Реализация системно-деятельностного подхода в обучении
Авторы: Ровенских Галина Николаевна, Дронова Елена Васильевна, Безрукова Галина Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XXXVI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, октябрь 2022)
Дата публикации: 26.10.2022
Статья просмотрена: 20 раз
Библиографическое описание:
Ровенских, Г. Н. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении / Г. Н. Ровенских, Е. В. Дронова, Г. В. Безрукова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 30-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/463/17495/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье авторы пытаются рассказать о системно-деятельностном подходе в обучении как форме обеспечения результативности в реализации ФГОС.
Ключевые слова : виды деятельности, системно-деятельностный метод, дидактические принципы, формы и методы обучения.
Проблемы школы в настоящее время обсуждаются очень активно. В соответствии с положениями нового стандарта полученные знания не должны лежать мёртвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Акцент в обучении ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Главное внимание должно уделяться развитию видов деятельности ребёнка, выполнению проектных, исследовательских работ. Ученик должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры, истории и традиций страны, периодической печати, публикаций, радио, телепередач, интернета. В связи с этим происходит изменение роли учителя и ученика на уроке.
Школьникам наших школ необходима помощь в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы; в умении «увязывать» со знаниями свой жизненный опыт.
Ведущей целью системы российского образования является развитие личности на основе освоения универсальных способов деятельности, которая достигается организационно-дидактическим и психологическим изменением педагогических процессов:
– Новыми принципами обучения (деятельностного обучения).
– Новыми методами обучения (решение системы учебных задач).
– Новым методом учения (исследовательский).
– Новыми формами обучения (групповая и в парах).
– Обновлённой системой обучения (классно-урочная система, дополненная лабораторно-исследовательской).
Системно-деятельностный метод даёт комплексный ответ на вопрос о том, как обеспечить высокую результативность в реализации ФГОС. Необходимо опираться на новую систему дидактических принципов:
1) Принцип деятельности (учащиеся сами достигают поставленных целей).
2) Принцип психологической комфортности (создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества)
3) Принцип непрерывности: преемственность между всеми ступенями обучения содержания и методики.
4) Принцип минимакса (каждому ребенку предлагается содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивается его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний) (Л. В. Занков)
5) Принцип вариативности (выбор программ, учебников).
Деятельностный метод обеспечивает психологически комфортное состояние преподавателя и учащихся. Снижается количество конфликтных ситуаций. Повышается общекультурная подготовка учащихся, создаются условия для формирования человека знающего, коммуникабельного, творческого, рефлексирующего, способного к саморазвитию. В деятельностном методе обучения выделяют 4 типа уроков:
– Урок освоения новых знаний
– Рефлексии
– Систематизации знаний
– Развивающего контроля
От учителя требуется большая подготовка к уроку (продумать этап мотивации, задания для этапа актуализации, подготовить алгоритмы для выполнения заданий, эталоны для самопроверки с ответами и с полным ходом решения и т. д.). На уроках проводится работа в парах, группах, составляются карточки для самопроверки. Работа в парах в нашей школе проходит намного легче, чем работа в группах, так как наполняемость классов сельской школы малочисленна. Структура урока открытия нового знания такова:
- Мотивация (самоопределение).
- Актуализация знаний (повторение и обобщение)
- Выявление места и причины затруднения
План выхода из затруднения:
1) Внимательно прочитай задание.
2) Выясни, что требуется выполнить.
3) Воспользуйся имеющимися знаниями.
4) Если не получается, воспользуйся информацией.
- Построение проекта выхода из затруднения.
Повторяются правила работы в паре, группе:
1) Каждый работает на общий результат.
2) Один говорит, другие слушают.
3) Вежливо высказывай своё несогласие.
4) Переспроси, если не понял.
- Реализация построенного проекта (построение и фиксация нового знания: мозговой штурм в группе, эталон решения задачи, вызвавшей затруднение).
- Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (применение нового знания в типовых заданиях. Пока каждый не проговорит, он не поймёт (в паре, в группе)
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение (связь нового с ранее изученным или задание на пропедевтику)
- Рефлексия учебной деятельности
«Опрос — итог». В конце урока задаются вопросы, побуждающие к рефлексии. Можно использовать интересные факты, при этом дети учатся отличать главное и второстепенное.
«Пантомима». Загадать понятие и показать его пантомимой.
«Азбука». Дается буква алфавита, например «К», необходимо написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву и тесно связанных с изучаемой темой. Обосновать свой список — показать связь слов с темой.
«Анкета» — Учащиеся составляют вопросы-суждения по теме (не менее 10) и сдают на проверку. Потом их можно использовать на семинаре.
