Реализация этнокультурного компонента в дошкольной образовательной организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Реализация этнокультурного компонента в дошкольной образовательной организации / Г. С. Кузьминых, Е. С. Югова, И. А. Веткина [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/463/17486/ (дата обращения: 23.11.2024).



Ежегодно в детские сады России приходит все большее детей разных национальностей. Прежде всего, это дети иммигрантов из других стран: белорусы, украинцы, таджики, армяне и другие. Дети, живя в другой стране, часто испытывают трудности в общении друг с другом.

Причина этого — культурные и религиозные особенности. Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Декларация прав ребенка гласит, что «Ребенок должен оберегаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо другую форму дискриминации. Он должен расти в духе взаимопонимания, толерантности, мира между народами и всеобщего братства, а также в полном понимании, что способности должны отдаваться служению на пользу других людей» [2].

Этнокультурного образование призвано организовать процесс, в котором бы совершалось постижение детьми этнической, общенациональной и мировой культуры, духовное обогащение, вырабатывание готовности и умения проживать в многокультурной среде.

Формирование терпимости создается из воспитанности, благожелательного взаимодействия с людьми, толерантности к особенностям культуры и традиций, уважения, равного отношения. Поэтому появляется необходимость уже с ранних лет развивать в ребенке уважение к людям, чьи взгляды отличаются от собственных. Это поможет дошкольникам отыскать общий язык с представителями иных культур [1].

В образовании крайне мало вопросов уделяется возобновлению утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Основы такого воспитания отводятся дошкольной образовательной организации. Воспитатель является посредником между ребенком и культурой и обязан демонстрировать и передавать культурные ценности дошкольникам, развивать толерантность к представителям различных национальностей. Воспитательно-образовательный процесс ДОО на основе этно- и поликультурного содержания необходимо организовывать во всех направлениях становления и развития дошкольника. Для этого необходимо создавать в ДОО развивающую предметно-пространственную среду, способствующее формированию у детей представления о человеке в истории и культуре:

— подборки книг и открыток, игр и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;

— уголок краеведения с образцами народного быта;

— образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых);

— художественная литература (сказки и легенды народов мира).

В дошкольной образовательной организации целесообразно оборудовать мини-музей на национальную тематику, а в каждой группе создавать центр, с целью знакомства воспитанников с бытом, традициями, ремеслами народов.

Для того, чтобы помочь дошкольнику раскрыть мир национальных культур, сформировать многосторонние представления о многообразии культур, воспитать положительное отношение к культурным различиям народов необходимо проводитьзанятия. Например, на занятиях по развитию речи дети знакомятся со сказками, поговорками, пословицами, былинами, легендами разных народов, с последующей беседой по их содержанию.

Театрализованная деятельность содержит в себе: художественную литературу, игру, устное народное творчество, народную игрушку, национальную куклу, национальный костюм; музыку, живопись декоративно-прикладное искусство;

В изобразительной деятельности дети знакомятся с народным рисунком, орнаментом, архитектурой, живописью.

При знакомстве с народными играми обеспечивает процесс этно- и поликультурного воспитания, происходит приобретение знаний о национальных особенностях разных народов.

Педагог не сможет привить им любовь к разным культурам, с которыми они встречаются, без взаимодействия с родителями. Ведь семья формирует идеалы и общественно — социальные установки, составляющие в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и установок [1, с. 21]. Поэтому в современных условиях воспитательного процесса существует необходимость привлечения родителей в союзники педагогам по формированию поликультурного воспитания. Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Для этого используются методы, направленные на активизацию взаимодействия детей и родителей, которые также устанавливают взаимодействие между детским садом и семьей [3]:

  1. Выпуск семейных газет. Выпуск газеты в начале учебного года должен стать традицией в ДОО. Педагоги могут разработать макет листа газеты, а родители совместно со своими детьми наполнить его содержанием. Получится по газете на каждого ребенка. Эти газеты дети могут листать в течение года, узнавая много интересного у семей своих друзей и товарищей. Одна из страниц «Семейной газеты» может представлять генеалогическое древо семьи. Это поможет углубить знания детей о семье, в которой они родились, историю ее появления и становления. На страничке «Семейный календарь» можно узнать о том, какие праздники отмечают в семьях: государственные, национальные и семейные. На странице «Мой город» могут быть изображены дом или улица, где живет ребенок, его любимые места в городе и многое другое.
  2. Проектная деятельность. В настоящее время в ДОО активно используется метод проектов, когда родители могут подключиться к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов. Аналогично проводится знакомство группы детского сада с городами и странами, в которых побывал ребенок с родителями.
  3. Выставки совместных поделок. В детском саду дети вместе с родителями могут оборудовать мини-музеи, например «Изба народов Прибайкалья», а в каждой группе должен быть центр «Моя малая Родина», с целью знакомства воспитанников с бытом, традициями, ремеслами народов Прибайкалья: русских, бурятах, эвенках и воспитания уважения к людям различных национальностей и их обычаям. Каждый может принести из своих домов старинные предметы быта, утвари. Помимо музеев коллектив детского сада может проводить выставки совместных работ родителей и детей на самые разные этнические темы. Это могут быть поделки из природного и бросового материалов, приуроченные к праздничным датам.
  4. Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей. «Фестиваль культур разных народов», «Вместе дружная семья», «Рождество», «Масленица», «День семьи», «День матери», «День отца», «День Победы», «Весенние посиделки», «8 марта» и многие другие.

В работе педагогического коллектива может стать традицией изучение укладов семьи каждого ребенка, приходящего в детский сад. Мир каждой семьи очень интересен и удивителен, его жизнь течет внутри своей культуры. В результате ребенок, начиная с 4-х лет, постепенно осознает свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык внутри семьи. Поэтому необходимо знакомить детей разных национальностей с многообразием жизненного уклада. Это будет способствовать воспитанию толерантности, любознательности.

Приведенные традиционные формы работы ДОО с семьями сплачивают детей и взрослых, способствуют развитию свободного общения между ними. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, содействует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети приобретают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся проявлять свои мысли и чувства. Такие проекты приносят всем чувство радости, удовлетворенности. Это еще один повод сплочение детского сада и семьи.

Совместная работа педагогов и родителей позволит в условиях дошкольного учреждения сформировать у детей дошкольников представление о культурных различиях, приобщить их к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Литература:

  1. Белоусова Е. Л., Ложникова Н. А., Сибирский педагогический журнал, Нравственное воспитание детей. Изд.: ФГБОУВПО «Новосибирский государственный педагогический университет, 2017. — 64 с.
  2. Декларация прав ребенка, от 20 ноября 1959 года — URL: http://www.un.org/ru/ — Организация объединенных наций.
  3. Хухлаева О., Хакимов Э., Поликультурное образование, Изд.: Юрайт, 2017, 288 с.

Похожие статьи

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Развитие родительской компетентности в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Формирование детского коллектива в дошкольном образовательном учреждении

Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий

Создание предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Реализация организационно-педагогических условий развития новых форм взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной образовательной организации

Похожие статьи

Формирование этнокультурной самоидентификации обучающихся в воспитательном пространстве образовательных учреждений

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Развитие родительской компетентности в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Формирование семейных традиций в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций

Формирование детского коллектива в дошкольном образовательном учреждении

Организация успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий

Создание предметно-развивающей среды в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Реализация организационно-педагогических условий развития новых форм взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе подготовки детей к школе

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Методическое сопровождение молодых педагогов дошкольной образовательной организации