упускает из виду — трудности развития внимания.
  3. Ребенок непонятлив, не может усваивать учебный материал, так как не понимает, что прочел или услышал. У такого ребенка проблемы с мышлением, скоростью обработки информации.
  4. Ребенок жалуется, что не может чего-то представить. У такого ребенка проблемы с воображением.

Таким образом, внимательно слушая и наблюдая за ребенком, можно понять, с какой проблемой развития высших психических функций связана его неуспешность.

Для успешного обучения в школе у ребенка на достаточно высоком уровне развития должны быть различные функции.

Одна из таких функций — внимание (произвольное, устойчивое, с достаточным объемом и концентрацией и распределением).

Благодаря устойчивости и концентрации внимания у ребенка есть способность долгое время удерживать внимание на том или ином объекте деятельности, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Хороший объем внимания помогает понимать инструкции, особенно объемные по содержанию.

Возможность одновременно воспринимать разную информацию (имеется ввиду разными анализаторами) — это называется распределением информации. Именно с функцией распределения информации чаще всего у детей возникают проблемы. Нейропсихологи связывают наличие этой проблемы с несформированностью глубинных отделов мозга. Однако, к началу обучения в школе все эти отделы должны быть достаточно развиты, следовательно и уровень развития внимания.

Вторая функция — работоспособность. Если организм ребенка быстро утомляется, то страдает и первая функция — внимание, появляется нестабильность активности (пики умственной работоспособности сменяются полными спадами активности). Такие дети часто «отключаются» в деятельности, когда нужно наоборот сосредоточиться. За уровень работоспособности также отвечает «ствол» мозга.

Следующая функция — саморегуляция и контроль своей деятельности. В случаях, когда ребенку необходимо приложить какие-либо усилия для достижения цели (выполнения задания), включается воля. За нее и отвечает самоконтроль. Воля — это способность ребенка контролировать свои действия, соблюдать инструкции и требования. За самоконтроль отвечают лобные отделы головного мозга. Они полностью формируются к 15–18 годам, но неосознанно на примитивном уровне ребенок 7-ми лет может контролировать свою деятельность.

Также важное значение имеет восприятие. При этом хорошо, когда у ребенка развиты все виды восприятия в равной степени, так не возникает перекоса в получении информации и не возникает «однобокого» представления об объекте.

Ребенок может «зеркалить» или путать буквы, не уметь скопировать узор, держать строку при письме, если у него нарушено зрительное восприятие. Ему трудно будет скопировать фигуру, держаться в строке при письме. За ту функцию отвечают теменно-затылочные и теменно-височно-затылочные отделы головного мозга.

Ребенку может быть трудно понимать слуховые инструкции, различать близкие по звучанию фонемы, если имеются проблемы со слуховым восприятием. За слуховое восприятие отвечают височные отделы головного мозга.

Следующая важна в обучении функция — речь. Если у ребенка бедный словарный запас, нарушения звукопроизношения и другие речевые проблемы, он будет испытывать трудности в школе.

Следующая не менее важная функция — это память. Здесь также важно достаточное развитие всех видов памяти (слуховая, зрительная, двигательная). Зрительная память чаще выступает ведущей, поэтому больше всего страдает обычно слуховая. За нее в головном мозге отвечают височные отделы левого полушария. Если у ребёнка наблюдаются проблемы со всеми видами памяти, это говорит о том, что у него несформированы общий блок питания всех отделов головного мозга и глубинные его отделы.

Также крайне важно достаточное развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умозаключение).

Важно заметить, что трудности переключаемости у ребенка, излишняя медлительность или наоборот расторможенность говорит о несформированности заднелобных отделов головного мозга. Такие дети могут, например, застревать при письме или писать одну букву или слог несколько раз подряд.

Также крайне важно достаточное развитие межполушарного взаимодействия. В норме оно созревает к 8 годам, но уже к старшему дошкольному возрасту может быть на достаточно высоком уровне развития. Межполушарное взаимодействие необходимо во всех сферах жизни, в любой деятельности.