«Синквейн» — стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: 1 строка — одно ключевое слово (содержание синквейна); 2 строка — два прилагательных (характеризуют ключевое слово); 3 строка — три глагола (действия понятия); 4 строка — короткое предложение (авторское отношение к понятию); 5 строка — резюме, вывод.
«Толстый и тонкий вопрос» — используется для организации взаимоопроса. (однозначный краткий ответ и ответ развернутый).
«Телеграмма» — приём актуализации субъективного опыта. Краткая запись.
На уроках создаётся ситуация успеха. Ребёнок не боится того, что ему поставят двойку. На таких уроках только положительные отметки. Для эталонов используются тетради, в которые помещаются выведенные учащимися эталоны. Дети работают самостоятельно (затруднение, выход из затруднения, составление эталонов, самостоятельная работа, самопроверка, самостоятельная работа по эталону и т. д.), а дело учителя — помочь и организовать работу учащихся. Таким образом, учащиеся самостоятельно добывают знания.
Системно-деятельностный метод мы применяем и во внеурочной деятельности. Отличительными особенностями внеклассной работы можно назвать нестандартные формы проведения занятий, сочетание коллективных и индивидуальных способов обучения, осуществляемых по различным направлениям; праздники и тематические вечера; выставки творческих работ; выполнение научно-исследовательских и творческих проектов.
Литература:
1. Асмолов А. Г. Системно — деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 — № 4. — С18–22.
2. Соколова Л. А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» № 1,2005г.
3. Электронный ресурс: режим доступа: http://www.nsportal.ru/gp/suhomlinskiy-v-sto-sovetov-uchitelyu
4. http://school410.spb.ru/lessons-constructor-files/page-onz-etap-9-refleksii- uchebnoj-deyatelnosti.html
5. Мошнина Р. Ш. Учитель в зеркале стандарта / Р. Ш. Мошнина // Начальная школа: прил. к газ. «Первое сентября». — 2009. — 1–15 сент. (№ 17). — С. 2–7; 16–30 сент. (№ 18).
6. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/03/27/realizatsiya-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda-v-nachalnoy
7. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2015/03/22/statya-struktura-uroka-otkrytiya
Ключевые слова
виды деятельности, дидактические принципы, системно-деятельностный метод, формы и методы обученияПохожие статьи
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в рамках внедрения ФГОС нового поколения
В статье авторы пытаются раскрыть применение системно-деятельностного подхода в свете перехода на ФГОС третьего поколения.
Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе
В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.
Ситуационные задачи как средство формирования профессиональных компетенций студентов
В статье рассматривается роль ситуационных задач в практическом обучении студентов, также описывается роль практико-ориентированных заданий в процессе формирования профессиональных компетенций обучающегося.
Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования
В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.
Педагогические подходы к понятию интерактивных технологий обучения
В статье рассматриваются сущностные характеристики интерактивного обучения, формулируются некоторые правила его организации на уроках, выделяются этапы реализации.
Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...
Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС
В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС на уроках в средней и начальной школе
В статье анализируется противоречия между теоретическими основами современного образовательного стандарта и практическим внедрением системно-деятельностного подхода; даются рекомендации, устраняющие данные противоречия.
Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...
Изучение русского языка в иностранных группах
В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.
Похожие статьи
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в рамках внедрения ФГОС нового поколения
В статье авторы пытаются раскрыть применение системно-деятельностного подхода в свете перехода на ФГОС третьего поколения.
Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе
В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.
Ситуационные задачи как средство формирования профессиональных компетенций студентов
В статье рассматривается роль ситуационных задач в практическом обучении студентов, также описывается роль практико-ориентированных заданий в процессе формирования профессиональных компетенций обучающегося.
Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования
В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.
Педагогические подходы к понятию интерактивных технологий обучения
В статье рассматриваются сущностные характеристики интерактивного обучения, формулируются некоторые правила его организации на уроках, выделяются этапы реализации.
Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...
Интегрированный урок как один из аспектов реализации системы образования в условиях ФГОС
В статье рассмотрены основные подходы к интегрированному обучению в условиях современного образования, описаны различные методы и методики, применяемые при реализации интегрированного обучения.
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС на уроках в средней и начальной школе
В статье анализируется противоречия между теоретическими основами современного образовательного стандарта и практическим внедрением системно-деятельностного подхода; даются рекомендации, устраняющие данные противоречия.
Современные педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
В данной статье рассматриваются современные педагогические технологии, способы, приемы и методы обучения иностранному языку в современной школе. Автор приводит примеры по применению некоторых из них. Все технологии и приемы направлены на формирование...
Изучение русского языка в иностранных группах
В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.