К вопросу о здоровом образе жизни курсантов вузов ФСИН России
Автор: Витовская Ядвига Дмитриевна
Научный руководитель: Лысухин Антон Михайлович
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
XXXV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)
Дата публикации: 26.09.2022
Статья просмотрена: 15 раз
Библиографическое описание:
Витовская, Я. Д. К вопросу о здоровом образе жизни курсантов вузов ФСИН России / Я. Д. Витовская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 96-100. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/461/17438/ (дата обращения: 18.12.2024).
В последние годы поток желающих получить юридическое образование в ведомственных вузах ФСИН России не ослабевает. Профессорско-преподавательским составом таких вузов накоплен большой опыт работы с курсантами. Преподаватели кафедры боевой и физической подготовки строят свою работу с учетом специфики состава учебных групп, ведомственной направленности. Не касаясь общих вопросов методики проведения занятий по физической подготовке, отметим, что вся деятельность педагогов направлена на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление организма курсантов.
Не секрет, что здоровый образ жизни, в большей мере зависит от конкретной линии поведения субъекта, его ценностных ориентаций, установок и мотивов деятельности. Формирование у курсантов вузов ФСИН России потребности в здоровом образе жизни обусловлено не только сосредоточением усилий на преодоление факторов риска различных заболеваний, борьбу с вредными привычками, пропаганду гигиенических знаний, но и воспитанием таких качеств мышления и поведения человека, которые в наибольшей степени способствуют становлению ценностного отношения к его здоровью и жизнедеятельности в целом.
Уяснение значимости здорового образа жизни не гарантирует соблюдения его требований, поскольку практическая реализация такого образа жизни определена множественностью факторов, среди которых духовные, социальные, экологические, экономические, организационные и т. п. Согласимся с тем, что главной действующей силой, способной коренным образом изменить отношение каждого человека к своему здоровью, является сфера образования и воспитания [6, с. 170]. Именно образование и воспитание могут сформировать такие личностные качества, позволяющие утвердить в нашем обществе традиции здорового образа жизни.
В специальной литературе, посвященной здоровому образу жизни, выделяются основные элементы, позволяющие изучить данную категорию. Так, И. Ф. Демидова к числу основных элементов здорового образа жизни относит труд, благосостояние, быт, культуру, образование, общественно-политическую деятельность, здоровье населения, физкультурно-спортивную деятельность [2, с. 66]. По мнению Э. Н. Вайнера, здоровый образ жизни определен как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств [1, с. 114]. Здоровый образ жизни выступает как целостная структура, включающая объективные факторы (способ совместной деятельности, общественная связь людей) и субъективные факторы (цели общения, интересы и мотивы деятельности, ценностные ориентации) [5, с. 93]. Есть мнение, что здоровый образ жизни, включает четыре категории: экономическую «уровень жизни», социологическую — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни» и социально экономическую — «уклад жизни» [3, с. 367]. Интересен взгляд, определяющий здоровый образ жизни как совокупность антропометрических, клинических, биофизических и других показателей с учетом пола, возраста, а также ряда факторов среды, среди которых социальные, природно-климатические (региональные) условия и наследственность [7, с. 61].
Исследуя здоровый образ жизни, В. М. Наскалов пришел к выводу, что признаки, отражающие его сущность представляют собой самостоятельную качественность. Среди признаков выделены уровень и гармоничность физического развития, резервные возможности организма, уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности, наличие или отсутствие хронического заболевания, дефекта развития, уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, способность освобождаться от метаболитов и эндотоксинов [4, с. 155].
Различное понимание здорового образа жизни приводит к мысли, что основными его составляющими являются внешний и внутренний факторы. Внешний фактор определен социальной средой, материальными, природными и бытовые условиями, культурой, макро- и микросредой. Внутренние факторы характеризуются потребностно-мотивационной сферой личности, ее ценностными ориентациями, интересами, отношениями, самооценкой, индивидуальными свойствами и особенностями. При этом здоровый образ жизни во всех случаях предусматривает активное и сознательное участие личности в изменении объективных условий жизни.
На наш взгляд в формировании здорового образа жизни важная роль отведена социокультурной деятельности. Ценности социокультурной деятельности могут быть представлены накопленными специальными знаниями, спортивной техникой, технологиями спортивной подготовки, методиками оздоровления, лучшими образцами моторной деятельности, спортивными достижениями, всем тем, что создано для физического и духовного совершенствования, оздоровления и организации здорового образа жизни. Такие ценности должны закладываться по цепочке, сначала в семье, в школе и впоследствии в образовательном учреждении.
В заключение хотелось бы отметить, что назрела настоятельная необходимость в создании теоретической базы, которая устанавливала бы главнейшие первоосновы здорового образа жизни, общие специфические черты здорового организма, отличающие его от нездорового организма. Естественно, что указанные первоосновы будут отражены в рабочих программах дисциплин и реализованы при проведении учебных занятий. Таким образом, курсанты вузов ФСИН России сохранят и укрепят свое здоровье.
Литература:
- Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. — М.: Флинта, 2001–416 с.
- Демидова И. Ф. Изучение представлений молодежи о здоровом образе жизни // Новая наука: Стратегии и векторы развития. — 2016. — № 118–3. — С. 65–67.
- Карапузова С. В., Четова Ю. А. Формирование здорового образа жизни путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера образовательной деятельности // Молодежь и научно-технический прогресс: Сборник докладов XII международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 3 т., Губкин, 18 апреля 2019 года. — Губкин: Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2019. — С. 365–368.
- Наскалов В. М., Ильинский А. Н., Спащанская В. П. Теоретико-методологические и практические основы формирования здорового образа жизни // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. — 2010. — № 11. — С. 152–159.
- Софроние А., Софроние В. Роль социализационных сетей в продвижение здорового образа жизни // Международный научно-исследовательский журнал. — 2019. — № 2(80). — С. 92–95.
- Тихонова В. А., Данилова А. М. Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры: на примере формирования здорового образа жизни студента // Наука через призму времени. — 2019. — № 6(27). — С. 169–172.
- Файзуллина Р. М., Викторов В. В. Образ жизни родителей как детерминанта укрепления, сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни у детей // Вестник спортивной науки. — 2022. — № 3. — С. 57–63.