Также у ребенка должен быть нормальный тонус в руках, он должен уметь правильно держать карандаш или ручку.

И последняя важная функция — достаточное развитие зрительно-моторной координации (например, при чтении или списывании).

Мы рассмотрели основные важные функции ребенка с точки зрения нейропсихологии и нейрофизиологии. Теперь разберемся, что же такое нейропсихология?

Нейропсихология — это наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого полушария).

Другими словами, нейропсихология занимается изучением развития высших психических функций, при этом учитывая локализацию этих функций в структуре головного мозга, по-другому это называется структурно-функциональным подходом к изучению психических процессов. Изначально нейропсихология как наука разрабатывалась для преодоления проблем взрослых пациентов с органическими поражениями ЦНС. Теперь же используется повсеместно в работе и с детским и со взрослым возрастом.

Нейропсихологические занятия строятся так, чтобы сохранять баланс между двигательными упражнениями, игровыми, работой за столом. Однако набор заданий определяется исключительно по результатам обследования ребенка.

Коррекционная работа ведется по трем основным направлениям:

  1. Формирование основ для становления базовых высших психических функций.
  2. Развитие и коррекция межполушарного взаимодействия.
  3. Стимулирование развития познавательных функций.

Ведущий метод нейропсихологической коррекционной работы — метод замещающего онтогенеза. Благодаря базовому воздействию на сенсомоторный уровень, происходит активизация и развитие высших психических функций. Цели этого метода: становление единой организационной системы мозга, реализация полноценного развития личности ребенка. Благодаря использованию этого метода в работе дефектолога достигаются стабильные результаты.

Для психического развития ребенка используются так называемые кинезиологические упражнения. Они помогают в коррекции и развитии межполушарного взаимодействия, а также обеспечивают систематизированную работу полушарий мозга.

Нейропсихологические упражнения благоприятно сказываются на развитии детей. Благодаря систематической работе, у ребят улучшается работа обоих полушарий мозга, укрепляется и обеспечивается взаимодействие тела и психического развития. Каждое из упражнений воздействует на определенный участок мозга ребенка и активирует процесс, объединяющий мысль и движение. Благодаря этому дети лучше усваивают новый учебный материал, ведь он воспринимается в буквальном смысле умом и телом.

Учителя-дефектологи могут использовать нейропсихологические методы в работе с детьми с различными нарушениями: речевыми, интеллектуальными, нарушениями эмоционально-волевой сферы, двигательными трудностями. Также использование в коррекционной работе нейропсихологических приемов помогает создавать базу для успешного преодоления психоречевых нарушений. Благодаря этому работа дефектолога идет быстрее и выполняется наиболее качественно.

Виды нейропсихологической работы с ребенком:

  1. Коррекционный (работа, направленная на коррекцию и развитие всех психических функций путем воздействия на те или иные отделы головного мозга при помощи специальных упражнений, благодаря чему ребенок становится более успешен на занятиях и в повседневной жизни).
  2. Эмоционально-реабилитационный (работа, направленная на преодоление эмоционально-волевых трудностей ребенка при помощи создания ситуаций успеха, благодаря чему у малыша повышается учебная мотивация, ребенок обретает уверенность в своих силах).
  3. Стимулирующий (работа, направленная на развитие мотивации ребенка, создание ситуация, побуждающих его к разнообразным видам деятельности).

Примеры трудностей ребенка и упражнений на их устранение:

  1. Если ребенок испытывает трудности в ориентировке в пространстве и времени, справиться с этим помогут графические диктанты, копирование узоров, работа с графиками и таблицами, работа с маршрутами, копирование точек, зеркальное рисование и другие.
  2. Если у ребенка проблемы с памятью, с трудом заучиваются стихи, полезно будет чтение стихов под хлопки, игра «снежный ком» и т. п.
  3. Малыш не может пересказать текст, не понимает смысла рассказов, с трудом выводит главную суть произведения? Помогут такие упражнения и игры как «Объясни инопланетянам», классификации слов от общего к частному, чтение под стук, игра «Окошко», нахождение между словами общего и различного и т. п.
  4. Если ребенок очень долго включается в работу, помогут: игра «Дутибол», задания на скорость, игры с элементами соревнования и т. п.
  5. Если у ребенка плохая концентрация внимания, отлично подойдут корректурные пробы, рисование дорожек двумя руками, графические диктанты, зеркальное рисование и т. п.
  6. С быстрой утомляемостью ребенка справятся такие упражнения как поднятие воображаемой штанги, упражнение «Шкала тональностей», игра «Дутибол» и т. п.
  7. Медлительность малыша устранят упражнения: «Прыжки по квадратам», «Нос-пол-потолок», игра «Цветные карточки», игры на скорость, дополнение слогов до слов на скорость, игра руками на столе «Кошки-мышки» и т. п.
  8. Если у ребенка чрезмерная импульсивность, помогут копирование узоров, упражнение «Нос-пол-потолок», зеркальное рисование, графические диктанты и т. п.
  9. Если у ребенка проблемы с воображением, отлично подойдут: дорисовка элементов так, чтобы получились целые различные объекты, придумывание историй по карточкам и другие.
  10. Ребенок слушает, но «не слышит» инструкцию, тогда пусть читает стихи под хлопки, рисует графические диктанты, рисует по словесной инструкции взрослого, читает с ответами на вопросы и т. п.
  11. Если ребенок не умеет логически мыслить, подойдут упражнения: «Объясни инопланетянам», рисование фигуры по образцу без отрыва руки от бумаги, 4 лишний, задачки/загадки с подвохом, нахождение общего и различного между предметами, составление рассказа по опорным словам и другие.
  12. Если у ребенка гипо-/гипертонус в руке, подойдет копирование узоров, рисование с закрытыми газами, рисование двумя руками, игра «Шкала тональностей» и другие.
  13. С бедностью словарного запаса справиться помогут ассоциативные цепочки, угадывание предмета по признакам, 4 лишний и т. п.
  14. При плохой слухоречевой памяти отлично подойдут следующие упражнения: чтение под стук, запоминание фразы с постепенным ее усложнением и другие.
  15. Улучшить зрительную память помогут запоминание фигур и дальнейшее их рисование, запоминание фигур и изображений в них, вставлять в текст недостающие слова после его полного прочтения, запоминание изображений на карточках и т. п.

Таким образом, нейропсихологические приемы и упражнения значительно облегчают работу дефектологов и логопедов, делают их работу более результативной. И мы считаем, что любой современный специалист должен использовать эти упражнения в своей практике.

Литература:

  1. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов ВУЗов. М:2019.
  2. Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми. М: АЙРИС-пресс, 2019.
  3. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2008.
  4. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения. М: АЙРИС-пресс, 2018.
  5. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002.

Похожие статьи

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Методы и приёмы в работе учителя-дефектолога с детьми с задержкой психоречевого развития

Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Диагностическая культура классного руководителя в воспитательном процессе современной школы

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Мнемотехнические формы и приёмы работы с детьми с ментальными нарушениями

Психолого-педагогические особенности скорости мышления в процессе обучения

Психолого-педагогические условия развития речи у детей старшей группы детского сада

Похожие статьи

Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда как средство формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями речи

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Методы и приёмы в работе учителя-дефектолога с детьми с задержкой психоречевого развития

Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Диагностическая культура классного руководителя в воспитательном процессе современной школы

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Мнемотехнические формы и приёмы работы с детьми с ментальными нарушениями

Психолого-педагогические особенности скорости мышления в процессе обучения

Психолого-педагогические условия развития речи у детей старшей группы детского сада